Всевозможные клоны «Тетриса»
На волне популярности своей главной игры Алексей в сотрудничестве с Nintendo или другими, менее крупными компаниями выпустил чудовищное количество тетрисоподобных пазлов. Суть у всех примерно одинаковая: сверху падает какой‑то материал, ваша задача — что‑то из него собрать. В Hatris падали наборы шляп, в Wordtris — буквы, в Wild Snake — норовящие расползтись змеи, а в Magnetic Crane — вагоны поезда. При помощи титульного магнетического крана вагоны надо было поднимать и переворачивать; ситуация осложнялась тем, что по ним в этот момент ходили люди, и если их в ходе ваших манипуляций чем‑то придавливало, откуда ни возьмись возникали медсестры с носилками, которых чуть позже подменяли рогатые черти, отправлявшие нечаянно убитых вами железнодорожников прямо в ад.
Каким образом среди этих удивительных игр не оказалось «Секстриса», решительно непонятно: вариации геймдизайна в клонах «Тетриса» порой получались не менее дикими и противоестественными, чем позы в упомянутой эротической головоломке.
«Тетрис-2» и Welltris
Если быть предельно откровенными, развить концепт своего главного шедевра Алексею так и не удалось: любые надстройки тут же ломали интуитивность и перегружали баланс. Но была пара любопытных экспериментов. «Тетрис-2» кажется шутливым названием из несуществующего мема, но такая игра действительно есть — разве что цифру «2» она вряд ли заслужила. На самом деле это скорее рескинКопия игры с идентичным оригиналу геймплеем, но измененной графикой. классического «Тетриса» со слегка обновленными правилами. Вам нужно не только складывать блоки в линии, но и стараться, чтобы фигуры совпадали по цвету. Остатки блоков не зависают в воздухе, а падают друг на друга и если, скажем, они все синие, то тоже сгорают.
Самым удачным клоном «Тетриса», на наш взгляд, оказался Welltris.
Блоки в нем падают по четырем окружающим дно колодца стенам и… это невероятно сложно описать словами, лучше посмотрите. Суть в том, что при переходе из одной плоскости в другую фигуры меняются и даже разваливаются на части в строгом соответствии с законами физики и геометрии. Welltris — довольно неудобная и не очень интуитивная игра, но она здорово тренирует пространственное воображение и на фоне остальных откровенно эксплуататорских клонов, паразитирующих на одной отличной идее, выглядит честной попыткой придумать что‑то по-настоящему новое.
El-Fish и Knight Move
Есть в творчестве Алексея и пара совсем не похожих на «Тетрис» игр. El-Fish — симулятор аквариума. В нем почти нет геймплея; это не игра, а, скорее, полуинтерактивный вариант популярного 1990-е скринсейвера: вы выбираете модель аквариума, запускаете туда рыбок, а потом смотрите, как они там плавают туда-сюда. И все.
Наконец, самая классная и смелая, на наш взгляд, игра называется Knight Move, то есть «Ход конем». Это что‑то вроде платформера, изуродованного необходимостью скакать исключительно буквой Г. Проще говоря, вам может захотеться прыгнуть на какую‑то клетку, а сделать это просто так нельзя, и приходится скакать в обход: L, Г, Г, Г, L… Клетки, на которые вы уже прыгнули, проваливаются, поэтому нужно заранее планировать маршрут, чтобы не отсечь самому себе путь к отступлению.
Knight Move кажется самой выразительной демонстрацией творчества Алексея Пажитнова по ту сторону «Тетриса». Это вполне современная инди-игра — вернее, ее набросок. Нищий студент, подгоняемый необходимостью заработать хоть какие‑то деньги, скорее всего, довел бы его до ума и получился бы нормальный классический пазл. А живому классику геймдизайна ничего никому доказывать не надо и он, наигравшись с любопытным концептом, быстро забрасывает его. Принимая во внимание величие «Тетриса», мы, пожалуй, не рискнем критиковать за это мастера.