С Cuphead у меня связана личная, очень поучительная история. Пять лет назад, где‑то за месяц до релиза, в сеть просочилось вот такое видео. В нем редактор видеоигрового подразделения сайта VentureBeat Дин Такахаши на протяжении двадцати шести минут безуспешно пытался пройти обучающий режим и следующий за ним первый, самый простой в игре уровень. Ничего не получилось.
Дин играл настолько отвратительно, что видео стало вирусным, — по сей день оно остается самым популярным роликом скучноватого ютьюб-канала VentureBeat (два миллиона просмотров против обычных двухсот просмотров среднестатического контента этого же канала). Комментарии там обидные. Да что уж тут — я и сам несколько раз чертыхнулся, пока смотрел его; подумал, что нельзя быть игровым журналистом с такими геймерскими скиллами, а еще про себя, а может, даже и вслух возмутился: «Ну и мудак».
Прошло три недели. Cuphead попал мне в руки, я ринулся в бой… И невольно собственным прохождением покадрово повторил упомянутый выше двадцатишестиминутый ролик. Несчастный Дин Такахаши вдруг перестал казаться таким нерасторопным. За едкие ремарки стало стыдно. Не судите, да не судимы будете!
А Cuphead и правда сложная игра.
Что такое Cuphead?
Это платформер с элементами bullet hell. Герои бегают, прыгают и отстреливаются от врагов. Схватки проходят на тесных уровнях, которые практически целиком заполняются противниками и летящими в вас снарядами, поэтому ломиться надо изо всех сил. Чуть промедлили, потеряли концентрацию — you died.
Другая особенность — битвы с громадными боссами, состоящие из нескольких стадий и требующие заучивать паттерны атаки. Скажем, сначала огромный синий колобок изредка подпрыгивал и падал на вас сверху, потом стал делать это чаще, потом вы вроде как его убили, и он упал в могилу, но, вместо того чтобы упокоиться, начал бить вас оттуда надгробной плитой по голове. С первого раза одолеть такого соперника практически нереально, его повадки надо учить наизусть, как стихотворение в школе.
У персонажей какие‑то злые лица…
Садистский игровой процесс мастерски упакован в соответствующий видеоряд. Cuphead стилизован под мультфильмы 1930-х годов, в которых детально проработанная анимация и джазовое музыкальное сопровождение сочетались с неоправданной жестокостью и насилием в кадре. Например, в «Лентяйке Минни» котята высасывали жизнь из своей мамы-кошки, а собутыльники у барной стойки упивались насмерть, так что музыкальный номер за них продолжали скелеты и призраки. Cuphead идеально передает жутковатый юморок тех лент, разве что в роли жертвы и объекта издевательств оказываетесь именно вы.
Но выглядит здорово!
Нет, друзья, «здорово» в данном случае это вялый эвфемизм и приуменьшение. Cuphead выглядит божественно. О вкусах не спорят, но в плане куда более объективного показателя production valuesЗатраты на производство. Грубо говоря, сколько труда и таланта вложено в один кадр. это и есть самая проработанная 2D-игра на планете. Перед нами высочайший стандарт двухмерной анимации. Лучше на сегодняшний день просто нет.
Ютьюбер videogamedunkey емко охарактеризовал подход к созданию ее графики: «Это самый заковыристый, неблагодарный и причиняющий максимальную боль в заднице способ». Игра не просто стилизована под 30-е — она как будто бы создана в эти годы. Каждый кадр анимации нарисован карандашом на бумаге, а в секунде таких кадров 24 — неудивительно, что на одну битву с боссом уходит по году работы.
Помимо чудовищных усилий в игру вложен огромный талант. Каждый художник StudioMDHR — непревзойденный мастер своего дела. Например, Тина НаврокиВот ее карандашная анимация одного из противников для оригинальной Cuphead., великая аниматорка, пришедшая в разработку игр из кино и телевидения.
Что нового в Delicious Last Course?
Отдельный остров с шестью могучими боссами и третий играбельный персонаж, чашечка с позолоченной каймой по имени Miss Chalice.
По сюжету герои должны найти специальные ингредиенты (например, гномью ягодку) для шеф-повара Солонки. С их помощью он окончательно вернет призрачную Мисс Чашу в наш мир.
Чаша, несмотря на то что ее спасению посвящена игра, доступна с самого начала. В отличие от Капхеда и Магмена она может исполнять двойной прыжок, рывком уворачиваться от вражеских атак и у нее аж четыре, а не три жизни.
Главная особенность дополнения, всеми западными критиками в унисон названная вишенкой на торте, — это боссы. Каждый во время боя рассказывает свою историю, обязательно мрачную и дикую. Например, ковбойская корова дерзко атакует вас пылесосом, но в какой‑то момент туда засасывает ее саму. Обращенная в связку сарделек, отважная буренка не перестает вас атаковать, а после продолжает бой уже в статусе заваренной в консервную банку тушенки.
Не дайте скриншотам ввести вас в заблуждение — Cuphead это совсем не детская игра.
Недостатков у нее нет?
Обычно называют ровно один — небольшую продолжительность дополнения. На наш взгляд, оно как раз нужной длины, быстрое и бодрящее, как и положено десерту. Проблема в другом.
Во-первых, в игре непозволительно слабый визуальный отклик от ваших атак. Враги вообще никак не реагируют на выстрелы Капхеда, до тех пор пока он их не убьет. Если бы они честно дергались от каждого попадания, игра бы отправилась на доработку еще лет этак на двадцать, но факт остается фактом — вы не всегда понимаете, попали ли по боссу, а в разгаре схватки это критический недостаток дизайна.
Во-вторых, Cuphead однообразна. Да, каждый уровень собран вручную, но, если мысленно отвлечься от визуального оформления, остается абсолютно идентичный силуэт сражений. Вы методично заучиваете порядок атак босса, изо всех сил жмете кнопки и рвете стики, вливая в игру часы своего времени. Рано или поздно враг будет повержен, изящества тут мало.
Но это скорее наши придирки, чем объективные минусы. Cuphead уже стала классикой современных игр, анимации и живописи. Delicious Last Course — это как небольшая экскурсия в «Третьяковку»: все шедевры там давно знакомы, но заряжают вдохновением даже после короткой встречи.