В статье будет спойлер, описывающий главный принцип Inside. Если вы еще не играли в нее — от души советуем это сделать, а потом вернуться к этому тексту.
Какая игра лучшая на свете? А какой фильм? Какая музыкальная композиция лучше других?
Все это — абстрактные, полуриторические и откровенно глупые вопросы, на которые в принципе невозможно дать ответ. Мало ли, кому что и по какой причине нравится.
Это, на первый взгляд, точь-в-точь такой же бестолковый вопрос, но на него, как ни странно, есть ответ: в Inside. Конкретно — в сцене со звуковой волной. Еще раз: вы нигде не найдете более гармоничного сочетания игрового процесса, графики и звукового дизайна.
Мальчик бежит слева направо, а из фона по нему ритмично бьет ударная волна. Бум! Мальчик прячется от нее за укрытиями. В какой‑то момент на его пути оказывается странный механизм, напоминающий быстро крутящуюся стрелку часов. Бум! Кажется, за ней можно как‑то спрятаться…
После нескольких неудачных попыток, каждая из которых приводит к тому, что волной мальчика разрывает на части, вы нащупываете верный тайминг и вовремя прячетесь за стрелкой. Волна в очередной раз бьет по мальчику, но на этот раз на ее пути оказывается непробиваемый заслон… Вновь должен раздаться смертоносный бум, но вместо него включается семпл ритмичной музыкальной композиции.
Вы одновременно счастливы оттого, что мальчик не погиб, горды своим интеллектуальным превосходством над головоломкой, заворожены монументальным видом неукротимой стихии, остановленной непробиваемым заслоном, и наслаждаетесь музыкой, которую сами только что запустили. Это неописуемое, редчайшее откровение, существующее на стыке нескольких видов искусства.
Головоломка со звуковой волной — главный пример избранного разработчиками подхода, но на самом деле Inside вся такая. Каждый ее пазл уникален, и он целенаправленно бьет по самым чувствительным рецепторам игрока — будь то жалость к трепетному мальчику, ужас перед поджидающими его во мраке монстрами или, например, шок от сложной игровой физики, припасенной для безумного финала.
Непонятно, как Playdead удалось выдумать такую редкую игру, но до сих пор, спустя семь лет после ее релиза, ничего подобного так и не вышло.
Inside доступна на всех возможных платформах, включая мобильные телефоны. Мальчик может только бегать, прыгать и хватать руками предметы — даже с тачскрина им удобно управлять. Нет никаких оправданий, чтобы пропустить Inside, пройдите ее, пожалуйста.