28 октября выходит Age of Empires 4, продолжение культовой серии военно-экономических стратегий. Разбираемся, удалось ли авторам Warhammer 40000: Dawn of War поумерить свой пыл, работая в миролюбивом жанре, и есть ли вообще у него шанс удержать внимание игроков в 2021 году.

Как в это играть?

Age of Empires — нечто среднее между Starcraft и Civilization. Вы обводите солдат резиновой рамкой, потом указываете, кого им бить. Бойцы появляются из казарм; чтобы их строить, нужно дерево; чтобы добыть дерево, нужны крестьяне; чтобы появились крестьяне, нужны избушки, в которых они живут. Тут все обязательно с чем‑то связано: для поддержания боеспособной армии требуются ресурсы, а без армии ресурсы не собрать. Потратили слишком много сил на посев полей и благоустройство города, забыв про набор солдат, — противник напал и просто всех перебил. Впали в милитаризм и бездумно расплодили воинов — в стране кризис, есть нечего, денег нет и армию содержать не на что.

Своеобразным аналогом прокачки служит переход в новые эпохи. Шагнули в феодальный строй — открыли доступ к новым постройкам и юнитам. Необходимость развивать государство, а не только воевать удачно приземляет геймплей, делая его чуть более серьезным и псевдоисторическим.

Главная же особенность и важнейший источник тактического разнообразия — изобилие доступных государств со всевозможными спецумениями. Британцы, например, быстро осваивают мастерство стрельбы из лука, а китайцы, понятно, раньше всех открывают порох и огнестрельное оружие.

© Xbox Game Studios

Россия есть?

Да! И именно ей посвящена самая лихая из доступных исторических кампаний. В центре внимания — Киевская Русь и татаро-монгольское иго. Приготовьтесь платить дань, объединять княжества, участвовать в Куликовской битве и стоянии на Угре. Особенность Руси — усовершенствованная охота (вы получаете бонусы за каждого убитого дикого зверя). Главный юнит — таинственные Streltsy, мастера огнестрельного оружия. Озвучены они и вообще все русы максимально клюквенно: одни фразы юниты говорят по-русски, другие — на некоем неизвестном языке, на котором в свое время заполнили паспортные данные Джейсона Борна.

Противостоящие русичам монголы, кстати, получились самой оригинальной и веселой из игровых цивилизаций. У них быстрая кавалерия (опять же — дань уважения истории), но главное — они получают бонусы за нападения на вражеские поселения. То есть сидеть на месте им просто невыгодно, они постоянно в бою. Рискнем предположить, что разработчики Relic, последние двадцать лет выпускающие максимально кровожадные стратегии по Warhammer 40000, симпатизируют именно им.

© Xbox Game Studios

Это настоящая стратегия нового поколения?

Нет. Не считая возросшей детализации, графически игра стойко держится на уровне 2004 года. Какого‑то грандиозного количества юнитов в кадре нет, разглядеть их в мельчайших деталях тоже нельзя. Если в 1997 году вы задавались вопросом, какой станет игра через 25 лет, когда технологии наконец созреют, то ответ вас разочарует: «Приблизительно такой же».

Причем речь не о халтуре: игра милая, выглядит очень опрятно, картинка яркая. Но по ощущениям это очень и очень устаревший проект. Стройные боевые порядки юнитов (со скриншотов) в реальности сбиваются в безобразную кучу, разведчики могут заблудиться в трех соснах из‑за неотлаженного алгоритма поиска пути, а стрелы, чтобы вы точно понимали, кто в кого пуляет, тут размером с копье.

Age of Empires 4 — приятная, но необязательная стратегия от мастеров жанра, лишний раз подтверждающая тезисы из нашей колонки о кризисе RTS. Если развивать предложенную самой игрой метафору о переходе из одной эпохи в другую, то она так и осталась в Средних веках.

Подробности по теме
Поток спайса прервался: куда пропали стратегии по «Дюне» (и все остальные стратегии)
Поток спайса прервался: куда пропали стратегии по «Дюне» (и все остальные стратегии)