Главный герой по имени Кольт просыпается на пляже острова Черный риф и ничего не помнит. Быстро выясняется, что в результате научного эксперимента и Кольт, и остров, и все его жители попали во временную петлю длиной в одни сутки. Кто‑то видит в постоянном обнулении ключ к бессмертию, кто‑то впадает в депрессию, а Кольт берет в руки оружие, чтобы все разрушить.
ArkaneФранцузская студия, авторы Arx Fatalis, Dark Messiah of Might and Magic, Dishonored and Prey, мастера жанра immersive sim, в котором игроку предоставлена свобода действий в рамках экосистемы. не тратит времени на прелюдию и разъяснение обстоятельств. Есть герой, есть восемь боссов — их называют идеологами, — которых необходимо устранить за эти сутки, чтобы прервать цикл, и есть Джулианна — она полностью в курсе происходящего, ей нравится жить вечно, пусть и в рамках одного дня, поэтому она постарается убить Кольта, чтобы сохранить петлю.
Остальная история традиционно раскидана по запискам и аудиодневникам, но основной сценарий существует в игре только ради того, чтобы обосновать геймплей.
По сравнению с сеттингом Dishonored (охваченная чумой империя, где сочетаются стимпанк на китовом масле и черная магия) и Prey (альтернативное будущее с нераспавшимся СССР и инопланетянами-кляксами) мир Deathloop кажется картонным — это банальный ретрофутуризм.
Серой морали, которой славится студия, тоже нет, все вполне однозначно. А ведь в Dishonored, если помните, у каждого убийства был мрачный подтекст. Пощаженные братья Пенделтон могли оказаться рабами на рудниках, а леди Бойл попадала в руки таинственного мужчины в маске бобра. Жива? Жива! Но что будет делать с ней этот незнакомец и куда он ее увез? Этого игроку не сообщали.
Deathloop же делает ставку на чистый геймплей. Разработчики поощряют комбинирование стелса и агрессивного прохождения, поиск секретов, пасхалок и тайных путей. Здесь можно стать снайпером, который прыгает по крышам в поиске идеальной огневой позиции. Можно носиться по уровню с гранатами, дробовиком и пулеметом. Можно включить невидимость и перебегать с места на место как мышь.
Мир игры разбит на четыре локации, и каждая существует в четырех временных состояниях: утро, полдень, после полудня и вечер. Посетить две локации в одно время суток нельзя. То есть если с утра Кольт пошел в научный комплекс, к скале Фристад можно отправиться только в полдень или наоборот. Так разработчики элегантно решили концепт единства времени, не привязывая игрока к таймеру. Иными словами, вы можете сколько угодно времени провести на утренней локации, но как только перейдете в вечернюю, обратной дороги уже не будет, стрелка часов сдвинется ровно на четверть циферблата.
Конечная цель игры — убийство всех восьмерых боссов за одно прохождение. Найти и уничтожить их с наскока не получится. Идеологи разбросаны по всему острову и занимаются своими делами. Поэтому раз за разом Кольт будет обыскивать Черный риф в поисках новой информации о своих целях, чтобы в итоге выстроить идеальную схему убийства всей восьмерки. Например, владельца клуба по имени Фрэнк можно взорвать фейерверком вечером. Для доступа в хранилище пиротехники нужен код — его можно получить в полдень в одной из локаций. Когда Кольт туда приходит, оказывается, что нужный дом сгорел. Поэтому в следующий раз герою нужно прийти туда утром и предотвратить пожар.
Еще интереснее влиять на расписание идеологов, пытаясь собрать их вместе, чтобы прихлопнуть всех разом (спойлерУченый Егор Серлинг много времени проводит у себя на военной базе в окружении ловушек и солдат. Куда проще достать его на вечеринке у тусовщика Алексиса, а чтобы Егор туда пошел, нужно испортить его оборудование. Тогда вам удастся устранить сразу обоих.).
С трупов идеологов выпадает легендарное оружие, брелоки (пассивные улучшения для героя вроде увеличения здоровья и двойного прыжка) и слитки, которые дают Кольту суперспособности. Магия в Deathloop украдена из Dishonored (телепорт, невидимость, своеобразный режим берсерка, связывание врагов и телекинез), а оружие — из Prey. Только если в игре 2017 года было место и гипсовой пушке, и разбирающей на молекулы гранате, то в 2021-м Arkane не смог придумать ни одного интересного ствола. В распоряжении Кольта находятся только пистолеты, дробовики, винтовки и пулеметы.
Одним из главных пунктов рекламной кампании Deathloop была Джулианна. Этот персонаж охотится за Кольтом, но управлять им может не только искусственный интеллект, но и другой игрок. Геймплейно это похоже на вторжение красного фантома из Dark Souls.В игре Хидэтаки Миядзаки можно проникать в миры других игроков и портить им прохождение в качестве одного из врагов. На экране появляется сообщение, что выходы с локации заблокированы, а Джулианна начала охоту. Соответственно, ее надо найти и убить или бежать в определенную точку на карте, чтобы разблокировать двери. Если же вы играете за злодейку, то каждое убийство Кольта повышает уровень охотницы и открывает прокачанную экипировку. Такие «кошки-мышки» должны были добавить в геймплей перца, но на деле мультиплеер бесит. Чаще всего игроки просто бездумно палят друг в друга, поэтому смысла использовать навыки или мыслить тактически нет. Такие экшен-вставки просто портят темп игры и вынуждают отвлекаться от основной цели. Вдобавок большинство столкновений заканчивается за считаные секунды — оба персонажа очень быстро умирают. В итоге мультиплеер — абсолютно ненужная механика.
После прохождения Deathloop создается ощущение, что студия Arkane будто бы сама попала во временную петлю, из года в год выпуская примерно одну и ту же игру с парой новых идей. И пусть механики продолжают работать, без интересного сеттинга основная формула быстро надоедает. Связано ли это с тем, что лидеры и идейные вдохновители студии, Харви Смит и Рафаэль Колантонио, не работали над Deathloop или всему виной банальный кризис идей — вопрос открытый. Важно другое. Deathloop — проходная игра для фанатов Dishonored и Prey и откровение для всех, кто никогда про эти игры не слышал. Поэтому если вы принадлежите ко второй группе, то купите Deathloop. И если вас зацепит, то попробуйте лучше классические проекты Arkane. Удовольствия от них в разы больше.