Что произошло?
После почти 30 лет сотрудничества EA не продлила контракт с ФИФА: серия одноименных футбольных симуляторов прекращает существование в текущем виде. Изначально планировалось, что соглашение завершится после чемпионата мира этого года в Катаре, но было решено продлить его до женского ЧМ-2023. FIFA 2023 станет последней игрой в серии.
Дальше пути ФИФА и EA расходятся. ФИФА ищет других видеоигровых партнеров, а EA уже анонсировала EA Sports FC.
В футбольном симуляторе EA больше не будет реальных игроков и клубов?
Будут! За последние 29 лет EA успела заключить около трех сотен соглашений с футбольными клубами, чемпионатами и организациями, в том числе с УЕФА, Английской премьер-лигой и Лигой чемпионов. «Реал Мадрид» и «Ливерпуль» уже поддержали EA, заявив, что будут представлены в EA Sports FC.
На сколько лет будут заключены соглашения по лицензированию и сможет ли ФИФА в какой‑то момент перекупить права на игроков, клубы и чемпионаты для своей игры — пока непонятно.
Что же останется у ФИФА?
Собственно бренд FIFA и права на спортивные события, контролируемые федерацией (например, чемпионат мира по футболу). Босс ФИФА Джанни Инфантино уже заявил, что «лучшей и самой подлинной игрой про футбол будет лишь та, у которой есть слово FIFA в названии».
Теперь футбольная федерация, вероятно, заключит контракт с другой видеоигровой студией. По иронии судьбы партнером могла быЭто исключительно наша гипотеза — о возможном партнерстве пока нет даже слухов. Теоретически оно возможно. стать Konami, давняя соперница EA, в прошлом году обжегшаяся на eFootball. Главной же претенденткой на место EA называют 2K, которая уже доказала, что умеет извлекать прибыль из спортивных лицензий на примере NBA, NHL и WWE.
Что не поделили EA и ФИФА?
Не поделили деньги — но не все так просто.
За последние 20 лет FIFA принесла почти $20 млрд дохода. Из них раз в год футбольная федерация получала $150 млн. В момент, когда заключался контракт, основным источником прибыли были коробочные версии игры, но спустя несколько лет FIFA начала приносить еще больше денег благодаря онлайн-покупкам — ФИФА решила, что может претендовать на больший процент от доходов.
Если верить The New York Times, у федерации было два требования: удвоить ежегодные отчисления (вместо $150 млн стало бы $300 млн) и позволить продавать лицензию на бренд FIFA другим компаниям. Проще говоря, упомянутая выше FIFA от Konami могла бы возникнуть еще при живой FIFA от EA.
EA эти условия не приняла.
ФИФА срубила сук, на котором сидела?
Не совсем.
Действительно, The New York Times считает, что развод с EA — часть ошибок высшего руководства, тянущихся еще с коррупционного скандала 2015 года. Джанни Инфантино пытался найти новые источники дохода для ФИФА — например, проводить чемпионат мира раз в два, а не в четыре года, — и ничего не получилось; в истории с EA тоже вышел провал.
Но инициатива для разрыва отношений вполне могла исходить и от EA — просто наконец подвернулся удобный повод. Режим Ultimate Team, в котором игрок собирает команду с нуля, стал популярнее классической FIFA; лицензии клубов и так уже есть, потеря бренда болезненна, но EA, кажется, готова взять на себя и этот риск — настал момент избавиться от старого партнера.
Проще говоря, EA кинула футбольную федерацию?
Тоже нет, это слишком утрированно. Когда речь идет о миллиардах долларов, обывательские категории уступают место политике, в которой выживает сильнейший. В этом контексте интересный смысл приобретает любимый всеми слоган EA Sports «It’s in the game!». Его в свое время повторил герой сериала «Прослушка», гангстер Омар, советуя своей жертве не сетовать на злую судьбу. Разрыв отношений между давними партнерами — это все часть игры.