Главный враг кофе — глобальное потепление. Кофейные деревья прихотливы: арабика, которая чувствительнее робусты, не переносит жару или холод и живет лишь при температуре 15–25 градусов тепла. Быстрые изменения климата сокращают площади, пригодные для ее выращивания. Возможно, что повышение температуры всего на 2 градуса вполовину сократит такие площади через 30 лет. Тогда работы лишатся 25 миллионов фермеров в мире, заработок которых зависит от урожая кофе. Плантаторы и сейчас страдают от скачков температуры, ливней, засухи, болезней и вредителей.
Мы создали кофейную смесь Blend of 2080, в которой нет кофе. Цифры в названии бленда символизируют год, в котором, по мнению иностранных ученых, кофе либо исчезнет, либо будет доступен только обеспеченным людям. Бленд разрабатывали вместе с австралийским чемпионом — бариста Мэттом Пергером. Имитировать кофе получилось, соединив в чашке солод, сушеный инжир, порошок из плодов рожкового дерева и пуэр. Напиток похож на кофе цветом и текстурой, но на вкус он плоский и не идет ни в какое сравнение с оригиналом. Хороший кофе невозможно получить без качественного кофейного зерна, потому что именно оно содержит около 800 неповторимых ароматических соединений. Мы больше не хотим производить этот продукт.
Чтобы помочь кофе выжить, мы можем изменить повседневные привычки: заваривать ровно столько кофе, сколько выпьем, экономно потреблять воду и электроэнергию, разумно сортировать и утилизировать мусор, использовать общественный транспорт вместо личного автомобиля. Эти действия сохранят экологию и поспособствуют борьбе с глобальным потеплением, которое может привести к исчезновению кофейных растений.
Кофе очень много на разных высотах, и институты кофе по всему миру во всеоружии готовятся к потеплению, поэтому ничего такого не произойдет. Если вы не читали Сапковского, то вот вам цитата на вооружение: «В лето Господне 1420 конец света не наступил. Хоть многое говорило о том, что наступит. Не оправдались мрачные пророчества хилиастов, предсказывавших дату Конца вполне точно, а именно в первый понедельник февраля месяца 1420 года после святой Схоластики. Ну что же, кончился понедельник, потом вторник, затем среда — и ничего. Не наступили Дни Искупления и Возмездия, предваряющие приход Царствия Божия. Не был — хоть и завершилось тысячелетие — освобожден из заточения своего Сатана и не вышел, дабы обольщать народы в четырех углах Земли. Не сгинули от меча, огня, глада, града, клыков хищников, скорпионьих жал и змеиного яда все грешники мира и супротивники Бога. Тщетно ожидали верные пришествия Мессии на горах Фавор, Беранек, Ореб, Сион и Оливной, впустую ожидали второго пришествия Христа quinque civitates, названные в пророчестве Исайи пять избранных городов, которыми сочли Пильзно, Клатовы, Лоуны, Сланы и Жатец. Конец света не наступил. Мир не погиб и не сгорел. Во всяком случае — не весь».
Заменяет кофе, по-моему, цикорий. Но я не пробовал и не знаю, как его производят. Я не компетентен. Когда нет кофе, я пью чай.
Страшилки о возможном исчезновении кофе звучат часто и не только в отношении кофе — то болезнь Никса нас ожидает, то еще что-то. Я к подобным пугалкам иронично отношусь. Стран, в которых выращивают кофе, становится больше, не так давно Китай и Тайвань присоединились к производящим кофе местам. Естественно, как у любых растений, у кофейного дерева есть болезни, например, грибковое заболевание кофейная ржавчина, оно поражает целые плантации и может стать реальной местной катастрофой. Есть еще жучок-паразит, типа колорадского жука на картошке, тоже распространенная морока. Но давайте вспомним прошлое: в XIX веке филлоксера уничтожила чуть ли не все виноградники в Европе, и с тех пор история виноделия делится на две части — до филлоксеры и после. Тем не менее мы до сих пор пьем французское или итальянское вино.
Реальная проблема — это низкий уровень жизни в странах, где выращивают кофе, в них бедность зашкаливает. В России такого представить невозможно: мы знаем чувство голода, потому что не успели позавтракать, а, например, в Эфиопии знают чувство голода, потому что нечего было есть две недели назад, сейчас нечего есть и будет нечего через две недели. У фермеров нет средств на удобрения, опыление, орошение. Они часто не знают, на какой почве выращивают кофе, потому что нет средств для анализа почвы. Чтобы помочь им, москвичи могут употреблять качественный продукт. В Москве надо пить московских обжарщиков, которые выбирают хорошее зерно. Тем самым мы поддержим производителей этого зерна.
Если предположить, что кофе не станет, мы, конечно, без него проживем. Но мир будет блеклый: чем заменить кофе? Есть суррогаты, но это бутафория. В советское время продавали овсяные напитки, цикорий. Они похожи на кофе только по цвету. В общем, альтернативы кофе нет. Предлагаю снять фильм-катастрофу: люди проснулись, а кофе нет (смеется).
Глобальное потепление на самом деле угрожает кофе, но говорить об исчезновении кофе, на мой взгляд, не очень корректно. Изменения климатических условий происходят повсеместно, и где-то они станут как раз благоприятными для выращивания кофе. Это могут быть другие высоты над уровнем моря или другие широты — мы не знаем. Гораздо более существенная угроза — это рост населения Земли и сокращение площадей, пригодных для развития сельского хозяйства. Людям нужно где-то жить, выращивать еду, необходимую для пропитания. Кофе не относится к предметам первой необходимости. Но его популярность растет повсеместно, и вместе с популярностью увеличивается спрос. Как долго мы сможем удовлетворять этот спрос — большой вопрос. Как ни странно для многих прозвучит, но решение сохранения доступности кофе для массового потребителя лежит в растворимом продукте. Растворимый кофе позволяет приготовить в разы больше чашек кофе по сравнению с жареным и молотым кофе, полученными из одинакового объема зеленого кофе. Звучит мудрено, но это очень важный аспект.
Чем заменить кофе, если он совсем исчезнет? Набор горячих напитков очень сильно ограничен. Помимо кофе мы пьем чаи во всем их разнообразии, какао и молоко. Травяные и фруктовые чаи — это, по сути, вода, насыщенная определенным вкусом. Наверное, мы всегда сможем придумать, чем обогатить вкус воды. И это будет по-своему вкусно.
Главная проблема кофе — потеря разнообразия сортов. В отличие от большинства других культур кофе при заморозке теряет свои свойства. А значит, все внимание сосредоточено на условиях содержания плантаций. Если фермеры не смогут адаптировать их под любое климатическое изменение, будь это потепление или похолодание, мы рискуем потерять целые сорта. Финансовая поддержка ферм — это то, что мы можем сделать для сохранения банка семян кофе.
Тем не менее говорить о полном исчезновении кофе не приходится. Изменение климата означает, что кофейные деревья будут выращивать в другой локации или на другой высоте — ниже или выше, в зависимости от того, какими будут новые климатические условия. Вопрос в том, сохранит ли кофе при этом прежний вкус.
Чтобы ответить на вопрос, что, если не кофе, надо понимать, для чего мы его пьем. Если для бодрости, то кофе можно заменить таблетками кофеина или крепким чаем. Если же мы говорим о кофе как о части жизни, о встречах за чашкой горячего напитка, то заменой может быть чай. Но если кофе исчезнет из-за глобального потепления, то и чая, скорее всего, не будет. Будем думать, что делать, когда дело до этого дойдет.