«Официант получает вознаграждение за знание, осанку и умение разговаривать. У меня за 22 года много всего было. Я летал бортом номер 1, и зарплата у всех нас была 35 долларов, в то время как в кабине министры поджигали сигареты от 100-долларовых купюр. Деньги просто валялись, но если кто-то пытался их умыкнуть, то «кто-то» покидал рейс навсегда. В России в 1997 году все стали богатыми, ни у кого не было рублей, носили доллары. Поэтому у нас тогда был двойной курс: с работы уходили с тысячей долларов, а потом деньги меняли — так гонорар увеличивался в два раза. В 2000-х мы летали в Куршевель с гостями, потому что они хотели видеть только нас и получать удовольствие от отдыха. Это была русская волна, мы были маяками, которые сначала открывали вино для себя, а потом рассказывали о нем гостям. Личный официант был круче, чем личный самолет. Самолеты были у всех, а ангажировать человека, чтобы он присутствовал в твоей жизни, — знак величия и больших денег. Свою дачу, например, я построил на пачку долларов, которую мне выдал телохранитель Мадонны».
«В начале своей карьеры я заработал 30 000 рублей в корчме «Тарас Бульба». У нас сидели двое пьяных мужчин, и я их обслуживал. Они постоянно предлагали мне выпить с ними, но я отказывался. Тогда за каждую выпитую мной рюмку они пообещали заплатить мне по 5000 рублей. Это было не сложно сымитировать, я согласился и будто бы выпил 6 рюмок водки. Они не заметили подмену, а я получил деньги».
«В Sumosan гости оставляют много чаевых. Бывают случаи, когда это 1000 евро или долларов. Есть гость, который всегда просит, чтобы его обслуживала одна официантка, и оставляет ей чаевые в размере 500 долларов. Есть еще гость, который оставляет сначала официантке чаевые и потом всем официантам и менеджерам, которых встречает на своем пути при выходе из ресторана. Часто гости оставляют чаевые сушистам и поварам. Недавно был очень трогательный случай в Buba by Sumosan в «Сити», там постоянный гость расспрашивал менеджера про жизнь в суши-баре, она рассказала, что скоро корпоратив. Он спросил, все ли пойдут, и ему ответили, что одна девушка не идет, потому что у нее нет наряда. Тогда он оставил 20 000 рублей, чтобы она купила себе платье».
«Вообще, иностранцы скупы на чаевые. Две недели назад к нам в Burger & Pizzetta пришли два американца. Каждый заказал по чашке кофе, и общий счет вышел на 280 рублей. На чай они оставили 20 долларов — десятикратную сумму стола. Еще как-то на моей памяти в итальянском ресторане был банкет на 10 человек, сидели гости из правительства. Одному из них захотелось пельменей и сала. Тогда официант сбегал в супермаркет, купил готовые пельмени и сало, мы все аккуратно нарезали, выложили на тарелку и подали гостю. На чай оставили 10 000 рублей — угодили».
«Я из Армении и некоторое время работал старшим официантом в Ереване, в ресторане Yans Music Hall. Внизу у нас был мюзик-холл, и в заведении часто проходили концерты. В один из дней к нам приехали украинские артисты из «Голоса». Я тогда обслуживал известных дам и богатых людей. Люди пили, ели, но никто не танцевал. Ведущий старался расшевелить толпу, но напрасно. Тогда я не выдержал, музыка и правда была хорошая, пригласил админиcтратора, она занималась танцами, оставил стол и гостей и начал танцевать. Пока играла музыка, мы перешептывались, что нас уволят: «Сделаем поклон и по домам». Но после танца к нам подошел управляющий и сказал, что на следующем мероприятии я обязан снова станцевать. Мне было приятно, я вернулся к столу — женщины были довольны и долго хвалили меня. На следующий день приехал мужчина рассчитаться за банкет. Мне передали, что он хочет меня увидеть. Я поднялся в кабинет, и он со словами «Моя жена весь вечер только о тебе и говорила» оставил почти стопроцентный чай, около 35 000 рублей. Конечно, потом я поблагодарил партнершу».
«К нам пришла семья с ребенком — ему было около полутора лет, но бегать на небольшие дистанции и устойчиво стоять на ногах он уже мог. Вообще, этот ребенок был гиперактивен и ясно дал понять, что не даст родителям поесть. Мои коллеги знают мое отношение к детям — не самое лучшее. Но в тот день я работал в зале один, роль няньки выпала мне. Я провел с ребенком два часа: мы с ним ползали по детской комнате, рисовали. В конце ужина он чуть ли не папой меня называл. Да и во мне пробудился отцовский инстинкт. Чек у родителей был на 11 000 рублей, в счет положили 20 000 и сдачу не забрали».
«Мне запомнились две истории, одна приключилась со мной, а вторая — с моим другом. В 2012 году я работал на банкете. Был день рождения у молодых людей, примерно 25 лет. Банкет закончился поздно, оставили немного чая — 7000 рублей. Гости начали одеваться, а гардеробщика уже отпустили домой. Тогда я принялся подавать куртки и помогать дамам их надеть. Сначала мы смеялись, шутили, но потом каждый мужчина оставил мне по 7000 рублей за помощь его женщине. Я посчитал, и получилось около 70 000 рублей моего личного чая. А мой хороший знакомый за то, что подкурил сигарету и подвинул даме стул, получил 1 миллион рублей. Их ему вручил охранник гостя — в кейсе, наличными».
«Дело было на банкете. Администратор передал, что это стол от руководства и скидка у него будет 50%, — обломно для выручки, я даже немного расстроился. Во время празднования я напоил их двумя литрами дорогого виски и прочими располагающими к веселью препаратами. После чего друг именинника расчувствовался, отвел меня в сторонку и дал мне 50 000 рублей со словами: «Я не хочу, чтобы моего кента поздравляли как всех». Я сказал, что пишу стихи и подготовлю за 10 минут фристайл для его кореша. Писал на веранде, пошел дождь, и всех гостей пересадили в зал. Я, промокший, рассказал стих, все аплодировали».
«Был случай сто лет назад, когда я работал еще официантом, — зашел парень с девушкой. Попросил порекомендовать блюдо, я посоветовал корейку новозеландского ягненка (в те времена санкций не было). Блюдо стоило как паровоз, но было очень вкусным. Мужчина засомневался: «Ты мне предлагаешь самое дорогое блюдо, ты уверен, что оно вкусное?» Я ответил, что если ему не понравится, то я оплачу его. Девушка, которая была с этим парнем, предупредила, что ему специально не понравится, на что ее спутник возразил: «Я, как мужчина, не буду мелочиться, если мне понравится, то я плачу вдвойне». Дали по рукам. Корейка пришлась ему по вкусу, и он сдержал слово».
«Постоянный гость Wine & Crab как-то в шутку предложил мне на спор отгадать загадку — я отгадал. Гость увлекся и начал загадывать новые, за каждый правильный ответ платил по 10 000 рублей. Я отгадал пять. Сумма чаевых за десять минут игры дошла до 50 000 рублей».