1 августа стало известно, что правительство всерьез собирается разрешить торговлю спиртным в интернете. Алкогольный эксперт Антон Обрезчиков написал в «Афишу Daily» о перспективах винного Тора и трансформации бытового алкоголизма в условиях технологической революции.

Знаменитое ерофеевское «и незамедлительно выпил» постепенно прирастает высокотехнологичными подробностями. Не знаем, что там с выменем, но скоро любимый писателем херес можно будет выписать на дом через интернет вполне официально. Законопроект, фактически разрешающий с 1 января 2018 года заказывать в интернет-магазинах вино, пиво и сидр, а через год — все остальное, внесен на рассмотрение в правительство.

Это дает повод задуматься о том, как мы будем выбирать напитки, напиваться и похмеляться в ближайшем будущем. Всю историю человечества выпивание было социальным процессом, но, кажется, мы перерастаем в стадию асоциального потребления. К тому же, если алкоголь — это культура, а не болезнь, то он про человеческое общение, которое, увы, не всегда возможно осуществить с нужным человеком и в нужное время. Тут на помощь технические новшества приходили и раньше: люди выпивали, чокаясь по телефону, а потом и по скайпу.

Уже сегодня цивилизация суррогатов дошла до бота-собутыльника, который, как утверждается, «говорит тосты, читает анекдоты, предлагает игры и подскажет, где выпить». Игрушка, конечно, но его стоит рассматривать как начальную стадию, в финале которой непременно появится продающий бутылки бот-сомелье, который станет генерировать описание вин, путем перемешивания всех этих «нот косточковых фруктов» и «нюансов бабушкиного варенья-пятиминутки».

Подробности по теме
Минфин расширил список разрешенного для онлайн-продажи алкоголя
Минфин расширил список разрешенного для онлайн-продажи алкоголя

Официальное разрешение интернет-торговли алкоголем в России — большой шаг в обозначенную сторону. Многие скажут, что уже давно покупают винные сеты на Invisible и иногда затариваются на WineStyle — ведь это и есть интернет-торговля. На самом деле — нет, это не она. В юридическом смысле «Инвизибл» продает услугу, а не вино (а также своих развеселых блогеров в лице Лизы Настатухи на сайте «Сноб»). К каждому заказу на «Вайнстайле» прилагается чек из одного из магазинов — официально это просто сеть магазинов со своей службой доставки.

Настоящая интернет-торговля начнется, когда вино вам продаст магазин, в котором нет ничего, кроме сайта и склада. Пока такие у нас вне закона. Почему? Потому что точки зрения правительства нет такого алкосуррогата, который вы не могли бы купить через интернет. Текущее регулирование считает, что человек, который покупает и продает вино через интернет, — немного преступник. Грядет амнистия.

«Минфин опубликовал законопроект об интернет-торговле алкоголем. Документ направлен на межведомственное согласование», — сообщают «Ведомости». Кроме того, 31 июля также был принят закон, усиливающий наказание за производство и продажу алкоголя без лицензии, нацеленный прежде всего на борьбу с алкопалевом в интернете. Для должностных лиц предусмотрен штраф от 500 000 до 1 млн р. Штраф юридическим лицам составит 20% от годовой выручки, но не менее 3 млн р. Физические лица заплатят за незаконную продажу алкоголя от 30 000 до 50 000 р. с конфискацией продукции. Сейчас штраф для физических лиц составляет 2500 р., для юридических — 300 000 р.

В каком-то смысле это история про плохого и хорошего полицейского, то есть про хороший и плохой закон, извините. Сакральный смысл происходящего заключается в создании доменной зоны, выделенной специально под нужды алкоторговцев. Все официальные интернет-магазины будут располагаться в зоне с говорящим названием — .egais.ru. Будет как Tor, только алкогольный, при этом маленький и контролируемый через организацию РАР, также известную как Росалкогольрегулирование, которое, собственно, регулирует и обычную систему ЕГАИС. Если вы совсем далеки от нюансов рынка и не помните про винный кризис середины нулевых, то наверняка заметили, что на кассах бутылки теперь сканируют два раза, а не один, как раньше. Вот это ЕГАИС и есть.

Можно ли ждать, что в святой для каждого россиянина день — 1 января 2018 года — интернет моментально наполнится новыми магазинами, торгующими вином удаленно и по прекрасным ценам? И да, и нет. Основная проблема заключается в том, что этот рынок еще не создан, но уже поделен. В недрах любого уважающего себя алкоимпортера, если поискать, сегодня найдется сайт-магазин в финальной стадии доработки. Упомянутый Winestyle — вообще один из лидеров винного рынка, предлагающий довольно адекватные цены. Все они готовы запуститься хоть на следующее утро после подписания разрешения и за полгода могут успеть нарисовать новые ценники.

Кому еще станет хорошо, так это русским виноделам, в том числе совсем маленьким, «гаражным». Теоретически, получив лицензию, они смогут продавать вино напрямую, и вы сможете получать, например, свое любимое каберне-совиньон от волгоградского производителя Дмитрия Гусева напрямую, из Волгограда. В какую экономику выльется разгул государственной благодеятельности — посмотрим. Но то, что утренний поход за пузырем на нетвердых ногах под утренним солнцем и взгляды обывателей из жизни алкоголиков исчезнет так же, как такси с руки исчезло с появлением Uber, — вот это риск реальный.