Интервью

«Я никогда не играл в „Героев“»: разговор с Полом Ромеро, композитором серии HoMM

2 апреля 2023 в 19:29
Фото: Ubisoft
Если при слове «герои» у вас в голове начинает играть эта мелодия, то вы пришли по адресу. Наши друзья из творческого объединения ENCORE поговорили с Полом Ромеро, автором музыки к Heroes of Might and Magic. Вы узнаете, чем он вдохновлялся, когда писал темы Цитадели и Крепости, какой могла бы быть опера по «Героям» и что ждет серию в будущем.

— Расскажи, когда в твоей жизни появилась страсть к музыке?

— Ну, думаю, все началось, когда мне было года три. Мама часто ставила записи Артура Рубинштейна, где он играл ноктюрн Шопена. Это было первое произведение Шопена, которое я услышал в жизни. И даже в три года я был просто сражен этим звучанием. Это же магия! Первое волшебство, коснувшееся моих ушей. Я влюбился. И захотел сам играть на пианино.

У нас дома был небольшой инструмент. Мои родители не играли и купили его в качестве декора. А я начал на нем учиться. Нажимал на клавиши и пытался разобраться, как же играть на этой штуковине. И ноктюрн был первой мелодией, которую я разучил, просто слушая его. После Шопена я стал изучать другие записи, которые были в коллекции у родителей. А, как правило, у людей, имеющих записи Шопена, есть и записи Рахманинова. И, наверное, лет в семь я плотно подсел на Сергея Рахманинова.

— Серьезно? У него же очень глубокая, даже мрачная музыка.

— Да-да! Я просто обожал его. Возможно, я был сумасшедшим ребенком. Да, это произведение звучит пугающе, но и невероятно мощно! Понять, как извлекать подобные звуки, в юном возрасте было сравнимо с обретением магической силы.

— Ты создал многие произведения для компьютерных игр. А сам играешь?

— Нет. Честно говоря, я вообще никогда не играл ни в одну компьютерную игру. До сих пор так и не пробовал.

— Вот мы так и знали! Ну и как ты тогда это делаешь? Смотришь на картинки, изображения тех же замков или персонажей и понимаешь, как оно все звучит? Как рождается музыка?

— Мой продюсер Роб КингКомпозитор, владелец звукозаписывающей студии Green Street Studios и соавтор музыки к «Героям меча и магии». ведет переговоры с разработчиками, обсуждает запросы и пожелания, их видение воображаемого мира, для которого я создаю музыку. Потом он на словах объясняет мне, какие ощущения должен передавать геймплей, что игрок должен чувствовать. Визуалы, конечно, помогают. Например, когда я вижу изображения Крепости…

— В России мы зовем ее Болотом!

— Ну да, местность там болотистая. Короче говоря, когда я вижу пирамиды или этих змееподобных существ, пейзажи вокруг… Это создает некий привкус.

Сейчас я работаю над одним проектом, и там замки высоко в горах, как в Баварии. При этом везде большие витражи, как в соборе Нотр-Дам. Я стараюсь соединить на уровне ощущений баварскую архитектуру и французские готические церкви. И в голове начинают греметь колокола! Огромные колокола в церкви, построенной высоко в горах, как при безумном короле Людвиге Баварском. И я выбрал музыкальный язык, похожий на тот, на котором «говорил» Вагнер. Что‑то схожее с его операми. Я слышу лишь колокола, трубы, оперу, Вагнера. Вернее даже его «Кольцо нибелунга».

— А не было желания отойти от жанра «эпической» музыки?

— Я пытался! Первые «Герои» были очень узкожанровыми, немного застрявшими в барокко-звучании, вторую часть мы повели по неоклассическому пути, добавили туда много вокала. Сделали ее оперной. У меня много друзей среди певцов, поэтому я подумал, а почему бы мне не позвать их всех, весело же будет. И было! Но вот когда дошло до третьих «Героев», продюсеры мне сказали: «Никакой оперы и никакого саксофона».

— Никакого саксофона? За что?! Все любят саксофон.

— Видимо, не все. Еще раз, мне поставили два условия: никакой оперы и никакого сакса. Но, правда, во всем остальном мне полностью развязали руки. Я решил, что тогда дам им что‑то от Прокофьева. Вспомнил его «Ромео и Джульетту», например. Кстати! Вот вы говорите Болото. Оно полностью вдохновлено Третьим концертом Прокофьева для фортепиано. А для Цитадели я взял немного от Карлоса Сантаны. Я черпаю вдохновение из совершенно разных источников, своих воспоминаний и ощущений.

— Расскажи о своих выступлениях в России.

— Как‑то раз мне поступило предложение приехать с концертом. Не помню точно название площадки, но это был совсем небольшой зал. Изначально планировалось сыграть репертуар Рахманинова или Шопена. Но потом мне позвонили и попросили исполнить музыку из «Героев».

— Вот так и попросили, именно музыку из игры?

— Да! Было агентство, которое со мной связалось, и они говорят: «Мужик, приезжай и сыграй в России!» И я такой: «Да без проблем, чуваки! Я могу исполнить Рахманинова, еще я играю Шопена». А они мне в ответ: «Да нет, нам это не нужно. Мы хотим твою музыку из игр!» Я попытался им объяснить, что для меня это исключительно фоновая музыка, не концертная, она не планировалась для сцены! А они: «Нет, мы хотим, чтобы ты играл именно это!» И я им в ответ: «Да вы чего, кто вообще пойдет это слушать? Вы не соберете людей». А они мне: «Поверь, мы найдем слушателей».

— Можем их понять: в России «Героев» обожают.

— Я не знал этого. Я был просто счастлив приехать играть в России, но думал: «Твою мать, это музыка из игр, никто не придет». А потом я просто обалдел. Был полный зал.

— Сейчас ты работаешь над каким‑нибудь игровым проектом?

— Да, но он не связан с «Героями». Хотя мне не раз говорили, что к этой франшизе в будущем еще вернутся. Пока я работаю с компанией Tencent, которая переосмысляет бренд Heroes of Might and Magic, — вероятно, появится другая игра, но в знакомой вселенной. Для меня это будет означать, что я уже 30 лет работаю с «Героями». Это очень круто. И немного странно, мне ведь всего тридцать, понятия не имею, как это возможно.

— Почему до сих пор нет экранизации «Героев»?

— Мы думали об этом, но я бы лучше сделал оперу! Для сцены, не для кинотеатров. Что я, зря, что ли, столько оперной музыки написал для игры? Я со многими обсуждал эту идею. Почему‑то считается, что «Героев» невозможно адаптировать в складный и цельный сюжет. Не понимаю почему. С другой стороны, откуда мне знать, я и в игру-то не играл никогда.

— Последний вопрос. Представь, что у тебя осталось времени жизни лишь на то, чтобы сыграть напоследок одно произведение. Что ты выберешь?

— Третий концерт Рахманинова. Вне всяких сомнений. Он сам по себе как целая вселенная, очень глубокий и сложный. Когда я его играю, я и так уже нахожусь в раю.

— Надеемся, однажды услышим его в твоем исполнении в Москве!

— Вряд ли! Я всегда его предлагаю в программу, но мне говорят: «Ну уж нет, им здесь никого не удивишь. Давай‑ка что‑нибудь из игр!»

Расскажите друзьям