Только что в профильной игровой прессе и связанных с ней соцсетях случился небольшой скандал. В Fortnite добавили режим, где надо вычислять самозванца, и почему‑то даже не потрудились поменять ему имя, так и назвав «Самозванцы» (Impostors), отсылая к одной из самых популярных игр на планете — Among Us.
PR-менеджер Innersloth Виктория Тран заявила, что заимствовать механики можно, но стоило хотя бы поменять тематику и не использовать терминологию другой игры. В сети сразу посыпались шуточки о том, что Epic совсем обленились.
Ситуация чуть сложнее, чем кажется. Among Us на сегодняшний день священная корова индустрии, маленькая, прекрасная игра, добившаяся грандиозного успеха. Обворовать ее прямо сейчас — не лучший ход с точки зрения репутации.
Но на волне хайпа легко забыть, что это не первый раз, когда Epic Games (авторы Fortnite) воспользовались геймдизайнерскими находками других разработчиков. Рискнем предположить, что и не последний. А тот факт, что режим называется Impostors, — вовсе не ошибка, случившаяся по недосмотру ленивых менеджеров, а циничный, осознанный шаг и послание всем нам.
Ниже рассматриваем еще 5 примеров такого заимствования и размышляем над тем, почему Epic Games так поступают.
№ 5. Камеры восстановления
Apex Legends
Раньше, если игрока сбивали с ног, спасти его мог только напарник, тративший несколько секунд на оживление павшего товарища. В Apex Legends ввели механику воскрешения после смерти: даже если вас окончательно убьют после нокдауна, на месте трупа останется жетон. Отнесите его в специальную установку — и погибший напарник вернется с того света. В Apex она выглядит как треногий робот, в Fortnite — микроавтобус, но суть одна.
№ 4. Игроки, маскирующиеся под ботов
Escape from Tarkov
В отечественном хите Escape from Tarkov карты населены не только живыми игроками, но и ботами, честно пытающимися походить на людей. Игроки перевернули геймдизайнерскую задумку с ног на голову, начав маскироваться под ботов, сбивая с толку соперников. В Fortnite тоже так можно, более того, есть специальный камуфляж, делающий из игрока точную копию управляемого искусственным интеллектом противника.
№ 3. Крафтинг в открытом мире
Minecraft
Про это сейчас уже почти не вспоминают; сами Epic Games делают вид, что ничего не было, но агрессивные заимствования были фундаментом геймдизайна Fortnite еще до релиза. Десять лет назад, на заре ее разработки, Fortnite позиционировалась как клон Minecraft с монстрами и гранатометами. Игроки носились по карте с кирками, ломали все подряд, чтобы потом возвести из собранных материалов укрытия. С наступлением темноты в город приходили орды чудовищ, и вы должны были дать им отпор в свежевыстроенных фортах (отсюда и название Fortnite).
№ 2. Режим королевской битвы
Player Unknown’s Battlegrounds
В статусе клона Minecraft игра даже успела выйти, получить вялые оценки в прессе и, по-хорошему, на этом должна была и заглохнуть, если бы в какой‑то момент в Epic не приняли решение быстренько пришпандорить к ней режим королевской битвы. В 2017 году он пользовался громадной популярностью благодаря Player Unknown’s Battlegrounds. Ее автор Брендан Грин возмутился в твиттере («партнеры так не поступают») и даже подал на Epic Games в суд, но потом отозвал иск.
№ 1. Летающий автобус
Player Unknown’s Battlegrounds
На первый взгляд, этот пункт — мелочь по сравнению с остальными «органами», донором которых выступила Player Unknown’s Battlegrounds. Сужение карты, продолжение матча до тех пор, пока в живых не останется только один игрок, — вот основа геймдизайна. При чем же тут автобус? Он невероятно важен именно как жест. Более бездарного и наглого клона придумать невозможно.
В королевских битвах игроки выпрыгивают из пролетающего над картой самолета. В Battlegrounds он вполне адекватно вписан в нарратив: игра про войну, вот и бойцы десантируются из «Локхида C-130» («Геркулес»). В Fortnite — из летающего автобуса, к которому приделан воздушный шар. Никакого смысла в таком устройстве нет, оно не объясняется игровым сеттингом, модель практически не анимирована, абсолютно ясно, что ее добавили в спешке и «на отвали». Тем не менее она до сих пор существует, став одним из символов игры.
Теперь попробуем разобраться, отчего так происходит. Вот пять причин, по которым Epic Games не стесняются использовать чужие наработки.
№ 5. Юридическая
Выше перечислены пять механик, которые авторы Fortnite заимствовали у других игр, но при желании этот список можно сделать гораздо длиннее. Стрельбу взяли из Doom (1993), вид от третьего лица — из Tomb Raider (1996), возможность сесть в машину — из GTA (1997). Что считать интеллектуальной собственностью, защищенной авторским правом, а что — достоянием общественности? Персонаж Джесси Айзенберга в фильме «Социальная сеть» говорит, что «тот, кто собрал хороший стул, не должен денег всем предыдущим создателям стульев». Тут можно пуститься в долгие пространные споры о том, что стулья и видеоигры — это что‑то несопоставимое (разве?), но в реальности важнее судебные прецеденты, и такой прецедент как раз есть. Брендан Грин, как написано чуть выше, подал на Epic Games в суд. Ничего не вышло. Все. В этот момент у авторов Fortnite развязались руки, они получили законное право использовать любые понравившиеся им механики, до тех пор пока кто‑то в суде не запретит им это делать.
№ 4. Политическая
На 2021 год капитализация Epic Games составляет $30 млрд. Это громадная корпорация, которая может позволить себе воевать одновременно с Apple и Google. Категориями обывателей боссы Epic давно уже не мыслят, им важно уничтожать конкурентов, устраивать «показательные казни», давать пример другим. Бравирование краденными механиками нам сейчас видится демонстрацией силы. Как говорит герой сериала «Миллиарды»: «Зачем нужно ***** денег, если ты не можешь никого послать *****?»
№ 3. Историческая
Epic Games существуют уже 30 лет. На пике популярности они выпустили мультиплеерный боевик Unreal Tournament и — в сотрудничестве с Microsoft — экшен Gears of War. Потом, как и для многих студий из 90-х, пришла пора увядания. Unreal Tournament потерял популярность до такой степени, что его сделали бесплатным, с открытым для модификаций кодом. Gears of War, принадлежащие Microsoft, много денег не приносили. Тогда, видимо, было решено чуть поступиться идеалами честных творцов, когда‑то бывшими первооткрывателями в жанре, и попробовать скопировать чужие, уже готовые, гарантированно выигрышные игровые концепты. Так появился Paragon, клон Dota 2, который ожидаемо провалился. Ну, это же очевидно, как могут неоригинальные, без вдохновения сделанные клоны других игр приносить большие деньги? Не могут ведь, правда? Потом вот Fortnite — клон Minecraft. Тоже начал было проваливаться… и вдруг выстрелил.
Интересно, что примерно в то же время звезда Epic Games, Клифф Блежински, заявил о том, что будет делать игру мечты и ему важно проверить, выживет ли он без покровительства Марка Рейна и Тима Суини (боссов Epic). Игрой мечты Клиффа оказалась Law Breakers, похоронившая его карьеру.
Никто не хочет быть как Клифф Блежински. Все хотят, чтобы их состояние росло с нескольких миллионов до 7 миллиардов за 5 лет. В этом контексте воровство, которое привело к таким радикальным переменам в жизни сотрудников Epic Games, похоже, рассматривается как некий сакральный акт, жертвоприношение богам индустрии в обмен на процветание корпорации.
№ 2. Психологическая
Совсем уж надуманный пункт, скорее гипотеза. Но не откажем себе в удовольствии вспомнить, пардон, Льва Толстого. В «Воскресении» он писал о том, как оправдывают себя люди, занимающиеся чем‑то, не принятым в обществе. Вот длинная цитата, но суть в том, что стоит вам начать чем‑то заниматься, как тут же мировоззрение подстраивается под это занятие. Слишком уж сложно, невыгодно каждый раз стыдливо оправдываться за условную «кражу» (которая еще и судом кражей не признана). Проще принять новую реальность, поменять взгляд на вещи и смело идти вперед.
№ 1. Деньги
Воровство, творческое заимствование, оммаж или симулякр — называйте как хотите. Такой подход принес авторам очень много денег, все остальное не имеет значения.
Нет никакой возможности закончить этот текст чем‑то иным, кроме как заезженной цитатой, которую приписывают всем подряд, начиная от Пабло Пикассо и заканчивая Фаиной Раневской (хотя оригинал вроде как принадлежит Томасу Стернзу Элиоту): «Хорошие художники копируют, великие художники ******».