Казань брал. Обзор Age of Empires 4

26 октября 2021 в 21:06
Скриншот: Xbox Game Studios
28 октября выходит Age of Empires 4, продолжение культовой серии военно-экономических стратегий. Разбираемся, удалось ли авторам Warhammer 40000: Dawn of War поумерить свой пыл, работая в миролюбивом жанре, и есть ли вообще у него шанс удержать внимание игроков в 2021 году.

Как в это играть?

Age of Empires — нечто среднее между Starcraft и Civilization. Вы обводите солдат резиновой рамкой, потом указываете, кого им бить. Бойцы появляются из казарм; чтобы их строить, нужно дерево; чтобы добыть дерево, нужны крестьяне; чтобы появились крестьяне, нужны избушки, в которых они живут. Тут все обязательно с чем‑то связано: для поддержания боеспособной армии требуются ресурсы, а без армии ресурсы не собрать. Потратили слишком много сил на посев полей и благоустройство города, забыв про набор солдат, — противник напал и просто всех перебил. Впали в милитаризм и бездумно расплодили воинов — в стране кризис, есть нечего, денег нет и армию содержать не на что.

Своеобразным аналогом прокачки служит переход в новые эпохи. Шагнули в феодальный строй — открыли доступ к новым постройкам и юнитам. Необходимость развивать государство, а не только воевать удачно приземляет геймплей, делая его чуть более серьезным и псевдоисторическим.

Главная же особенность и важнейший источник тактического разнообразия — изобилие доступных государств со всевозможными спецумениями. Британцы, например, быстро осваивают мастерство стрельбы из лука, а китайцы, понятно, раньше всех открывают порох и огнестрельное оружие.

Россия есть?

Да! И именно ей посвящена самая лихая из доступных исторических кампаний. В центре внимания — Киевская Русь и татаро-монгольское иго. Приготовьтесь платить дань, объединять княжества, участвовать в Куликовской битве и стоянии на Угре. Особенность Руси — усовершенствованная охота (вы получаете бонусы за каждого убитого дикого зверя). Главный юнит — таинственные Streltsy, мастера огнестрельного оружия. Озвучены они и вообще все русы максимально клюквенно: одни фразы юниты говорят по-русски, другие — на некоем неизвестном языке, на котором в свое время заполнили паспортные данные Джейсона Борна.

Противостоящие русичам монголы, кстати, получились самой оригинальной и веселой из игровых цивилизаций. У них быстрая кавалерия (опять же — дань уважения истории), но главное — они получают бонусы за нападения на вражеские поселения. То есть сидеть на месте им просто невыгодно, они постоянно в бою. Рискнем предположить, что разработчики Relic, последние двадцать лет выпускающие максимально кровожадные стратегии по Warhammer 40000, симпатизируют именно им.

Это настоящая стратегия нового поколения?

Нет. Не считая возросшей детализации, графически игра стойко держится на уровне 2004 года. Какого‑то грандиозного количества юнитов в кадре нет, разглядеть их в мельчайших деталях тоже нельзя. Если в 1997 году вы задавались вопросом, какой станет игра через 25 лет, когда технологии наконец созреют, то ответ вас разочарует: «Приблизительно такой же».

Причем речь не о халтуре: игра милая, выглядит очень опрятно, картинка яркая. Но по ощущениям это очень и очень устаревший проект. Стройные боевые порядки юнитов (со скриншотов) в реальности сбиваются в безобразную кучу, разведчики могут заблудиться в трех соснах из‑за неотлаженного алгоритма поиска пути, а стрелы, чтобы вы точно понимали, кто в кого пуляет, тут размером с копье.

Age of Empires 4 — приятная, но необязательная стратегия от мастеров жанра, лишний раз подтверждающая тезисы из нашей колонки о кризисе RTS. Если развивать предложенную самой игрой метафору о переходе из одной эпохи в другую, то она так и осталась в Средних веках.

Расскажите друзьям