«Я уже говорил тебе, что такое безумие? Безумие — это точное повторение одного и того же действия раз за разом в надежде на изменение. Это. Есть. Безумие».
Иронично, что знаменитая цитата пирата Вааса из Far Cry 3 идеально описала вектор развития всей серии. С момента выхода третьей части — в которой, в свою очередь, лишь довели до ума удачные идеи второй — прошло девять лет. С тех пор Far Cry почти не изменился. Это все тот же шутер в открытом мире и с дикой природой; героя, как обычно, преследует колоритный злодей.
Если следовать логике Вааса, то Far Cry 6 — это совершенно безумная игра, в том смысле, что в там очередной раз повторяется все, что мы и так уже не раз видели, только теперь уж и надежды на изменения нет.
На этот раз мы отправляемся в вымышленную тропическую страну Яра, очевидно списанную с Кубы. Во второй половине XX века там тоже произошла революция, и к власти пришел диктатор Антон Кастильо (Джанкарло Эспозито), который на протяжении десятилетий строит Paraíso — «рай на Земле». Естественно, великая стройка осуществляется жителями-рабами. Недовольных сгоняют в концлагеря, где заставляют выращивать особый табак (который вроде как лечит рак), а бунтовщиков без жалости убивают военные.
Главного героя зовут Дани Рохас. Он сирота, который после детдома пошел в армию, но, увидев, что там творится, решил во что бы то ни стало сбежать из Яры в США. План почти осуществляется: вместе с подругой Дани садится на корабль до Майами, но его топят по личному приказу Кастильо. Все, кроме протагониста, погибают. Дани решает отомстить, вопреки своим убеждениям становясь лидером давно назревшей в стране контрреволюции.
На бумаге звучит интересно. Ubisoft умеет погружать в исторический контекст (этим славится серия Assassin’s Creed). Но тут они даже не пытаются сделать вид, что относятся к теме революции серьезно. Кинематографический пролог, который, по задумке, должен демонстрировать ужасы тоталитаризма, просто не работает, потому что сразу после него Дани берет в напарники ручного крокодила, ворует у Кастильо уран и всего через пару часов после начала игры лично топит военные корабли, летает на вингсьюте и шмаляет по врагам из рюкзака-ракетницы.
Параллельно выясняется, что партизанская освободительная организация Libertad почти целиком состоит из раздолбаев, тиктокеров и откровенных психов. С точки зрения драматургии сопереживать там просто некому. И это осознанное решение разработчиков, которые уничтожили любые намеки на политическое высказывание, оставив одно придурковатое веселье в стиле Just Cause.
Происходящее на экране напрочь вымывает из игры такие понятия, как оригинальный сеттинг, многомерные персонажи или хороший сценарий.
Особенно обидно за Джанкарло Эспозито. До релиза было непонятно, зачем его позвали в проект — играть или просто светить лицом. Оказалось, что второе. Диктатор Кастильо — опереточный злодей, пусть и талантливо исполненный.
К слову, разрекламированные во всех трейлерах абьюзивные отношения между Кастильо и его сыном Диего на деле оказываются самой невыразительной линией в игре. Не будем раскрывать подробностей, но это уровень российского хоррора с Маратом Башаровым «Юленька». В общем, с сюжетом в Far Cry 6 все плохо.
Но на этом проблемы игры только начинаются.
Ваша цель — освободить от власти диктатора три региона Яры, а затем штурмовать столицу. В каждой локации правит приближенный Кастильо — их всех надо убить. А для этого необходимо всячески пакостить в сюжетных миссиях и сайд-квестах.
Тут-то и выясняется, что игра заметно шагнула назад в постановке. Чаще всего Дани поручают что‑то взорвать, кого‑то убить, спасти пленных — короче, скука. Интересно срежиссированные миссии можно по пальцам пересчитать, и большинство из них спрятано во второй половине игры, часов через 25 после начала.
Вспомните третью часть, где герой исследовал древние руины, выбирался из горящего замка или, наконец, жег коноплю под дабстеп — ничего подобного в Far Cry 6 нет.
Теперь Ubisoft окончательно (и, видимо, бесповоротно) делает ставку на песочницу и случайные события.
Вы мчитесь на лошади по джунглям и случайно въезжаете в форпост. На звук начавшейся стрельбы прибегают дикие кабаны, шальная пуля попадает в бензовоз, а вдалеке уже слышен рев мчащегося к вам истребителя — этот бардак не заканчивается, пока вы не перебьете сотню людей и диких животных или сами не умрете.
Оружия валом: автоматы, дробовики, винтовки, гранатометы. Любой ствол можно кастомизировать, настраивая под себя параметры. По локациям разбросаны всякие гайки, болты и стекляшки — собрав необходимые ресурсы, Дани создает на верстаке уникальные стволы (арбалет, огнемет, ракетница) и боевые рюкзаки-супремо. Это местная суператака, которая долго перезаряжается, но в нужный момент может спасти герою жизнь, например, устроив град из ракет или распылив ядовитое облако.
Забавно, что в игре есть рыбалка, от которой нет никакого толка. Не успеете вы подсечь какого‑нибудь марлина, как из кустов на Дани выпрыгнет крокодил.
Безостановочный экшен обнажает довольно субъективную, но все же серьезную проблему игры.
Третья часть была просто красивой, четвертая разворачивалась в горах, где при желании можно было медитировать, наслаждаясь видами. Пятая — игра про сельскую Америку, с полями, лесами и упором на исследование. А вот в Far Cry 6 как будто нельзя уединиться. Карта огромная — возможно, самая большая в современной игровой индустрии, — но приевшиеся, не раз уже пройденные приключения находят героя так часто, что это начинает раздражать.
Мастер журналистских расследований Джейсон Шрейер этим летом в подкасте Triple Click поделился инсайдом о том, что в Far Cry 7 серия, наконец, радикально изменит направление. Придется подождать несколько лет, прежде чем выйдет полноценный перезапуск, и шестая часть в этом контексте видится последней, довольно ленивой попыткой без смены технологииВ Far Cry 6 откровенно устаревший движок. еще разочек получить деньги с преданных фанатов серии.
Far Cry 6 — революция несбывшихся надежд. Советовать игру можно лишь фанатам, которые без трейлеров и подробных обзоров точно знают, что их ждет. Остальные, скорее всего, будут разочарованы. Возможно, лучший способ пройти игру — сесть в лодку и уплыть в закат, бросив Яру, повстанцев и Кастильо на произвол судьбы. В Ubisoft, к счастью, предусмотрели и такую возможность.