Давайте-ка сразу к делу. Игра хорошая?
Отличная. Концептуально и, как выяснилось, тематически она безупречно вписалась бы в альманах «Любовь, смерть и роботы». Stray — лихая, высокотехнологичная, остросюжетная новелла, в которой главным героем управляете лично вы.
Что происходит?
Гулял посреди какого‑то обветшалого завода посреди джунглей, а потом свалился, бедный, в колодец и, пролетев полсотни метров, грохнулся посреди пустыря. Трущобы, окружающие место падения, оказались заселены добродушными роботами, которые копируют поведение людей: метут улицы, красят стены и даже пытаются напиться до беспамятства.
Там же он встречает летающего дрона B-12, который помогает общаться с андроидами, переводя их реплики на кошачий язык, и выполняет функцию бездонного рюкзака, нося в себе скомпрессованныеБанальный инвентарь оформили изящно: игра происходит в настолько далеком будущем, что вам доступна технология оцифровки. B-12 может запомнить любой предмет, а потом воссоздать его идентичную копию на своеобразном 3D-принтере. предметы.
Задача — отыскать выход из такого странного места, разобраться, откуда взялись эти роботы, а главное, куда подевались люди, да и были ли они вообще.
Как играть?
Большинство головоломок сводится к тому, чтобы залезть на самую высокую башню, карабкаясь по щедро развешанным по стенам кондиционерам. В пропасть кот при всем желании сорваться не может — движения контекстные в стиле Assassin’s Creed. Проще говоря, как таковой кнопки «прыжок» в игре нет: вы добегаете до края уступа, жмете клавишу и автоматически перескакиваете на следующую платформу.
Общая структура напоминает старорежимные квесты, вроде Discworld Noir или Return to Monkey Island. У кота есть инвентарь, в который складываются предметы для курьерских поручений: вы бегаете с посылками от одного робота к другому. Например, несете шпиону сворованную каску и спецовку, чтобы он замаскировался под рабочего и проник на завод.
Что получилось отлично: кот
Главный герой вышел потрясающий.
Великолепные анимации бесшовно вплетаются друг в друга; вы скачете по пресловутым платформам именно что с кошачьей грацией, и передвижение по городу из надоедливой обязанности становится самым приятным времяпрепровождением.
Еще вы можете урча тереться о ноги роботов, точить когти о диван, бить посуду и даже спать, свернувшись клубком.
Все это никак не привязано к геймплею, но здорово дополняет образ. Вы в первую очередь кот и только потом — инструмент для выполнения квестов. Наслаждайтесь собой, задания подождут.
Что получилось хорошо: сеттинг
Город роботов, вдохновленный трущобами Коулун, — замечательное место действия для видеоигры, но разработчики еще и ухитрились творчески обыграть рутинный быт его жителей.
В любой, даже самой высокобюджетной и технологичной игре вроде Skyrim или Red Dead Redemption 2 населяющие открытый мир NPCNon-Player CharacterПерсонаж игры. ведут себя как роботы. Они старательно симулируют людской быт, но на самом деле их жизнь подчинена повторяющимся циклам. Авторы Stray уловили этот парадокс и довели его до логического завершения.
Если в GTA проследить весь путь NPC в его суточным цикле, вас ждет разочарование: он, как заведенный болванчик, делает одно и то же. В Stray герои тоже зацикленные — рабочие бесконечно носят коробки из грузовика в магазин, полицейский вечно допрашивает задержанного, а бабушка связала многокилометровый шарф — но им так и положено, это же роботы.
Что вышло так себе: геймдизайн
Люди в Stray абсолютно не нужны. Есть лишь искусственная экосистема, на много столетий застрявшая в самовоспроизводящемся цикле, и кот, сломавший привычный порядок вещей.
Когда банка с краской, случайно задетая лапкой нашего озорного героя, застревает в генераторе и сбитые с толку роботы не знают, как им дальше быть, Stray раскрывается во всей красе.
Когда же кот вдруг оказывается наделен сверхъестественным сознанием и по волшебству разгадывает сложные головоломки, чиня поломанные приборы и целенаправленно уничтожая злодейских дронов, магия тут же улетучивается; очаровательный зверек как будто подменяется хитрым биороботом, по прихоти геймдизайнеров выполняющим неподвластные четвероногим пушистикам трюки.
Спасти ситуацию или окончательно загубить игру могла бы ее история. С ней, к счастью, все в порядке. Stray — очень складная короткометражка, которую обязательно нужно досмотреть до конца.
Сейчас, наверное, рано давать прогноз, но, кажется, у нас только что появилась новая классика. Нет, это небезупречная игра, революции или геймдизайнерских откровений в ней нет. Но любому жителю Земли в какой‑то момент может захотеться почувствовать себя котом, портящим мебель или довольно мурлыкающим, оттого что его приласкали, — и теперь вот такая возможность у нас у всех есть. О Stray будут вспоминать еще долгие годы.