Вас не раздражает, когда создатели современных кукольных мультфильмов выносят в промоматериалы сам факт кукольности и того, что работа над произведением затянулась на десять лет? Papetura как раз такая: в рекламном ролике нравоучительно показывают, как бедный автор собственными руками вырезал из бумаги тысячу малюсеньких капель, потом склеил их вместе, потом занялся покадровой анимацией… Зачем так себя истязать, когда современные 3D-редакторы давно позволяют воспроизводить человеческую кожу с правильно растягивающимися порамиЭто важно для убедительной лицевой анимации., не говоря уже о бытовых материалах? Бумага, металл, камень, дерево — при должном опыте можно получать фотореалистичные рендеры, не тратя лишнее время.
Но тем сильнее впечатляют художественные достоинства Papetura. Это короткий point-and-click-квест, в котором все персонажи и весь игровой мир вырезаны из бумаги. Вопреки изложенному во вступлении тезису, непростой творческий метод, избранный автором, оказался оправдан.
Все дело в безупречном сочетании бумажного оформления и истории игры. Сначала в мире Papetura гаснет солнце, и вам нужно его заново зажечь, а потом, напротив, возникает угроза всеобщего пожара, и его как‑то надо предотвратить. Вырезанные из бумаги человечки и тонкие белоснежные своды зданий, в которых они живут, выглядят до того трогательно и хрупко, что сама мысль о том, что они могут по вашей вине сгореть, становится физически неприятной. Вы с удвоенным рвением бросаетесь на спасение местных жителей.
По ходу развития сюжета вам то и дело приходится зажигать бумажные фонарики, используя для этого специальных выстреливаемых из своеобразной пушки светлячков. Момент заполнения светом вышел особенно поэтичным: вы практически чувствуете тепло, излучаемое фонарем. Тут-то и дает о себе знать самодельная сущность проекта: в 3ds Max можно воплотить нечто похожее, но чтобы передать все нюансы подогреваемого изнутри естественным светом бумажного листа, нужно быть непревзойденным мастером компьютерной графики, и лучше заручиться поддержкой целой команды таких мастеров. А Papetura сделал один человек.
Отличный пример классической инди-игры и достойный наследник Machinarium и Samorost.