Антидьябло: размышляем о Vampire Survivors, маленькой игре, навсегда опохабившей Diablo

18 июня 2023 в 11:25
Фото: Luca Galante
В рубрике «Игра на выходные» мы советуем небольшие, необязательно новые, но непременно захватывающие игры, которые не отнимут у вас много времени. Понять, в чем их прелесть, можно за пару вечеров. Сегодня очередь Vampire Survivors, клона Diablo, в который забыли добавить кнопку атаки.

Вам не кажутся странными длинные и вдумчивые рецензии на Diablo, в которых детально разбирают механики? Какая разница, добавили ли в новой версии открытый мир или сделали игру более мрачной, — так или иначе все сведется к кликам по монстрам. Сначала вам легко их убивать (монстры слабые), а потом сложно (монстры сильные), но вот вы прокачались и снова массовое уничтожение чертей идет как по маслу. Да, у них более грозный вид, а вы, для того чтобы отправлять их обратно в ад, изрядно потрудились, но если задуматься, то вместо прогресса вы вернулись в ту же точку, откуда начинали.

Убийство сильных монстров прокачанным героем ничем не отличается от уничтожения слабых монстров героем-новичком.

Вы ходите по кругу.

Очень хочется подобрать какую‑то хлесткую метафору, доходчиво описавшую бы абсурдность игрового процесса любой похожего на Diablo боевика, но, как выяснилось, подбирать тут надо не слова, а геймплей. Вышедшая два года назад Vampire Survivors кажется пародией на Diablo, но на самом деле это ее предельный, доведенный до болезненного совершенства близнец.

Авторы клонов Diablo обычно что‑то добавляют к проверенной формуле: например, громадный открытый мир, кооператив или возможность торговать предметами. Лука Галанте, разработчик Vampire Survivors, пошел в противоположную сторону и начал убавлять.

Сначала были убраны разные типы монстров. В Vampire Survivors они все одинаковые. Все, что они могут, — ковылять в сторону героя. Стрелять не могут. Анимаций у них нет. Если дотронутся до вас, то нанесут урон. Все.

Затем отказались от лабиринта уровня. Вместо извилистой архитектуры подземелья — пустая арена.

Потом у игрока отобрали возможность победить: что бы вы ни делали, через полчаса страданий на арену торжественно спустится Смерть и заберет героя в мир теней.

Казалось бы, удалять больше нечего — но нет, это еще не все! В безжалостном порыве креатива автор отсек последний лишний элемент — возможность целенаправленно атаковать врагов. Вы можете только передвигаться вправо, влево, вверх или вниз, а бьет монстров ваш персонаж автоматически.

Тут возникает резонный вопрос: «А что вообще осталось?»

Прокачка!

Про нее не только не забыли, но, очистив от всевозможной второстепенной шелухи, мастерски поставили на ней акцент. Строго по таймеру окружающие вас монстры становятся сильнее, и если вы замешкаетесь, то навсегда отстанете от них в развитии. Поэтому нужно уничтожать врагов очень быстро, непрерывно повышая уровень и делая героя сильнееСобрав правильную комбинацию из усилений, вы будете непрерывно с одного попадания уничтожать всех приближающихся к вам монстров, прежде чем они успеют нанести урон..

Получается издевательский, граничащий с клинической формой мазохизма геймплей, при котором вы судорожно нажимаете ⬆️⬇️⬅️➡️, водя хороводы с бездумно следующими в вашем направлении монстрами.

Это весело? Честно говоря, не очень. Красиво? Нет, игра довольно уродливая. Но оторваться невозможно — и особенно подкупает бескомпромиссная честность выбранного автором подхода. Есть только вы, монстры и прокачка. Нет даже взрывов: о том, что вы побеждаете, гордо возвещают большие красные числа наносимого вами урона.

100.

Вот вроде тоже число, написано крупно, но от этого вам ни холодно, ни жарко. Прелесть Vampire Survivors в том, что, дизайном своим не сильно превосходя просматриваемую вами прямо сейчас веб-страницу, она заставляет испытывать почти эротическое удовольствие от созерцания красных цифр.

100! Ваш герой стал сильнее. Полчаса вы потратили не зря.

Расскажите друзьям