Serious Sam — шутер от хорватской студии Croteam, вышедший в 2001 году. Механика считалась простой уже двадцать лет назад, а сегодня ее можно воссоздать по уроку Unity для новичков: на пустой и плоской карте в сторону героя со всех сторон несутся монстры, а он их расстреливает. Такая неказистая концепция привела к возникновению целого стиляКогда в любой другой игре герою приходится противоестественно пятиться от врагов, не прекращая стрелять, про него говорят: «Двигается как Serious Sam». передвижения — беготне спиной вперед (вы держите врагов на расстоянии, отбегая от них, и при этом постоянно по ним стреляете).
Несмотря на примитивный игровой процесс, в Serious Sam был свой шарм. Монстры, сотнями ломящиеся на героя, сливались в гипнотические узоры, почти как в детской игрушке-калейдоскопе, бодрый саундтрек настраивал на озорной лад, а отдельной нотой в этом саундтреке звучали вопли знаменитых воинов-камикадзеГлавная звезда и неофициальный символ серии — безголовый камикадзе, который несется прямо на игрока, издавая ужасный крик (в специальной поясняющей статье указано, что крик доносится из закрепленного на теле камикадзе устройства, сам он кричать по понятным физиологическим причинам не может)..
По сей день Serious Sam остается главной хорватской видеоигрой, раз в пятилетку получая продолжения, ничем принципиально не отличающиеся от самой первой части. В 2020 году вышла Serious Sam 4, а сегодня — Siberian Mayhem, дополнение, в котором Сэм отправляется в Россию.
Перед нами не новая игра, а то, что в двухтысячные было принято называть аддоном: новый набор уровней с тем же игровым процессом, но в перекрашенных декорациях.
Среди деревянных избушек Сэм в дискотечном темпе отстреливает легионы гигантских скорпионов, бешеных быков и вертолетов, у которых отросли щупальца, заводит знакомство с одноглазой снайпершей Олей и любуется куполами церквей. Все пыхтит, громыхает и разваливается по дороге.
Непонятно, какая у него глобальная цель, зачем мы воюем и вообще есть ли здесь внятный антагонист. Все тот же знакомый бестиарий, тот же арсенал, минимум NPCNon-Player CharacterПерсонаж игры. и совсем уж пунктирный, ленивый сюжет.
Siberian Mayhem дает то, что и было обещано: пустую серую Сибирь и бесконечный мясной ураган. Герой расстреливает орды монстров, бегая спиной вперед, — вот и весь геймплей.
В отличие от прямолинейного Doom, здесь у игрока куда меньше выбора, ведь нет возвышенностей или многоярусной арены, чтобы планировать тактику боя, — зато есть плоское русское полюшко.
Но нужно иметь смелость признать: завершив пять миссий кампании, чувствуешь себя счастливым в том смысле, что все так невзрачно и китчево, что даже немного хорошо. Безумный геймплей Serious Sam всегда нуждался в подходящем сеттинге, и вот российские промзоны, по которым и в реальности бегают толпы отморозков, пришлись как нельзя кстати.
Serious Sam — ходячий гимн маскулинности во время ее тотального упадка (даже в играх), — кажется, больше не может найти себя в современном мире. Единственным местом, где он попросил «политического убежища», оказалась Россия. Это тревожный сигнал. В свое время похожая ситуация случилась с PostalТретья часть садистского боевика разрабатывалась отечественной командой. — другим треш-боевиком из 1990-х, — его в России и похоронили.