«Афиша Daily» продолжает серию материалов о том, как говорить с профессионалами ресторанной индустрии, чтобы правильно донести свои мысли и ощущения и в итоге максимально насладиться выбранным бокалом вина, пива или чашкой кофе. В этот раз Денис Кряжев, шеф-бартендер Maison Dellos, — о том, как действовать в баре.

В профессии бармена, как и в поварской, много ступеней и разных должностей и специализаций. Повара бывают шеф-поварами, сушефами, поварами холодного цеха, поварами горячего цеха, грильщиками. Бариста и сомелье, например, это тоже бармены, но со своей узкой специализацией. Бармены, готовящие коктейли, работают на разных позициях. Шеф-бармен — это идеолог бара, он придумывает и концепцию, и все напитки, составляет технологические карты. С ним работает команда барменов. Среди них есть, например, шейкер-бои — люди, которые работают в баре, но не обладают глубокими знаниями в напитках. Таких, к сожалению, очень много, это низшая ступень градации. Как раз шейкер-бои чаще всего работают в ресторанах, в которых бар не имеет коктейльной карты вообще, и больших барах, в которых нет сильной коктейльной культуры. Там лучше довериться меню, так как над ним провели серьезную работу. Ниже я расскажу о том, на что ориентироваться в заказе напитка, если вы в коктейльном баре или в ресторане с хорошим, прокачанным баром.

Определите куда вы пришли

Есть разница между тем, чтобы прийти выпить в коктейльный бар или в ресторан, это два абсолютно разных формата баров. В коктейльном баре чаще всего нет ни кофе, ни вина, ни пива, это бары вроде «Воды», «Коробка», «Чайной». Почему? Там акцент на коктейли и крепкий алкоголь. Бармен больше общается с посетителями и делает напитки либо по меню, либо из большой базы, хранящейся в его уме. Бары в ресторанах бывают разными, но в целом тут работа бармена складывается совсем по-другому. В этом случае он не торгует лицом и языком, а заявляет о себе через меню и посредника-официанта.

Если в коктейльном баре вы можете претендовать на особенный коктейль, сделанный с учетом всех ваших рекомендаций (но это не значит, что вам не приготовят классический коктейль), то в ресторане есть меню, на которое и нужно ориентироваться. Это похоже на поход в гости. Если вас позвал друг и объявил: «Сегодня мы будем пить красное вино и есть гречку» — глупо заявлять: «Я не пью красное вино и гречку не люблю. Можно мне картошку и игристое?» Нет. Вы знали, на что идете, если это не коктейльный бар, в нем не обязаны быть ингредиенты, нужные для коктейля, придуманного вами.

Изучите меню, если оно есть

Часто меню составлено понятно, и этим нужно пользоваться. Благодаря нему можно легко определить наличие аперитивов, крепких напитков, сауэров и так далее. Описание ингредиентов коктейля вряд ли передаст его настроение, но гамма вкуса станет более ясной. Когда хочешь заказать салат с угрем, ты представляешь, как выглядит угорь, и примерно понимаешь, какой салат в итоге получишь. Здесь такая же история. Меню может строиться двумя способами: по описанию вкуса, алкоголя, либо по стилистике. Например, в «Фаренгейте» мы сделали четыре категории напитков: «Лес», «Сад», «Луг» и «Огород». Когда видишь название «Лес», ассоциативно понимаешь, что коктейли этого типа будут землянистыми, шоколадными. «Сад» — это что-то более свежее, цветочное, фруктовое.

Поймите, какой вкус хотите получить

Почему в баре много коктейлей? Потому что люди разные и вкусы у них разные. Напитки бывают крепкими, кислыми, сладкими, горькими. У каждого человека свой порог чувствительности ко вкусам. Представьте картотеку в которой 1000 коктейлей. И вам точно (так же как бармену) нужно эту картотеку сузить. Лишить себя выбора, чтобы получить самое подходящее. Вы должны примерно понять, какой вкус хотите получить: фруктовый, свежий, горький, острый, кислый, сладкий, сладко-горький.

Кислый, сладкий, горький

Важно понимать, как строится коктейль, то есть его вкусовой баланс. Каждый напиток обладает тремя характеристиками — сладостью, кислотностью и горечью. Сладость — это тело, то есть плотность. Чистая вода легко пьется, но если добавить туда сахар, она станет более плотной, пить ее будет сложнее: она станет тягучей. Сахар всегда так работает, и любой ликер тоже: ощущение вкуса становится сильнее. Но если выпить только сладкое, вкус будет однобоким и неинтересным. Поэтому чаще всего его балансирует кислая составляющая, необязательно лимон.

Возьмем вермут. В нем есть сахар, сладкие травы, и есть вино, которое обладает природной кислотностью. Если кислотность сбалансировать сахаром, напиток получится насыщенным. Горечь. По сути, это любые биттеры. Если бы не было сахара, а только горечь, стало бы сухо, кисло и пусто. Как, например, медицинская валерьянка — в ней только настойка и спирт. Она горькая, пить ее не очень приятно, но если добавить немного сахара, вкус станет более сбалансированным. Сладость балансирует горечь, а кислота балансирует сладость — это стоит запомнить.

Здесь и далее коктейли Дениса Кряжева для бара при ресторане «Фаренгейт». На этой фотографии — Acai Royal

1 из 12

Chayote

2 из 12

Воспользуйтесь цветовой схемой

Предположим, в заведении нет меню. Каждый продукт обладает своими цветовыми характеристиками, при выборе коктейля можно мыслить градиентами. Вспомните про клубнику. У нее есть четыре состояния — зеленый, желтый, красный и коричневый (когда уже пропала). Какой вкус у ягоды в каждом из этих состояний?

Если я хочу, например, «желтый» напиток — это, наверное, будет шампанское. Потому что по вкусу оно не кислое и не сладкое, что-то посередине, как пожелтевшая клубника или апельсин. Цвет здесь нельзя воспринимать буквально, это гамма, ощущения. Опирайтесь на интуицию и ассоциации. «Зеленое», наоборот, будет более кислотным, более резким, ярким, легким, как недозрелая клубника, — это, например, проссеко. Скорее всего, «зеленым» можно назвать джин, водку, но явно не виски. «Красное» будет более сладким по ароматике, как спелая ягода, а «коричневый» напиток — более землистым. Виски-сауэр, например, кажется мне «оранжевым».

Если вы скажете бармену: «Я хочу что-то зеленое и свежее», — станет уже понятно. Конечно, можно просто сказать, что вы хотите горький, кислый или сладкий напиток. Если нет никакого вкусового опыта, самое простое, на что можно опираться, — цветовая гамма. Цвет как настроение, передача какого-то вкуса.

Набирайте личный опыт

Если у вас нет никакого опыта в питии коктейлей и алкогольных напитков, вам нужно его нарастить. Опять же, например, вы хотите поесть, но понятия не имеете, что такое морковь и картофель. Вам нужно это попробовать, чтобы вы смогли варьировать полученными знаниями и объяснить человеку, что морковь вам не нужна. Пока не попробуешь, не поймешь, что это не твое. Если не пробовать горьких коктейлей, невозможно точно сказать, понравятся они вам или нет. Так или иначе, нужно пройти определенные стадии гастрономического опыта в мире алкоголя. Когда сам не знаешь, чего хочешь, другому человеку тяжело угадать, что тебе нужно. Перебирайте и пробуйте. Дальше ваш вкус будет углубляться, и вы начнете добавлять новую ароматику даже в базовые коктейли.

Подробности по теме
Культура пития: бартендер Ангус Винчестер о барных трендах
Культура пития: бартендер Ангус Винчестер о барных трендах

Джин, ром, игристое — уточните, какой алкоголь вы хотели бы в основе

Этот вариант опоры для выбора коктейля еще популярен, но становится все менее актуальным. Сейчас в Европе и в Азии (а с ней мы похожи в желании нового и расторопности), описывая коктейли, дают полную картину вкуса того, что вы получите. Например, в баре Operation Dagger в Сингапуре не указывают в меню алкоголь и говорят, что было в коктейле, только после того, как человек попробует. Так же как и в ресторанах, в барах стали убирать непрезентабельные и отпугивающие ингредиенты из описаний коктейлей. При этом выбор алкоголя очень важен в классических коктейлях.

Будьте осознанными

Может быть, вам какое-то время не будет нравиться то, что вы пьете. Чтобы найти себя, нужно пройти путь. Но даже если вам не понравился коктейль, важно сделать вывод, почему он вам не понравился. Нельзя прийти и в итоге просто заявить: «Это говно». Это просто не имеет смысла. Вы не придете ни к какому выводу, а значит, не поймете, что вам по душе. В обратном случае вы отметите для себя что-то и начнете это менять. И когда в следующий раз придете в бар, например, скажите бармену: «Вот я пил виски-сауэр, мне он не понравился. Хочу без белка и пенки, чтобы коктейль был не такой кислый, но был фруктовый». В этот раз вас поймут еще чуть лучше. Главное, начните с любого коктейля.

6 базовых коктейлей, которые нужно попробовать

Если у вас нет вкусового опыта в коктейлях, вот список классики. От него вы сможете в дальнейшем отталкиваться, а также понять базовую гамму вкусов, текстуры и ароматики. Пробуйте эти и разговаривайте с бартендерами.

French 75

Джин, просекко/игристое/шампанское, лимон, сахар
Кисло-сладкий, с внесенной джином горечью, хрустящий, хрустальный, если с просекко, а с шампанским — шелковый.

Джин-физз

Джин, лимон, сахар и содовая
Кисло-сладкий с горечью от лайма, свежий или освежающий, легкий, зеленый.

Виски-сауэр

Виски, биттер ангостура, лимон, сахар, белок
Кисло-сладкий, с горечью от биттера ангостура, оранжевый, насыщенный, бархатистый, плотный.

Дайкири

Ром, сахар, лаймовый сок
Кисло-сладкий, с горечью от лайма, крепкий, концентрированный, свежий, хрустящий, зеленый.

«Американо»

Вермут, кампари, содовая, апельсиновая цедра
Как первый шаг на пути в аперитивы. Горько-сладкий, насыщенный, темно-оранжевый (как темный апельсин), терпкий.

«Манхэттен»

Виски, вермут, биттер ангостура
Попробуйте, и вы встанете на начальный путь к драй-мартини. Горько-сладкий, крепкий, чистый, красный.

Подробности по теме
«Бар должен быть клубом»: познакомьтесь с первым барменом СССР
«Бар должен быть клубом»: познакомьтесь с первым барменом СССР
Еще больше статей, видео, гифок и других материалов — в телеграм-канале «Афиши Daily». Подпишись!