Mass Effect неожиданности. Обзор «Стражей Галактики», главного игрового блокбастера года

29 октября 2021 в 22:49
Фото: Eidos Montreal
26 октября на PC и всех актуальных консолях, включая Nintendo Switch, вышли «Стражи Галактики Marvel» от авторов Deus Ex: Human Revolution. Пресса и игроки приняли «Стражей» тепло. Эдуард Голубев присоединяется к общим восторгам: с играми такого качества и размаха можно легко пережить очередное закрытие кинотеатров.

Команда космических пиратов «Спаржа Галактики» (при регистрации юрлица в названии была допущена ошибка) бороздит эту самую Галактику в поисках наживы. Действующие лица знакомы всем, кто видел фильмы Джеймса Ганна: говорящее дерево Грут, генномодифицированный енот Ракета, маньяк-рецидивист Дракс и дочь Таноса Гамора. Руководить этой шайкой пытается Питер Квилл по прозвищу Звездный Лорд. Он авантюрист, рокер, обладатель смешной прически и наследник целой планеты.

Не считая знакомых персонажей, игра полностью игнорирует киновселенную Marvel. Это приятно и круто. Во-первых, потому что история самостоятельная и в нее можно ворваться без знания контекста. Во-вторых, сценаристы, сбросив оковы кинолицензии, оторвались на всю катушку, войдя в необходимый для такого произведения хулиганский настрой. Например, где‑то на втором часу игры выясняется, что Питер, возможно, стал отцом; на пятом Галактику захватывает таинственная секта; а ближе к середине оказывается, что все это план одного культового (и неожиданного) персонажа комиксов.

Главное, что стоит знать про «Стражей» — это до мозга костей однопользовательская игра, без мультиплеера и кооператива, с упором на историю и персонажей. Ближайшая аналогия — серия Uncharted. Конечно, до игр от Naughty Dog разработчикам из Eidos еще расти и расти. Но структурно проекты похожи. Срежиссирован в «Стражах» каждый чих. Герои бродят по линейным локациям, решают простенькие головоломки и сражаются с инопланетянами. Почти любое действие сопровождается шутками и заскриптованными сценками.

Местами игра серьезная, но при этом не корчит надменной мины и вообще не стесняется быть комедией. Смешного тут так много, что удивляешься, как можно было столько всего напридумывать! Персонажи матерятся на выдуманном языке. Например, Ракета очень любит слово «влять» и его производные. А русскоязычный твиттер уже покорил советский пес-астронавт по кличке Космо, который управляет целой станцией. И Питер Квилл отлично вписывается в этот парад угара. Из него получился доведенный до абсурдного максимума Нейтан ДрейкГлавный герой серии Uncharted. — космического масштаба охотник за сокровищами, который постоянно влипает в передряги, ведет себя как ребенок и редко понимает, что вообще делает.

Сравнение «Стражей» с другим хитом не так очевидно. У разработчиков нечаянно вышел настоящий духовный наследник Mass Effect. Загибайте пальцы! Персонажи живут на космическом корабле и могут свободно исследовать его между миссиями. Порой игра позволяет игроку сделать выбор, который меняет как историю, так и геймплей. А с каждым сопартийцем можно (и нужно — диалоги написаны прекрасно) поговорить, что поможет выстроить более личные отношения и углубиться в мифологию игры.

Вообще, персонажи — лучшее, что есть в «Стражах». Это игра не про Питера Квилла и чудаковатых пришельцев (чем грешили фильмы Ганна), а про команду и отношения внутри нее. Поэтому характеры прописаны не просто подробно — каждый герой имеет собственный психологический портрет. У Ракеты ущемленное эго, Гамора находится в депрессии из‑за ошибок прошлого, Питер не может справиться с позицией лидера, потому что в его жизни не было фигуры отца.

Как и в Mass Effect, в «Стражах» есть персональные квесты для сопартийцев, и они также подстроены под исследование характеров. На этих заданиях герои прорабатывают свои страхи.

Саундтрек невероятный и состоит как из лицензированных песен, так и из репертуара придуманной специально для игры группы Star-Lord

Играть можно только за Питера, но остальные Стражи всегда помогут в бою. У каждого персонажа есть по четыре уникальных навыка (их нужно открывать за очки опыта), которые можно по-разному комбинировать. Например, пока Грут связывает толпу противников, Гамора наносит по одному из них критический удар, а Ракета расстреливает остальных из гранатомета. В драке также можно использовать окружение — по приказу Дракс может швырнуть во врагов взрывоопасную бочку. Позже в геймплей добавится стрельба «стихийными» зарядами: льдом, электричеством, ветром и огнем. А когда шкала командного духа заполнится, Питер созывает Стражей на летучку прямо посреди боя. Время останавливается, Звездный Лорд достает из кармана кассетный плеер и устраивает срочное совещание — напарники подходят к нему и внимательно слушают. Устроена летучка как ускоренный диалог из Baldur’s Gate: вы выбираете одну из двух фраз, чтобы замотивировать сопартийцев. Если слова подобраны верно, каждый получает бонус к защите или урону, фоном играет рок-н-ролльный хит, а действо на экране окончательно превращается в смертельный танец.

Возможно, на словах все это звучит перегружено, но на самом деле боевая система вполне понятная. Как в Doom Eternal, на арену постоянно выбегают разные враги и эффективно разбирать их на части можно именно благодаря постоянному сочетанию умений Стражей. Но, в отличие от Doom, умереть тут не так просто — все же игра делалась в том числе и для детей.

Во время решения головоломок тоже нужно сочетать способности героев. Грут строит мосты из веток, Ракета взламывает электронику, Дракс таскает тяжести, а Гамора рубит своим мечом трубы и может подсадить Питера, чтобы тот допрыгнул до недоступного места. Подробно исследовать локации никто не заставляет, но это интересно. Все же перед нами игра от создателей Deus Ex, что с ходу чувствуется — уровни сделаны с любовью, секретный пароль 0451 на месте, а история мира подается через записочки и окружение. Например, в каюте у Дракса есть учебник по сарказму. Так синекожий громила пытается наработать абстрактное мышление — и за приобретением этого навыка можно наблюдать всю игру!

«Стражи Галактики Marvel» — один из главных сюрпризов года. После прошлогодних «Мстителей» Eidos Montreal дали игрокам увлекательное и, главное, законченное приключение в чудаковатой вселенной, из которой не хочется выныривать даже на финальных титрах. В 2009 году никому не известная студия Rocksteady выпустила Batman: Arkham Asylum, которая стала культовой игрой. Хочется надеяться, что в этот раз ситуация повторится и после коммерческого провала Deus Ex разработчики окажутся в высшей лиге, рядом с вышеупомянутыми Rocksteady и Insomniac (авторами «Человека-паука» для PS5). Жаль только, что финал истории Адама Дженсена мы теперь вряд ли увидим.

Расскажите друзьям