Куда приводят мечты о Советском Союзе. Обзор Atomic Heart

20 февраля 2023 в 15:59
Иллюстрация: Mundfish
21 февраля выходит Atomic Heart, экшен от первого лица в альтернативной роботизированной версии СССР. Разбираемся, удачной ли получилась игра и почему она заставляет с грустью вспоминать не столько о Советском Союзе, сколько о российской игровой индустрии, кажущейся теперь такой же несбыточной мечтой, как мировой коммунизм.

В фантастическом Советском Союзе грандиозные сталинские высотки стоят на площадях городов-самолетов, висящих под облаками на гигантских турбинных платформах, людям помогают умные роботы и полным ходом идет подготовка к колонизации Марса.

Где‑то в этой же реальности к 2023 году отечественная игровая индустрия тоже достигла небывалых высот. Netflix готовится снимать третий сезон «Волкодава» по мотивам популярнейшей российской RPG, «Тетрис-2» оказался не менее концептуальным, чем его великий предшественник, а глава Bethesda Тодд Говард на недавней конференции объявил, что после 15 лет разработки он принял тяжелейшее решение об отмене Starfield, поскольку она, цитируем, «не выдержит конкуренции с „Космическими рейнджерами-3“». Наконец, вот-вот выйдет Atomic Heart, остроумный российский шутер в оригинальном советском сеттинге. Как жаль, что это всего лишь мечты… А, стоп.

Телепортированная из описанной выше параллельной вселенной Atomic Heart действительно существует.

Неужели это та самая долгожданная великая игра из России?

Нет, но она все равно отличная. Разработчики выдержали очень непростую, редкую интонацию.

Да, про Советский Союз можно шутить, причем довольно жестко. Нет, это не значит, что у игры хамский тон и авторы не уважают историю.

Раньше с такой вводной получались только You Are Empty или «Сталин против марсиан». А у Mundfish вышел советский «Ван Хельсинг»Фото: Universal Pictures — набор полусказочных комедийных штампов в дорогой упаковке блокбастера.

Давайте к делу. Какая главная особенность игры?

Сеттинг!

Atomic Heart разворачивается в декорациях гиперкибер-СССР, в котором все получилось. Лучший пример — битва с взбесившимися растениями в трюме громадной теплицы. По идее, нужно думать о том, как поскорее всех перебить, размахивая пожарным топором, но вместо этого вы глазеете по сторонам, завороженные величием инженерной мысли. Ближайший ориентир — эпизод «Напарник» из «Операции „Ы“»: герой играет со злодеем в кошки-мышки на фоне передовой советской стройки.

А что происходит?

Вы — майор Сергей Нечаев, суперагент-разведчик. На предприятии «3826» случилась диверсия — роботы взбунтовались и поубивали ученых. Вероятно, ответственен за это инженер Виктор Петров, разработчик программного обеспечения. Ваша задача — отправиться на «3826» и задержать Петрова для допросов.

Помочь Нечаеву должен вживленный в руку болтливый искусственный интеллект «ХРАЗ» («Хранитель знаний»), с которым герой будет постоянно пререкаться в стиле охотника на вампиров Ди.

Как играть?

Atomic Heart — клон Bioshock. Вы много деретесь в замкнутых пространствах, усердно рыскаете по многочисленным шкафчикам в поисках полезных вещей, а в специальном холодильнике прокачиваете сверхспособности. Телекинезом подтягиваете к себе врагов и предметы для крафтинга, пуляете молниями из пальцев или укрываетесь пуленепробиваемым щитом. Общая структура более линейная (вы проходите уровни один за другим, а не путешествуете по единому лабиринту); герой часто выбирается на открытый воздух и сражается с роботами уже в духе Far Cry, но сути это не меняет — авторы в первую очередь ориентировались на творчество Кена Левина.

Как в Bioshock, стены коридоров щедро увешаны камерами, которые поднимают тревогу при виде героя. Здесь скрывается самая интересная и оригинальная особенность игрового процесса. На шум слетаются специальные ремонтные дроны и восстанавливают поверженных врагов. Выглядит это бесподобно.

Пузатая, парящая над землей бочка с пропеллером деловито чинит только что уничтоженного вами робота.

Выстрелите по ней — она, испугавшись, улетит. Веселое мельтешение в кадре создает очень правильный, бодрый, придурковатый настрой. Сражения с ватагой роботов, которые изо всех сил стараются друг другу помочь, — вполне свежий, запоминающийся опыт.

К сожалению, не весь игровой процесс столь же яркий.

Дизайн игры уверенно стилизован под Советский Союз, а вот геймдизайн местами именно что совковый. Так можно было делать игры до 1991 года.

Квесты, в которых четыре раза надо что‑то собрать, встречаются куда чаще, чем хотелось бы, а платформенные головоломки, где нужно скакать над пропастью, устарели, кажется, еще в первом Quake. Это не смертельно, но обозначенный названием ядерный геймплей периодически глохнет.

Есть ли в Atomic Heart социальный комментарий?

Есть.

Сногсшибательный пролог завлекает глубокомысленными намеками. Что скрывается за грандиозным советским фасадом? Какой ценой даются успехи на производстве? К чему приведет противостояние СССР и США? В какой‑то момент думаешь: «Ну все, сейчас игра ка-а-ак даст!» Но наметившееся было политическое высказывание в последний момент подменяется довольно нейтральным фантастическим твистом без явных отсылок к текущей действительности.

При желании можно разглядеть в сюжете метафоры о том, что у некоторых людей в головах кисель и они ведут себя как роботы. А можно и не разглядывать.

Вердикт

Atomic Heart — веселый, стильный и оригинальный боевик, умело высекающий фан из советского наследия. Привет из далекого, необузданного, наивного прошлого нашей игровой индустрии, в котором авторы гонялись за новыми идеями и не боялись экспериментов. Хочется побольше таких игр.