Космос

Какую одежду мы будем носить в космосе? Отвечает дизайнер Барбара Брауни

20 сентября 2019 в 16:24
В московском Музее космонавтики в рамках международной конференции «Представляя необычное» британская дизайнер Барбара Брауни рассказывает о том, как невесомость влияет на возможности дизайна одежды. Егор Михайлов поговорил с ней о том, как можно было бы улучшить клип группы OK Go и что мы будем носить в космосе.

— Объясните в двух словах, чем вы занимаетесь?

— Вообще, я занимаюсь вопросом взаимоотношения между одеждой и телом. Я стараюсь не пользоваться словом «мода», потому что мой интерес касается вещей более повседневных, чем тех, которые показывают на подиуме. Так что я предпочитаю слово «одежда». А в данный момент мои исследования посвящены космической одежде, точнее, одежде, созданной специально для среды с нулевой гравитацией. И я имею в виду не скафандры, не тот момент, когда человек находится в открытом космосе, — все эти специфические вопросы — а человека, который находится в невесомости внутри космического корабля, где вопросы безопасности менее экстремальны. В таких условиях дизайнеры могут свободнее играть с микрогравитацией (близкое к невесомости состояние, в котором ускорение, вызванное гравитацией, крайне незначительно; к примеру, все тела на МКС находятся в состоянии микрогравитации. — Прим. ред.), не слишком сильно переживая о безопасности.

— А как вообще вы пришли к этой теме?

— Я советовалась с издателем насчет того, какую книгу стоит написать дальше. Кто‑то заговорил о научно-фантастической моде — и мы решили ухватиться за эту тему. Я начала исследовать тему и в какой‑то момент поняла, что это больше не научная фантастика, это реальность: космические туристы летают в космос, астронавтам тоже нужно одеваться. И оказалось, что материала для обсуждения хватит на целую книгу.

— То есть вы сначала занялись темой, а потом заинтересовались?

— Да, вроде того. Я вообще много занимаюсь кинокостюмами, оттуда и появилась точка отправления. А потом исследование привело к тому, что я увидела все с неожиданной точки зрения. Я не ожидала, что буду заниматься этим вопросом, но когда увидела потенциальное поле исследований, то поняла, что оно очень захватывающее.

— Что интересного вы узнали, работая над этой темой? Что‑то вас удивило?

— Самое удивительное — то, что никто этим не занимался раньше. НАСА и другие космические агентства вкладывают столько денег в разработку скафандров, в технологии, но мало кто думает о том, как одевать космонавтов или космических туристов, когда они просто летают в повседневной одежде по космической станции или испытывают невесомость в полете.

А еще я многое узнала о том, как физика невесомости влияет на моду. Есть много исследований, посвященных материалам и технологии производства. Но мода будущего — это не только технологии, но и стиль, и невесомость меняет подход к стилю. Когда я стала глубже думать об этом и анализировать наш подход к дизайну одежды, меня поразило то, как сильно дизайн одежды на Земле зависит от силы тяжести. А в космосе нам придется полностью изменить свой подход к моде!

Если послушаете модельеров, они все время говорят о весе тканей, о том, как она облегает силуэт, — но в космосе всего этого не существует. В невесомости ткань ничего не весит; она не облегает тело, а парит над ним. Как говорить о силуэте тела, если в космосе вы не можете встать прямо, вы плаваете под разными углами. Поэтому все термины, которые мы воспринимаем как должное в дизайне одежды, приходится просто выбросить, когда мы говорим о дизайне для космоса.

— А если говорить о повседневной одежде для космонавтов и для космических туристов — между ними есть принципиальная разница?

— На самом деле выводы, к которым я на данный момент прихожу, применимы и к тем, и к другим. Сейчас астронавты [на МКС] носят повседневную одежду — рубашки поло, шорты и прочие вещи, которые придумывались для ношения на Земле. Уже тут появляются проблемы, которые можно решать. Но если вам хочется больше творчества, больше возможностей для креативного взаимодействия с невесомостью, то стоит подумать о космических туристах, которые, возможно, захотят снимать в невесомости селфи и немного покрасоваться.

— А как тестируется одежда для невесомости? Нельзя же изучать, как она будет себя вести в земных условиях, или просто полагаться на расчеты?

— Это сложно, потому что на Земле нельзя создать условия нулевой гравитации. Подводные условия близки, но не идеальны. Астронавты тренируются под водой, чтобы научиться работать в скафандрах, и это дает вам некоторое представление о том, как будет вести себя одежда под действием силы тяжести при низкой гравитации. Можете посмотреть на подводные фешен-съемки, чтобы почувствовать, что случается, когда одежда попадает в зону невесомости. Но это не идеальное моделирование нулевой гравитации, потому что под водой есть еще гидродинамическое сопротивление и другие факторы, которые меняют внешний вид одежды.

В конечном счете нужно только отправляться в невесомость — а это, конечно, очень дорого. Может, поэтому никто особенно и не изучал эту тему: все это очень трудно тестировать. Приходится проектировать только на основе расчетов, но никто не знает, как будут выглядеть вещи, пока они не окажутся на самом деле в космосе.

— За четыре года, на протяжении которых вы занимаетесь этим вопросом, кто‑то уже заинтересовался вашими исследованиями: космические агентства, инвесторы, может, дизайнеры?

— Я немного работаю с Blue Abyss. Это коммерческое агентство космических тренировок, они занимаются полетами в невесомости и заинтересованы в одежде для участников таких полетов — это могут быть исследователи, туристы, астронавты, проходящие тренировку. Я начала работать с ними около года назад, у нас есть проект, в котором участвуют мои студенты.

— Понятно, что, разрабатывая одежду для космоса, мы полагаемся на земной опыт — а может это сработать в обратную сторону? Как может космический опыт повлиять на земную моду?

— Ну, например, мы можем увидеть, как много внимания дизайнеры уделяют виду спереди, сзади и сбоку: рисуя одежду, мы всегда изображаем человека стоя или идя пешком, только так и представляем его. А когда вы приближаетесь к кому‑то в невесомости, вы можете сперва увидеть их плечи или, скажем, ноги — вы видите людей с разных сторон. На Земле мы не очень много думаем о том, как выглядит одежда сверху, снизу или с других ракурсов — и мне кажется, здесь есть потенциал для дизайнеров, которые могут больше думать о том, как одежда выглядит под другим углом. Плечи, например, выглядят очень интересно, если смотреть сверху, — и, вообще, открывается целое новое пространство для размышлений.

— Вы, занимаясь исследованиями, явно много изучали, как представляли моду будущего в начале и середине прошлого века. Эти футуристические изображения сейчас выглядят забавно — а было ли что‑то, что они умудрились угадать?

— На самом деле как раз в это время людей начали фотографировать под разными углами — как раз то, о чем я только что говорила. Есть фотографии, которые сделаны, к примеру, снизу, на которых видна внутренняя часть рукавов, — и появляются новые формы, которых не увидишь, если снимаешь человека спереди. Так что люди в то время начали открывать новые углы зрения на одежду, но я не думаю, что они понимали, что делают, — это было что‑то подсознательное.

— А в кино — есть ли фильмы, в которых дизайнеры раскрыли эту тему с должным вниманием?

— Обычно в фильмах о космосе дизайнеры немного жульничают: они делают всю одежду очень плотной, чтобы не думать о том, как она будет вести себя в невесомости. Потому что иначе нужно будет добавлять очень много эффектов на постпродакшене. Поэтому же, кстати, у всех обычно очень короткая стрижка, чтобы не приходилось генерировать на компьютере парящие в невесомости волосы. Но есть несколько фильмов, которые снимали в условиях нулевой гравитации. Например, клип OK Go.

— Его, кстати, снимали в России.

— Да, точно. У них там была довольно обычная одежда. Мне кажется, они упустили возможность надеть что‑нибудь, что будет интересно выглядеть в невесомости. Еще совсем недавно был фильм «Мумия» с Томом Крузом. Там была сцена авиакатастрофы, которую снимали в полете с невесомостью. Тут речь не о космосе, так что они были не в скафандрах, — и в этой сцене можно увидеть, как отсутствие гравитации влияет на одежду. Например, куртка всплывает над телом и становится похожей на плащ — это дает некоторое представление о том, что происходит в таких условиях с обычной одеждой. Мне все время кажется, что костюмерами в таких фильмах должны быть люди, которые больше будут думать о возможностях, которые дает съемка в нулевой гравитации.

— Возвращаясь к возможностям, которые появляются в космосе, — а нет ли опасностей, на которые стоит обращать внимание? Например, ткань, которая парит во все стороны, вполне может попасть куда не надо.

— Ну разумеется, есть соображения безопасности. Например, все сходятся на том, что не должно быть элементов, которые могут закрыть пространство перед глазами. В конечном счете всегда нужно искать компромисс между безопасностью и видимым выражением невесомости. Но я думаю, что сейчас мы слишком много задумываемся о безопасности. Все авиакомпании, которые организуют полеты с невесомостью, используют стандартные летные костюмы. Но на самом деле это необязательно, чуть более свободная одежда не создаст проблем с безопасностью. Были полеты в костюмах, люди отмечали свадьбу в невесомости — и свадебное платье не помешало безопасности. Так что я думаю, что люди все еще слишком осторожны. И из‑за этого мы упускаем возможность наглядно показывать невесомость. Космическим туристам хочется делать селфи в одежде, по которой видно, что они парят, а в плотно пригнанном комбинезоне это не работает на полную.

Конференция, на которую я прилетела, посвящена необычным вещам. Мы воспринимаем земную гравитацию как нечто само собой разумеющееся. Но на самом деле в масштабах Вселенной это очень необычная вещь: в большей части Вселенной нет заметной силы тяжести. И поэтому в будущем, когда наша цивилизация наконец станет межпланетной, космическая одежда будет более обычной, чем земная. И нам нужно сделать этот шаг: переносить человеческую культуру в невесомую среду — в будущем это нам пригодится.


Благодарим департамент медиа НИУ ВШЭ и московский Музей космонавтики за помощь в организации интервью.

Расскажите друзьям