Видеоигры

Черная жесть. Почему The Callisto Protocol — главное игровое разочарование 2022 года

7 декабря 2022 в 19:15
Фото: Krafton
The Callisto Protocol могла стать игрой года. Подгоняемые жаждой мести авторы оригинальной Dead Space собирались доказать EA, что та в свое время зря отвергла их идеи — и загубила игру. Команда получила солидный бюджет и творческую свободу, но дальше, как бывает в фильмах ужасов, «что‑то пошло не так». Что именно — разбирается Эдуард Голубев.

Далекое будущее. На спутнике Юпитера Каллисто злодейская корпорация построила тюрьму «Черная жестьВ оригинале всего лишь Black Iron.», куда свозится весь человеческий скам. Почти сразу становится понятно, что колония — прикрытие для опытов над инопланетным вирусом, которым заражают заключенных. Естественно, хорошо это не заканчивается — и вот по тюрьме уже бродят толпы голодных мутантов. Очень некстати в этот момент на Каллисто разбивается грузовой корабль с главным героем. Его зовут Джейкоб (играет протагониста Джош Дюамель, приятный военный из «Трансформеров» Майкла Бэя) и он хочет спастись. В этом ему обещает помочь таинственная девушка Дани Накамура (Карен Фукухара, Кимико в сериале «Пацаны»), о которой известно только, что она ненавидит устроившую опыты корпорацию.

The Callisto Protocol — дебют студии Глена Скофилда Striking Distance. И история разработки игры гораздо увлекательнее ее самой.

Именно Скофилд когда‑то придумал первоклассный космический хоррор Dead Space, но после успеха первой части разругался с издателем EA и ушел делать Call of Duty в Activision. Получалось плохо — его новая команда (Sledgehammer Games) выпустила, возможно, худшие части боевика: Modern Warfare 3, WWII. И все это время Глен думал о новом, уже авторском, космическом хорроре. Идея заинтересовала корейскую корпорацию Krafton (продюсеры PUBG). Тогда Скофилд основал свою студию, позвав туда разработчиков, с которыми работал над Dead Space. Круг длиной в 14 лет замкнулся. И главное достоинство, но в то же время и проблема The Callisto Protocol в том, что это все та же Dead Space.

С самого начала игра любовно, «для своих», выписывает знакомые темы. Загибайте пальцы! Чтобы убить монстра, желательно его расчленить. Во всех бедах виновата злая корпорация (в лице артиста Сэма Уитвера (Старкиллер из Force Unlished и главный герой в Days Gone). А перемещаться Джейкоб будет преимущественно по темным и узким коридорам. Плюс аналогичный Dead Space интерфейс, здоровье в шее, кинезис в руке, та же анимация удара ногой. Что‑то сделано элегантно и с иронией: из оторванных конечностей у тварей вылезают щупальца, и тогда монстры становятся только злее (на одной из стен есть даже кровавая надпись shoot the tentacles — перифраз знаменитой cut off their limbs).

В игре невероятная работа со звуком. Скрипы, шорохи и вздохи в нужный момент превращаются в рев, клокотание двигателей и хлюпанье мозгов под ботинками. Еще можно похвалить интеллект врагов. И монстры, и тюремные роботы ведут себя агрессивно, но не лезут на рожон — пользуются укрытиями, уворачиваются и нападают толпой.

Однако по мере прохождения The Callisto Protocol вызывает больше вопросов, чем восторгов. Геймплей — первый Dead Space (которому уже 14 лет), но с надоедливым рукопашным боем из The Last of Us: Part 2. Первый раз раскрошить башку мутанту дубиной приятно, но потом бесконечный мордобой надоедает. Драться приходится слишком часто (патронов почти нет), и, несмотря на все увороты и парирования, процесс уже к середине игры становится чересчур однообразным.

К тому же The Callisto Protocol совсем не страшная. На первых уровнях авторы еще пытаются пугать — преимущественно, скримерами, что в 2022 году давно дурной тон — но потом игра уходит в вышеописанный рукопашный экшен. Также в The Callisto Protocol очень странный дизайн уровней. Каждые 10 минут Джейкоб заползает в вентиляцию, карабкается по лестнице или протискивается через щель. В God of War: Ragnarök такие моменты тоже были и так разработчики маскировали загрузки. Но Ragnarök — игра в просторных локациях, которая отлично работает на PS4, а сами переходы занимают считанные секунды. Здесь же это десятки секунд, чередующиеся с минутами чересчур медленного геймплея, когда на экране ничего не происходит. Вентиляции убивают остатки саспенса и просто затягивают игру, которая проходится за шесть часов.

Ну и главная проблема The Callisto Protocol — техническое состояние. На PS5 и Xbox Series X все нормально. Но на других консолях и, главное, на PC проект неиграбелен. Баги, фризы, вылеты — релиз стал кошмаром не только для геймеров (сейчас в Steam на странице игры преимущественно отрицательные отзывы), но и для инвесторов. Акции Krafton упали, разработчики в мыле пытаются все исправить.

Но надо ли? The Callisto Protocol — откровенно средний проект. Кому, да еще за фулл-прайс, может понадобиться эта запоздалая реплика Dead Space, когда ремейк Dead Space выходит уже через два месяца. В отличие от «Мертвого космоса» The Callisto Protocol местами слишком ладная (несмотря на слизь, гниль и кишки), но в целом безыдейная штука, которая не способна залезть ни под кожу, ни в мозг.

Расскажите друзьям