Семейный психолог, специалист сервиса по подбору психологов Alter
— Почему сегодня так актуально говорить о том, как помочь детям не попасть в ловушки общества потребления?
— Материальный мир сегодня стал ярче и разнообразнее, нас окружает гораздо больше вещей, чем 50–60 лет назад. Гораздо проще сделать покупку, чем налаживать отношения, проявлять любовь, справляться с трудными эмоциями. Если мы грустим, то нам бывает трудно находиться в этом чувстве и мы утешаем себя очередным приобретением. Часто вещи дарят чувство безопасности, отвлекают от трудностей и страхов, дают возможность проявить любовь, включаясь материально, а не эмоционально.
Глядя на нас, так поступают и дети. Поэтому, как говорится в английской пословице, «как бы вы ни воспитывали детей, они все равно будут похожи на вас, поэтому воспитывайте себя». Начинайте с того, чтобы чувства были чувствами, отношения — отношениями, любовь ощущалась бы и без дорогих подарков, веселье возникало бы в игре или разговоре, а вещи стали бы просто условием комфорта и удобной жизни.
И, конечно, если вы искренний сторонник заботы об экологии и разумного потребления, то привлекайте к этому ребенка, объясняйте ему, почему это важно. Дошкольник будет рад вместе с папой и мамой чинить вещи или делать необычные поделки. Детям школьного возраста можно рассказать о том, как с помощью разумного потребления мы помогаем животным и природе в целом. Младших подростков можно привлечь к уборке мусора, особенно если в начале вам удастся произнести пламенную увлекающую речь, а потом вы устроите пикник с интересными играми. Старшие подростки готовы с энтузиазмом менять мир, если верят в важность и справедливость своих действий. Но все это будет получаться, только если вы сами искренне верите в необходимость всего этого, если у вас хороший контакт с ребенком, он верит вам и считает вас авторитетом.
— Как научить ребенка понимать, сколько вещей ему или ей нужно на самом деле? Как научить выбирать?
— Часто родителям кажется, что тема «ребенок и вещи» становится актуальной в старшем дошкольном возрасте, а то и позже. Однако основа отношения к материальному миру вокруг закладывается гораздо раньше — в возрасте примерно от полутора до трех лет. В это время ребенок захвачен окружающим миром: хватает вещи, вытаскивает все из шкафа, собирает нужное и ненужное по карманам, даже не всегда понимая назначение предметов. Это период, когда материальные вещи сливаются со статусом их владельцев: папины очки становятся признаком ума и родительской власти, бабушкин фартук дарит утешение и вкусные пирожки, мамина косметика — самый прямой путь к красоте.
Именно поэтому начиная с примерно с двух лет уже можно и даже нужно учить ребенка выбирать что‑то одно и отказываться от другого. Начинать стоит с выбора из двух предметов, чтобы было проще. Какую футболку надеть на прогулку — красную или зеленую? Какие хлопья есть на завтрак? Какую книгу читать на ночь? Какую машинку взять на улицу? Все это довольно сложный выбор для двухлетки, и часто родителям проще взять с собой все машинки и самим выбрать одежду, чтобы не ждать, пока ребенок переживет муки выбора, постоянно меняя свое решение. Но именно это действие учит ребенка понимать, что он хочет и от чего может отказаться, учит ограничивать свои желания тем, что необходимо, а не пытаться «собрать все и сразу».
Если в возрасте двух лет родители не делали этого с ребенком, то можно начинать в любом возрасте. Даже если вы уже взрослый человек, но знаете, что в магазине скорее купите сразу две вещи, чтобы не выбирать ту, что лучше, а выбор из нескольких предложений о работе повергает вас в отчаяние, то пришла пора учиться выбирать. Начинайте с простого — выбор одежды, еды, фильма или книги. При выборе тренируется навык определения важного и отказа от лишнего. Постепенно выбирать и отказываться будет становиться все легче.
— Как быть, если маленький ребенок каждый день требует покупать новые игрушки?
— Бывает, и нередко, что ребенок (а порой и взрослый человек) пытается удовольствием от приобретения той или иной вещи удовлетворить свои потребности, которые, по сути, с самими вещами не связаны. Так, для дошкольника ежедневная покупка игрушки — способ почувствовать родительскую любовь. Часто в этом случае такая игрушка не служит долго — после первых восторгов она быстро теряется или ломается. И уже на следующий день ребенок требует очередной покупки. Для подростка новый телефон или дорогая одежда — способ почувствовать себя «крутым». Но если только вещи будут признаком «крутости», то внутри так и останется ощущение, что сам по себе подросток никому не нужен.
Стоит задуматься о том, чем ребенку помогает эта игрушка или гаджет: может, они от чего‑то его отвлекают (например, от одиночества) или дарят спонтанную радость там, где ребенок не умеет находить приятное в повседневной жизни. Одна из задач воспитания — научить ребенка понимать свои чувства и потребности, чтобы удовлетворять именно их, а не отвлекаться на минутные радости в виде покупок, еды или, во взрослом возрасте, других, может быть, более вредных занятий.
Родителям важно понять, что сам ребенок, особенно младшего возраста, пока еще не может понять, чего именно ему не хватает. Даже взрослые люди порой ходят к психологам, чтобы разобраться, откуда берутся приступы шопоголизма или переедания. Именно поэтому задача родителя — разобраться в ситуации.
Если игрушка — способ получения внимания от взрослого, то, возможно, вам нужно проводить больше времени с ребенком. Купите игрушку, но не удовлетворяйтесь детским восторгом от покупки, может быть, в душе радуясь, что ребенок на некоторое время от вас отстал. Наоборот, придя домой, вспомните про игрушку, а заодно и про те, что куплены вчера и позавчера. Предложите ребенку поиграть в них, старайтесь быть вовлеченными, разбудить в себе искренний интерес к игре ребенка. Если не очень помните, как играли в детстве, то попросите ребенка вас научить, спрашивайте, что должен делать ваш персонаж, и делайте это с энтузиазмом. Наверняка игрушка, в которую вы вместе так эмоционально играли, станет немного более ценной, а значит, не сразу потеряется. Продолжайте играть каждый день (лучше в те же самые игрушки), и тогда, вполне возможно, покупать новые понадобится совсем не скоро.
— А если подросток настаивает на покупке чего‑то «статусного», что слишком дорого стоит?
— С подростками ситуация может быть сложнее. Вполне возможно, что в его компании статус и правда определяется дорогими вещами. Если такие покупки не вписываются в бюджет, то лучше так и сказать, предложив альтернативу: накопить, заработать и т. п. Но тут внимательный родитель может заодно подумать, чем определяется статус в его собственном понимании. Кого уважают в кругу его друзей и коллег и за что. Это хорошая тема для разговоров с подростком.
— Важно ли объяснять детям, как работает маркетинг и реклама? И почему не все, чем восхищаются блогеры, нужно немедленно покупать.
— Если мы, как родители, сделали все, что написано выше, то тогда вещи уже не будут иметь такого влияния на нашего ребенка, когда реклама становится для него опасна. Он уже не будет покупать вещи, чтобы решить свои эмоциональные проблемы, а приобретет то, что ему необходимо. И, конечно, воспитывая ребенка, стоит обратить внимание на формирование критического мышления, которое пригодится ему не только при выборе товаров, но и при чтении социальных сетей или новостей, в разговоре с друзьями и в учебе.
Именно навыки критического мышления позволяют детям и взрослым сопоставлять факты, делать выводы, сомневаться, искать основания для событий и определять интересы разных людей. В этом случае ребенок достаточно быстро поймет, что значительная часть восторгов популярных блогеров от использования той или иной вещи — это оплачиваемая работа, а сама вещь может совсем не нравиться. Но тогда ребенок будет видеть манипуляции родителей или учителей, противостоять эмоциональному насилию, которое довольно часто используется как средство воспитания, и вообще родителю придется стать гораздо более честным в разговорах с ребенком, чем это принято в нашей культуре.
Что еще можно сделать, чтобы помочь детям выстроить здоровые отношения с вещами
Помогите найти хобби и увлечения, не связанные с материальными благами
Музыка или рисование, спортивные игры или пешие походы — все эти активности помогут понять, что ты — то, что ты делаешь, а не то, чем ты владеешь.
Поощряйте желание делать подарки своими руками
Это отличный способ показать, что важна не только стоимость подарка, но и внимание, забота, творческий подход. Чтобы поддержать творческие начинания, можно отправиться вместе с детьми в Творческие мастерские ГЭС, где посетителей всех возрастов обучают ремесленным приемам и помогают реализовывать собственные проекты из бумаги, глины, дерева, ткани и других материалов.
Научите детей отсортировывать лишние вещи и расставаться с ними
Умение выделять лишнее — это навык, которому постепенно можно научиться. Дети могут освоить его в игровой форме. Например, заведите традицию время от времени сортировать старые игрушки и часть из них отдавать друзьям поиграть или вместе относить в благотворительный ящик, комиссионный магазин. С детьми постарше можно организовать «детский своп», где все смогут меняться игрушками.
Поощряйте интерес к деньгам, учите экономить и копить
Почему похожие товары могут стоить по-разному? Как это — экономить? И зачем? Почему нельзя купить все на свете? И почему при этом покупать что‑то может быть очень приятно. Многие из этих вопросов могут быть сложны даже для взрослых, но чем раньше дети начнут задавать их вам и себе, тем больше вероятность, что в итоге они смогут выстроить здоровые отношения с деньгами.
Сортируйте мусор вместе
Это поможет начать разговор о том, какой след оставляет после себя перепроизводство вещей. Чтобы узнать больше о том, как правильно сортировать отходы и чем они могут быть полезны при правильной переработке, сходите вместе в Музей рециклинга.
Поощряйте починку и переделку сломанных вещей
Создавайте среду, которая поможет ребенку чинить сломанные вещи самостоятельно. Предоставьте доступ к скотчу, безопасному клеевому пистолету, крепежным материалам и инструментам — не игрушечным, а настоящим. Фантазируйте вместе и придумывайте, что нового можно сделать из надоевших и сломанных игрушек и вещей.
Научите бережному отношению к одежде
Не важно, покупаете ли вы детям вещи из свежих коллекций премиум-брендов или приобретаете одежду в секонд-хенде. Бережное отношение к гардеробу — отличный бытовой навык. Малышей привлекайте к сортировке вещей перед стиркой, к мытью и чистке обуви. Детям постарше с хорошей усидчивостью и мелкой моторикой может понравиться ручная починка или «кастомизация» одежды: вышивка на месте дырки, новые пуговицы вместо старых, домашняя окраска того, от чего не удалось отстирать пятна.
Избегайте сравнений, не поощряйте конкуренцию
Вместо этого лучше поговорите о социальном неравенстве и его причинах доступным для ребенка языком. В этом может помочь книга «Социальное неравенство есть!»
Практикуйте совместный шопинг
Безусловно, поначалу ребенку будет сложно принять, что из магазина нельзя унести все, что нравится, но чем чаще дети будут в быту сталкиваться с ситуациями, когда вы что‑то покупаете, тем понятнее для них будет этот процесс. Когда у ребенка уже есть доступ к карманным деньгам, ему будет полезно понять, что денег не хватит на все, а значит, появится необходимость научиться выбирать и копить. Разумеется, тут важно работать над своей личной потребительской осознанностью, чтобы научить ребенка самым действенным способом — своим примером.