23 сентября компании Nintendo исполнилось 132 года. За столь долгую историю создатели Super Mario успели попробовать себя в самых разных отраслях, не все из которых были легальными. Сегодня мы вспоминаем самые неоднозначные товары и услуги, которыми компания когда‑то зарабатывала деньги.

Игральные карты

© Flickr/commons.wikimedia.org

С них и началась история компании. Причем существует нюанс, о котором часто умалчивают: в конце XIX века основными покупателями такого товара были якудза, представители японской организованной преступности. Именно картами, отпечатанными Nintendo, играли в подпольных казино. Позже правительство легализовало карты ханафуда, и компания стала их главным производителем. Nintendo выпускает их по сей день.

Такси

© LeoPatrizi/Getty Images

В середине XX века третий и самый предприимчивый президент Nintendo Хироси Ямаути искал способы расширить бизнес. Одним из таких ответвлений стал сервис такси Daiya («Бриллиант»). Как пишет Мэри Файрстоун в книге «Nintendo: компания и ее основатели», какое‑то время проект был успешным, но таксистам платили мало. В итоге они организовали профсоюз, потребовав повышения зарплат и социальных гарантий. Это сразу увело проект в минус, и Nintendo перестала заниматься такси.

Рис быстрого приготовления

© akiyoko/Getty Images

Еще одной авантюрой неутомимого Ямаути стал рис быстрого приготовления. Обратив внимание на популярность лапши быстрого приготовления, он решил, что по такой же схеме можно торговать и порциями риса. Проект заглох, не выдержав конкуренции: идея о «быстрорисе» посетила не только Ямаути, а у других компаний, уже имевших опыт выпуска фастфуда, получалось дешевле и вкуснее.

Лав-отели

© Carl Court/Getty Images News

Чуть более успешным, но в конечном итоге тоже провальным стартапом оказалась сеть так называемых «любовных отелей». В отличие от обычных гостиниц, оплата в них была не посуточной, а почасовой. Ямаути был женат, но не скрывал своих измен и, если верить уже упомянутой книге, был постоянным клиентом своих же заведений.

Попробовав такси, рис и сомнительный гостиничный бизнес, Ямаути решил, что компании лучше оставаться в индустрии игр и развлечений, но быть лидером отрасли.

Измеритель любви

В 1969 году Nintendo впервые добилась успеха на международном рынке с восхитительным прибором под названием Love Tester. Задача устройства — определить, с какой силой двое людей любят друг друга. Принцип действия несложный. Влюбленная пара берет в руки металлические шарики и ждет оценкуLove Tester кое-как считал ваш пульс. от 1 до 100. Автор устройства Гумпэй ЕкоиБудущий соавтор Metroid и один из продюсеров консоли GameBoy. говорил, что для усиления эффекта в момент замера молодому человеку следует поцеловать девушку (то, что любовью могут пожелать померяться двое мужчин или пара женщин, не предполагалось).

Ultra Hand

Еще одним проектом Екои была удлиняющая руку клешня с двумя присосками на конце. До конца непонятен статус изобретения: в быту от него пользы немного, в качестве игрушки тоже не очень подходит. Вместе с клешней в коробке лежали три разноцветные пробки, которые ей было особенно удобно хватать. Несмотря на откровенно придурковатую сущность устройства, оно продалось миллионным тиражом, закрепило за Екои статус дизайнера, умеющего придумывать мегапопулярные продукты, и спасло Nintendo от кризиса, который компания переживала в середине 60-х годов прошлого века.

Пылесос с дистанционным управлением

Великолепный дизайн (маленькое алое устройство поставлялось в комплекте с парой стикеров, которые можно было наклеить на корпус, сделав пылесосу глазки) не помог Nintendo Chiritori завоевать популярность. Концепция была отличной: вы сидите в кресле и управляете Chiritori при помощи пульта. На деле же скорость движения была медленной, мощность всасывания — слабой, а объем пылесборника — крошечным. Тем не менее это был стильный прибор, который предвосхитил моду на Roomba.