Во всех наших заведениях вход с маленькими детьми разрешен, тем не менее мы никогда не выставляли это на первую полосу. У нас не так много детей, в отличие от кафе «Андерсон». Кстати, алкоголь мы продаем только с 21 года, не с 18, как принято по закону. Мы не детские бары, но в современном мире много прогрессивных родителей, которые хотят посещать питейные заведения с детьми в вечернее время. Если мама или папа придут с малышом в полночь, мы не станем их выгонять, но нужно понимать: мы не создаем комфортных условий для детей.
Kids friendly — это опасно: дети часто носятся по ресторану, в это время официант может выйти с горячим блюдом, плюс дети часто тревожат других посетителей, которые не готовы слушать крики и плач, а пришли, допустим, на романтический ужин. Поэтому, когда рестораторы просят следить за своими детьми, это не значит, что они не гостеприимны или не клиентоориентированы, они, наоборот, заботятся о своих гостях.
Часто родители приходят с детьми и считают, что официант должен быть няней, — это неверно. Чтобы угодить детской аудитории, есть семейные кафе. В них следят за безопасностью детей, есть удобства в туалетной комнате, специальное меню, раскраски. Мы же делаем детям минимальные реверансы: в «Дорогая, я перезвоню» существует детское меню, правда, оно не популярно. Его используем для семейных праздников.
Думаю, концепции заведений, настроенных «угодить всем», — это нехорошая практика. К счастью, с каждым годом таких проектов все меньше. В Испании, например, на вас посмотрят странно, если, придя не в семейное кафе, вы попросите детское меню.
Нормально мы относимся к детям, френдли, и dog friendly тоже. Правда, у нас ничего нет в Delicatessen (в «Юности» есть два детских кресла. — Прим. ред.), чтобы ребенка усадить, поэтому мы апатичные френдли. Если дебилы придут в десять вечера с ребенком, мы не воспрепятствуем, это их проблема. На орущих и истерящих детей не реагируем, инструкции, как действовать в таких ситуациях, нет, решение приходит интуитивно. Правда, насколько я помню, мы с таким не сталкивались.
Бар — это не магазин для взрослых, а заведение общественного питания, где есть не только алкоголь, а еще соки, воды и даже каши с M & Mʼs. Noor, безусловно, открыт для родителей с детьми любого возраста, и, например, у большей части команды маленькие дети, которые часто заходят к папам и мамам на обед. У нас даже есть полусекретный воскресный клуб для детей сотрудников, в который может прийти любой ребенок. Его организовали сестры Нагумановы — бывшие официанты бара. Но нужно понимать, что это не часть какой-то кидсфрендли-политики, это вообще просто позиция бара — быть дружелюбными и готовыми к встрече с очень разными гостями, включая маленьких.
В какое время приходить в бар с детьми, определяем все-таки не мы, а родители. Это решение семьи, куда и во сколько водить своих детей, а не каких-то самопровозглашенных моральных светочей, как последнее время стало почему-то заведено. И раз уж об этом пошла речь, то пускать или не пускать детей в свой бар или ресторан — дело каждого отдельного собственника. Не нужно забывать, что ресторанный бизнес у нас преимущественно частный и он имеет право устанавливать свои правила, которые — о, да — могут нравиться не всем. Для того в Москве открывается по полсотни ресторанов в день, чтобы все могли выбрать себе подходящий.
Кратко и вводно: бар Mitzva — это небольшой подвал, которому три года. Наша специализация — алкогольные коктейли. По будням мы открываемся после шести часов вечера, по выходным с трех часов и всегда работаем до глубокой ночи. Мне как совладельцу да и всей нашей команде кажется странной идея приходить в бар с детьми. Когда родители посещают бар, они хотят расслабиться и меньше всего желают, чтобы рядом бегали дети. Есть миллион возможностей оставить детей с бабушками или дедушками, нанять няню — те, кто готов потратить несколько тысяч в баре, точно могут себе это позволить. Большинство родителей, выпивая, забывают о детях и официанты превращаются в сиделок против воли. Это тяжело для всех.
Мы не приветствуем маленьких детей и показываем это так: у нас ничего не оборудовано, чтобы детям было комфортно. Когда нас спрашивают, можно ли взять ребенка, мы предупреждаем, что в нашем баре пьют много алкоголя, у нас нет специальных кресел, детского меню. Конечно, если все-таки взрослые заглянули к нам с чадом, мы не отказываем в обслуживании. В основном с детьми нас посещают по воскресеньям в первую половину дня.
В Tin Woodman Bar рады гостям с детьми. Мы находимся у входа в «Аптекарский огород», куда часто мамы выходят на прогулку с малышами. Ограничений по времени как таковых нет, но чаще посетители с детьми бывают у нас утром и днем — такова специфика места, родители следуют режиму и идут гулять с детьми в определенное время. Обычно родители с детьми приходят перекусить, проводят в заведении около часа и идут гулять обратно в огород или завтракают, обедают перед прогулкой. Из удобств у нас детское кресло. Для детей постарше мы предлагаем детские завтраки, панкейки, молочные коктейли и смузи. Капризы и истерики происходят очень редко, с ними обычно справляются сами родители. Если малыш совсем маленький, родители могут вывезти коляску на летнюю веранду или погулять у огорода, пока ребенок не заснет. Наши бармены адекватно реагируют, например, на плач. Заплакал ребенок, через пять минут перестал и снова в отличном настроении, нет проблем.
В других барах, например, в Lumberjack Bar, поздно вечером дети иногда бывают, но это, конечно, странно. С одной стороны, понятно, что родители хотят увидеться с друзьями и не могут оставить ребенка, с другой — вечером люди все-таки выпивают, все громче, чем днем, плюс с детьми сложно задержаться в баре надолго.
Проникнувшись волной эмоций и мнений людей, мне знакомых и не очень, в фейсбуке, я решил подойти к вопросу присутствия детей в баре по-другому: встретиться со своими многочисленными друзьями-родителями, для того чтобы услышать не мнения, а именно предложения по решению этого довольно-таки тонкого и неоднозначного вопроса. Мне давно было интересно, почему большинство родителей не обращает внимания на окружающих их ребенка других гостей бара. Должен заметить, что за девять лет работы бара «Стрелка» у нас никогда не было детского меню, детских зон и аниматоров. Ведь изначально наше пространство задумывалось как бар, в котором в первую очередь вкусные коктейли, музыкальный угар и веселые гости, и с этим форматом, по моему личному мнению, дети очень плохо сочетаются.
Волна негодования в фейсбуке многих заставила пересмотреть и оценить свою позицию. Так вот, в результате этих нескольких хороших встреч и разговоров мы будем отстаивать свою изначальную позицию child open, придерживаясь, как и прежде, прогрессивных взглядов и идей сделать наш город удобным. Однако я хочу обеспечивать комфорт каждого гостя в баре вне зависимости от его возраста, пола или наличия детей, и мы будем придерживаться в отношении родителей и их детей позиции kids are welcome as long as they behave. Мы всегда рады вашим детям и другим гостям у нас в баре до тех пор, пока комфорт большинства не страдает.
Вход с детьми разрешен во все наши заведения: гастропабы «Простые вещи», рестораны «Простые вещи New Vintage» и Cheese Connection. Считаю однозначно правильным, чтобы дети проводили время вместе со своими родителями, а иное отношение к этому вопросу в современном обществе мне кажется достаточно странным. Мы же не разделяем пространство на места, где должны находиться взрослые, а где дети. Ресторан не ночной клуб, поэтому я не вижу никаких препятствий для совместного времяпрепровождения.
Я в ресторанном бизнесе уже двенадцать лет, и могу вспомнить только несколько случаев, когда ребенок себя действительно неадекватно вел. Мне кажется, что истерики в первую очередь являются следствием его взаимоотношений с родителями. А люди, которые ходят в «Простые вещи» и Сheese Connection, — это все-таки очень вменяемая и адекватная публика с такими же детьми.
В будние дни в наших заведениях нет специальных развлечений, так как мы не специализированное детское место. Но по выходным работают аниматоры, которые с детьми лепят, рисуют, готовят и всячески их развлекают, чтобы дать родителям спокойно отдохнуть.
Много раз, рассказывая про наш ресторан и греческий народ в целом, я часто произношу слово «традиция». Греки — очень традиционный народ, и проводить время с семьей или идти вместе в ресторан с детьми, бабушками — это чуть ли не главная традиция. Ни один праздник в Греции не проходит без большого шумного детского отряда, для нас семья — это самое главное в жизни. Поэтому в Molon Lave изначально не обсуждалось как-то ограничивать присутствие даже самых маленьких гостей. Мы готовы и всегда рады приходу детей, весь персонал превращается в греческих Мэри Поппинс и начинает максимально угождать даже самым капризным и хулиганистым. Мы не ограничиваем наших гостей, все на их усмотрение.
У нас есть все стандартные удобства: детские стулья, наборы для рисования, лепки — все это всегда наготове. Но статуя Афины или старый кассовый аппарат — самые любимые и популярные объекты для издевательств. Мечта — это, конечно, сделать отдельное пространство для детей, но пока не получается. Сейчас готовим воскресные утренние занятия, возможно, с греческими рассказами, танцами, кулинарные мастер-классы.
Ресторан Saxon + Parole расположен в большом жилом квартале, поэтому детей у нас бывает много, особенно по выходным, во время бранчей. Никаких ограничений по времени, конечно, нет — каждый родитель сам отвечает за своего ребенка.
Радоваться гостям любого возраста, статуса и происхождения — таков принцип true american hospitality, заложенный в основе концепции Saxon + Parole. Мы не только бар, но и ресторан, куда на обед или ужин спокойно может собраться большая семья с детьми разных возрастов. На моей памяти за четыре года работы ресторана проблем с плохим поведением детей не возникало. И гости, и персонал заведений, мне кажется, должны воспринимать такие моменты с пониманием.
Для маленьких у нас есть специальные детские стульчики, раскраски с карандашами и пазлы, чтобы, например, не бегать по залу, а занять себя в ожидании еды. По выходным во время бранча действует отдельное детское меню, хотя многие дети выбирают себе еду и из основного меню.