14 сентября на PS5 и PC вышел Deathloop — новый боевик студии Arkane. Эдуард Голубев ждал его с самого анонса в 2019 году, а теперь прошел и разочаровался! Концепция повторяющихся суток должна была вывести жанр на новый уровень, но на деле повторяются только заезженные механики из прошлых игр.

Главный герой по имени Кольт просыпается на пляже острова Черный риф и ничего не помнит. Быстро выясняется, что в результате научного эксперимента и Кольт, и остров, и все его жители попали во временную петлю длиной в одни сутки. Кто‑то видит в постоянном обнулении ключ к бессмертию, кто‑то впадает в депрессию, а Кольт берет в руки оружие, чтобы все разрушить.

ArkaneФранцузская студия, авторы Arx Fatalis, Dark Messiah of Might and Magic, Dishonored and Prey, мастера жанра immersive sim, в котором игроку предоставлена свобода действий в рамках экосистемы. не тратит времени на прелюдию и разъяснение обстоятельств. Есть герой, есть восемь боссов — их называют идеологами, — которых необходимо устранить за эти сутки, чтобы прервать цикл, и есть Джулианна — она полностью в курсе происходящего, ей нравится жить вечно, пусть и в рамках одного дня, поэтому она постарается убить Кольта, чтобы сохранить петлю.

Остальная история традиционно раскидана по запискам и аудиодневникам, но основной сценарий существует в игре только ради того, чтобы обосновать геймплей.

По сравнению с сеттингом Dishonored (охваченная чумой империя, где сочетаются стимпанк на китовом масле и черная магия) и Prey (альтернативное будущее с нераспавшимся СССР и инопланетянами-кляксами) мир Deathloop кажется картонным — это банальный ретрофутуризм.

Серой морали, которой славится студия, тоже нет, все вполне однозначно. А ведь в Dishonored, если помните, у каждого убийства был мрачный подтекст. Пощаженные братья Пенделтон могли оказаться рабами на рудниках, а леди Бойл попадала в руки таинственного мужчины в маске бобра. Жива? Жива! Но что будет делать с ней этот незнакомец и куда он ее увез? Этого игроку не сообщали.

Некоторые враги так устали жить в петле, что постоянно придумывают новые способы самоубийства, надеясь хоть как‑то разорвать бесконечный цикл

Deathloop же делает ставку на чистый геймплей. Разработчики поощряют комбинирование стелса и агрессивного прохождения, поиск секретов, пасхалок и тайных путей. Здесь можно стать снайпером, который прыгает по крышам в поиске идеальной огневой позиции. Можно носиться по уровню с гранатами, дробовиком и пулеметом. Можно включить невидимость и перебегать с места на место как мышь.

Мир игры разбит на четыре локации, и каждая существует в четырех временных состояниях: утро, полдень, после полудня и вечер. Посетить две локации в одно время суток нельзя. То есть если с утра Кольт пошел в научный комплекс, к скале Фристад можно отправиться только в полдень или наоборот. Так разработчики элегантно решили концепт единства времени, не привязывая игрока к таймеру. Иными словами, вы можете сколько угодно времени провести на утренней локации, но как только перейдете в вечернюю, обратной дороги уже не будет, стрелка часов сдвинется ровно на четверть циферблата.

Конечная цель игры — убийство всех восьмерых боссов за одно прохождение. Найти и уничтожить их с наскока не получится. Идеологи разбросаны по всему острову и занимаются своими делами. Поэтому раз за разом Кольт будет обыскивать Черный риф в поисках новой информации о своих целях, чтобы в итоге выстроить идеальную схему убийства всей восьмерки. Например, владельца клуба по имени Фрэнк можно взорвать фейерверком вечером. Для доступа в хранилище пиротехники нужен код — его можно получить в полдень в одной из локаций. Когда Кольт туда приходит, оказывается, что нужный дом сгорел. Поэтому в следующий раз герою нужно прийти туда утром и предотвратить пожар.

Еще интереснее влиять на расписание идеологов, пытаясь собрать их вместе, чтобы прихлопнуть всех разом (спойлерУченый Егор Серлинг много времени проводит у себя на военной базе в окружении ловушек и солдат. Куда проще достать его на вечеринке у тусовщика Алексиса, а чтобы Егор туда пошел, нужно испортить его оборудование. Тогда вам удастся устранить сразу обоих.).

С трупов идеологов выпадает легендарное оружие, брелоки (пассивные улучшения для героя вроде увеличения здоровья и двойного прыжка) и слитки, которые дают Кольту суперспособности. Магия в Deathloop украдена из Dishonored (телепорт, невидимость, своеобразный режим берсерка, связывание врагов и телекинез), а оружие — из Prey. Только если в игре 2017 года было место и гипсовой пушке, и разбирающей на молекулы гранате, то в 2021-м Arkane не смог придумать ни одного интересного ствола. В распоряжении Кольта находятся только пистолеты, дробовики, винтовки и пулеметы.

Одним из главных пунктов рекламной кампании Deathloop была Джулианна. Этот персонаж охотится за Кольтом, но управлять им может не только искусственный интеллект, но и другой игрок. Геймплейно это похоже на вторжение красного фантома из Dark Souls.В игре Хидэтаки Миядзаки можно проникать в миры других игроков и портить им прохождение в качестве одного из врагов. На экране появляется сообщение, что выходы с локации заблокированы, а Джулианна начала охоту. Соответственно, ее надо найти и убить или бежать в определенную точку на карте, чтобы разблокировать двери. Если же вы играете за злодейку, то каждое убийство Кольта повышает уровень охотницы и открывает прокачанную экипировку. Такие «кошки-мышки» должны были добавить в геймплей перца, но на деле мультиплеер бесит. Чаще всего игроки просто бездумно палят друг в друга, поэтому смысла использовать навыки или мыслить тактически нет. Такие экшен-вставки просто портят темп игры и вынуждают отвлекаться от основной цели. Вдобавок большинство столкновений заканчивается за считаные секунды — оба персонажа очень быстро умирают. В итоге мультиплеер — абсолютно ненужная механика.

После прохождения Deathloop создается ощущение, что студия Arkane будто бы сама попала во временную петлю, из года в год выпуская примерно одну и ту же игру с парой новых идей. И пусть механики продолжают работать, без интересного сеттинга основная формула быстро надоедает. Связано ли это с тем, что лидеры и идейные вдохновители студии, Харви Смит и Рафаэль Колантонио, не работали над Deathloop или всему виной банальный кризис идей — вопрос открытый. Важно другое. Deathloop — проходная игра для фанатов Dishonored и Prey и откровение для всех, кто никогда про эти игры не слышал. Поэтому если вы принадлежите ко второй группе, то купите Deathloop. И если вас зацепит, то попробуйте лучше классические проекты Arkane. Удовольствия от них в разы больше.