Как GTA V и игры помогут нам строить города? Объясняют архитекторы

30 ноября 2018 в 14:13
В будущем мы будем проектировать общественные пространства в играх. Сейчас видеоигровой урбанистикой занимается студия You+Pea. Журналист и геймдизайнер Дмитрий Веснин поговорил с создателями студии, которые выступят на петербургской конференции «In The City», — о том, что о городах говорит GTA V и как игры сделают города лучше.

You+Pea — лондонская студия, которая занимается видеоигровой урбанистикой, то есть ищет новые подходы к урбанизму и архитектуре через видеоигры. Она проводит исследования игр, разрабатывает экспериментальные игры про города, а также ведет собственный курс в архитектурной школе Бартлетт. Основана дизайнерами и архитекторами Сандрой Юханой и Люком Каспаром Пирсоном.

Сандра Юхана
Дизайнер, соосновательница студии You+Pea

Институт «Стрелка» (он составил программу конференции, организатор мероприятия — «Газпром Нефть». — Прим. ред.) пригласил нас рассказать о своих исследованиях по видеоигровой урбанистике. Мы выступим на конференции «In The City», где показывают, как цифровые технологии используют для дизайна городов.

Люк Каспар Пирсон
Архитектор, сооснователь You+Pea

Мы покажем работы нашей студии You+Pea и несколько проектов, которые мы разработали совместно с нашей учебной студией в архитектурной школе Бартлетт. В You+Pea мы ищем новые подходы к урбанизму через видеоигры.

Как видеоигры вообще связаны с городами

На примере Grand Theft Auto V

Люк: Сейчас большинство игр — трехмерные, и они архитектурные по своей природе. Они дают пережить опыт пребывания в пространстве, помещают игроков в новые типы городов и новые обстановки. Мы пытаемся понять, почему игры настолько мощно передают ощущение пространства и что из этого можно использовать в своей работе архитекторам.

В типичной игре вы обитаете среди трехмерных моделей. Но чтобы в игру можно было играть, в ней должен быть набор правил, который даст взаимодействовать с миром. Нам интересно, как игроки с помощью этих правил понимают логику виртуальных городов. У архитекторов набор правил может быть немного другим, но с помощью игр мы можем создать системы, где взаимодействуют люди, и увидеть, что они узнают о городах, играя в них.

Например, мы изучили Лос-Сантос, город из Grand Theft Auto V. Разработчики сделали мир, который чувствуется как Лос-Анджелес, но существенно отличается от него географически. Они передали ощущение присутствия в городе. Когда вы думаете о Лос-Анджелесе, то из‑за фильмов и всех культурных ассоциаций довольно хорошо представляете, каким он ощущается и какие смыслы в него заложены. Даже если вы ни разу в нем не были.

Карта Лос-Сантоса из исследования, о котором говорит Люк. Подробнее о выводах читайте по этой ссылке.

Разработчики Grand Theft Auto V немного изменили правила мира, чтобы в нем было проще перемещаться: в Лос-Сантосе можно легко прыгнуть из машины в машину, и физика автомобилей изменена так, будто можно проехать где угодно. В результате получается город чистой мобильности и движения.

Это ужасно интересно, потому что в 1970-х британский архитектурный историк Рейнер Банхем написал влиятельную книгу о Лос-Анджелесе под названием «Четыре экологии», где сравнил Лос-Анджелес и традиционные европейские города, которые обычно строятся вокруг общественных центров и монументов. Банхем сказал, что в Лос-Анджелесе мобильность перевешивает монументальность. Он предположил, что перед нами новый тип города, и нам нужно разобраться, как такие города функционируют. Получается, что, сделав игру, в которой персонаж невероятно мобилен, разработчики передали очень точную картину того, что Банхем видел в настоящем Лос-Анджелесе. В каком‑то смысле географическая точность здесь совсем не важна.

Как игры сделают города лучше для застройщиков

На примере Лондона

Сандра: Игры — это медиум, который ближе всего и нашему, и подрастающим поколениям. Вместо серии статических архитектурных картинок мы даем возможность побывать в виртуальном пространстве и понять, как можно в нем двигаться и взаимодействовать. Это новый захватывающий способ сказать новое слово в процессах, которые работают не очень эффективно или не работают вообще.

Люк: Один из первых вопросов, которые задают студенты, — это почему мы делаем игры, когда пришли изучать урбанистику. Сегодня мы получаем намного больше данных, которые помогают понять, как устроены города. Нам важно донести до людей процессы и правила, которые формируют города, а игры отлично с этим справляются.

Сандра: Например, у жителей Лондона есть самые разнообразные интересы. Мы, как дизайнеры, понимаем, что город можно построить множеством способов, и предлагаем сделать общение и обмен идеями лучше в виртуальных пространствах, а не на совещаниях за закрытыми дверьми.

Многие проблемы вытекают из самих процессов городского планирования
Люк Каспар Пирсон
Архитектор, сооснователь студии You+Pea

Люк: Например, мы разбирали со студентами игру о феномене Clown Town. Это было что‑то вроде тренда, когда на всех центральных улицах Британии и Лондона ассортимент магазинов свелся к набору из одних и тех же брендов. Из‑за этого они потеряли свою идентичностьПривет! Не повезло — здесь промокода нет. Ищите дальше, они точно еще есть в других материалах!.

Сандра: Самое главное, что в игре этот процесс остановить было невозможно. Это усиливало впечатления игрока и давало понять масштаб проблемы.

Люк: Еще была игра о будущем, в котором мэра Лондона подключили к огромной видеоигре, где он отвечал на вопросы всех жителей города. Думаю, ему было непросто (смеется). Вряд ли проблемы стоит решать таким образом, но мне кажется, что основная идея этой игры в том, что умные технологии отправляют намного больше информации, чем мы можем принять, и что этот процесс можно смоделировать в игре.

А как для жителей

На примере Стратфорда

Люк: Летом Сандра читала лекцию о партисипативных практиках (подход, который подразумевает вовлечение в процесс планирования и жителей, и застройщиков. — Прим. ред.), которые используют в Стратфорде, в Ист-Лондоне. Его существенно перестраивают, и, кажется, застройщики и представители некоммерческих организаций пришли в восторг, когда мы выстроили их общение через игры. Как сказала Сандра, игры — это медиум, который взаимодействует с людьми напрямую, почти без посредников, это способ задать волнующие вопросы и получить ответы намного быстрее, чем раньше. Нам интересно, куда зайдет разговор о городском планировании, поскольку в таких играх начинает участвовать все больше людей.

Сандра: Мы наблюдаем за игроками, за тем, как люди путешествуют в играх и как влияют на игровой мир. Во время плейтестов мы документируем решения, которые принимаются в играх. Это помогает получить обратную связь о том, как устроены города.

Люк: Надеюсь, что эта практика станет общепринятой. Образ жизни меняется, и мы хотели бы попробовать подключить людей к игровым системам, которые позволили бы молниеносно принимать решения и создавать пространства, которые подходят жителям города.

6 игр, которые интересно работают с городом

Выбор You+Pea

Persona 5

Скриншот из видео, героиня которого посещает места из Persona 5

Люк: Мы большие фанаты Токио. В Persona вы играете за детей, которые путешествуют в странные миры, но действия самой игры происходят в Токио. И если вы были там раньше, то заметите серьезное сходство между Токио в игре и настоящим городом. Вплоть до того, что в блогах выкладывали фотографии из реального города и в точности такие же кадры из игры.

SimCity и Cities: Skylines

Сандра: Знаменитые градостроительные симуляторы тяготеют к американскому стилю зонирования, но за пределами Америки это может быть не самым эффективным способом строить города.

Nova Alea

В игру можно поиграть по этой ссылке

Люк: Игра о финансовой системе любого современного города и один из примеров, который мы разбираем со студентами. Это своего рода социальная критика, в которой игрок пытается предугадать движения финансовых пузырей и реагировать на них.

London Developer’s Toolkit

Сандра: Эта игра — критика маркетинговых материалов всех этих невероятных застроек, которые заполонили весь Лондон. Вы играете за архитектора, который спорит с застройщиками, пытаетесь понять их запросы и удовлетворить им.

Люк: В каком‑то смысле это игра о том, что архитекторам не хватает влияния. В конце мы даем игрокам нелепую версию фотошопа, в которой можно сделать свои рендеры. Игра ставит вопрос о том, насколько архитектор влияет на результат и насколько архитекторы следуют за маркетологами.

Super Mario Odyssey

Сандра: Она нам очень понравилась, потому что в ней Марио впервые помещен в контекст реального мира. Там есть один уровень, Нью-Донк, который основан на Нью-Йорке, и очень непривычно видеть Марио среди знакомых мест.

Block’hood

В игру можно поиграть по этой ссылке

Люк: Ее стоит попробовать среди градостроительных игр, она поднимает вопросы экологии.

Расскажите друзьям