Что такое Civilization
Это серия стратегий, в которой игроку необходимо возглавить одну из мировых держав и провести ее сквозь эпохи, от каменного века до полетов в космос. С вами соперничают или сотрудничают другие страны, возглавляемые харизматичными лидерами, у каждого из которых есть свой неповторимый стиль. Например, Чингисхан склонен к войнам, а Теодор Рузвельт предпочитает мирную политику, но злитсяВ реальности Рузвельт был автором так называемой доктрины большой дубинки, согласно которой Соединенным Штатам даровалось исключительное право быть «полицейским» всего Западного полушария и вмешиваться в конфликты других стран, используя военную мощь. Подвергалась жесткой критике как повод для экспансии США., когда другие государства на кого‑то нападают.
Миф о Ядерном Ганди
Долгое время считалось, что в первой Civilization был баг, из‑за которого дружелюбнейший правитель вдруг зверел и начинал ядерную войну.
По легенде, у ГандиВ реальности Махатма Ганди был индийским политическим и общественным деятелем. Его философия ненасилия (сатьяграха) оказала влияние на движения сторонников мирных перемен не только в Индии, но и в других странах. Целью сатьяграхи было превращение соперника в союзника. По мнению Ганди, насилие рано или поздно приводило к увеличению насилия, ненасилие же прерывало спираль зла. Сатьяграха — не оружие слабых, а напротив, средство тех, кто силен духом. был самый низкий показатель склонности к конфликтам: 1 из 12. Где‑то на середине матча возглавляемая Ганди Индия могла выбрать себе государственный строй. Если игрок устанавливал демократию, то это дополнительно снижало склонность к войне еще на два пункта.
Демократия давала и без того добродушному Ганди отрицательный уровень агрессии.
Но из‑за того, что этот уровень был закодирован в однобайтовой беззнаковой целочисленной переменной с интегральным модулемИзвините, «интегральный модуль» мы сами только что выдумали, но допускаем, что в нагромождении непонятных терминов вы и не почувствовали подвоха. О схожем эффекте речь пойдет чуть ниже., которая могла принимать значения от 0 до 255, программа не считывала отрицательный результат, происходило целочисленное переполнениеВ жизни его можно наблюдать, например, когда счетчик докручивается до максимального значения и обнуляется., и уровень агрессии становился равным 255.
Иными словами, пацифист Ганди ближе к финалу партии (как раз когда цивилизации дорастали до атомных бомб) вдруг сходил с ума и развязывал ядерную войну.
Персонаж стал настолько популярным, что авторы Civilization 5 теперь уже целенаправленно сделали Ганди поклонником атомных бомб, до максимума задрав показатель любви к оружию массового уничтожения.
Так и хочется увидеть в этой истории мрачную метафору современной политики, в которой все чаще звучат угрозы ядерной войны, если бы не одно но.
Никакого Ядерного Ганди никогда не существовало.
Что было на самом деле?
Создатель «Цивилизации» Сид Мейер в автобиографической книге «Жизнь в мире компьютерных игр» писал, что даже если уровень агрессии Ганди становился отрицательным, игра была спрограммирована так, что целочисленного переполнения не случалось. Единственная причина, по которой он чуть активнее пользовался ядерными бомбами, чем остальные персонажи, заключалась в том, что миролюбивый стиль правления способствовал быстрому развитию науки, которое, в свою очередь, приводило к раннему появлению атомного оружия.
Проще говоря, Ганди вел себя приблизительно так же, как и все остальные лидеры. Просто сам факт того, что пацифист вдруг нанес ядерный удар, шокировал игроков.
Откуда же тогда взялся миф, к тому же настолько детализированный, с указанием байтов, уровней агрессии и сложной арифметической операции? Вероятно, речь идет об откровенном троллинге. В 2012 году пользователь Tunafish добавил запись в раздел любопытных фактов на сайте tvtropes.org выдуманную им историю, а оттуда она завирусилась через социальные сети.
Почему в Ядерного Ганди так легко поверить?
Мы бы выделили три причины.
Во-первых, боссы Firaxis были вовсе не против такого бесплатного пиара и, не спеша разочаровывать фанатов, подогревали интерес к своей игре и не опровергали откровенно лживую теорию.
Во-вторых, Ганди действительно по тем или иным причинам мог становиться агрессивным — надо же было это как‑то объяснить. Аноним из интернета с умным видом описал такое поведение, использовав пару заковыристых терминов из программирования, — этого оказалось достаточно, чтобы доверчивая публика попалась на крючок.
А третью причину называет«Given the limited technology of the time, the original Civ was in many ways a game that took place mainly in players’ imaginations, so I’d be reluctant to limit what that player can imagine by introducing too many of my thoughts». сам Сид Мейер:
То есть происходит безобиднейшая вещь: на игрока нападет Ганди, точно так же, как до этого нападал Чингисхан или Рузвельт. Обыкновенная игровая ситуация… Но его накрывает мощнейший когнитивный диссонанс: «Как это так?! Ганди взбесился! Это баг? За ним наверняка стоит сложнейшая математическая модель, которая дала сбой!» Перевозбужденный игрок тонет в собственных впечатлениях и рождается теория заговора.
А ведь ему всего лишь показали набор картинок и пару пиксельных анимаций в хилой графике 1991 года, приправленных игровым процессом, похожим на составление бухгалтерского отчета.
Это называется вовлеченность. Ее порождает первоклассный геймплейКак раз Сиду Мейеру и принадлежит одно из самых внятных описаний этой неуловимой, эфемерной сущности: «Геймплей — это серия интересных решений»..