Супермаркет будущего: редакция «Афиши Daily» придумывает новые продукты

Редакция «Афиши Daily» придумывает фуд-стартапы — новые продукты для продажи в супермаркетах, а эксперты PepsiCo, недавно запустившие акселератор PepsiCo LAB, их комментируют.

Каши в стаканчиках

Идея

Денис Бычков
Редактор раздела «Еда»

Десятки видов каш — гречневая, овсяная, рисовая — с десятками видов добавок: от манной с карамельным сиропом до пшенной с пастрами и мясным соусом. Продается в картонных баночках-стаканчиках, удобно есть в офисе или на ходу, долго не остывает, ложка и салфетка прикреплены к крышке, себестоимость невелика (крупы — это дешево), продается по всему городу. Логотип — женщина с большим красивым бюстом, наклонившаяся над кастрюлей с кашей.

Мнение эксперта

Евгений Капустин
Эксперт PepsiCo LAB, коммерческий директор категории соков, «PepsiCo Россия»

Не совсем понятно, в чем заключается уникальность этой идеи. В магазинах продается много похожих продуктов… Развести кашу в кружке или купить традиционную кашу, которую можно приготовить дома, будет намного дешевле, и такой продукт более понятен конечному потребителю. В PepsiCo LAB мы ищем идеи для полезного и питательного перекуса. Каши в стаканчиках — интересный пример, но не думаю, что он будет востребован на рынке.

Что такое акселератор PepsiCo LAB?

PepsiCo ищет новых героев фуд-индустрии и запускает PepsiCo LAB — акселератор для стартапов в сфере продуктов питания, напитков и инновационных решений для маркетинга, дистрибуции, логистики и продаж.

Более 50 отраслевых экспертов PepsiCo LAB отберут 20 проектов по направлениям — полезные снэки, молочные продукты, безалкогольные напитки и продукты смежных категорий. Отобранные команды получат возможность доработать продукты с экспертами и протестировать их, а лучшие подпишут контракт с PepsiCo, одной из крупнейших компаний на российском и международном рынке.

Стать участником нового проекта может любой фуд-стартапер, подав заявку на участие до 31 мая. Главное, чтобы у вас уже был готовый уникальный и перспективный для рынка продукт. Узнать больше об акселераторе PepsiCo LAB и подать заявку на участие можно по ссылке.


Сезонная детокс-вода

Идея

Алина Смирнова
Редактор отдела «Красота»

Прилавок с бутылками детокс-воды объема 0,5 л в прикассовой зоне. Вода изготавливается ежедневно до открытия магазина и списывается после закрытия. Возможные варианты наполнителей: огурец, огурец — клубника — мята, лимон, эстрагон — мята, эстрагон — базилик, сезонные ягоды и фрукты. Стоимость каждой бутылки минимальная (на 10–15% выше стоимости обычной воды без газа аналогичного объема). Целевая аудитория: случайные покупатели, страдающие от жажды; поклонники ЗОЖ, которым надоела обычная и минеральная вода; родители с детьми, стремящиеся заинтересовать их полезными продуктами.

Мнение эксперта

Евгений Капустин
Эксперт PepsiCo LAB, коммерческий директор категории соков, «PepsiCo Россия»

На Западе сегмент детокс-воды — один из самых растущих. На самом начальном этапе важно правильно выбрать вкусы детокс-воды, которые не будут пересекаться со вкусами других, уже существующих на рынке напитков. У продукта должно быть четко продуманное позиционирование и обоснование уникальности, что эта вода действительно помогает выводить из организма токсины. Грамотная ценовая политика и продвижение — это то, что может помочь этой идее занять прочную позицию на рынке. В наш акселератор фуд-стартапов PepsiCo LAB такая идея могла бы пройти.

Религиозные продукты круглый год

Идея

Аня Масловская
Редактор отдела «Еда»

Хала из мира кашрута, итальянский панеттоне, наш кулич и греческий цуреки — религиозные хлебобулочные изделия круглый год. Все эти виды сдобного хлеба выпекают редко, под праздник, а халу к субботе. Но ведь это феноменально вкусно и необходимо нам каждый день. Несправедливо, что люди, особенно не религиозные, лишены этого прекрасного сдобного хлеба. Хала, правда, продается в Москве в нескольких пекарнях каждый день, но она не сравнится с той, которую можно купить под конец недели на Образцова.

Мнение эксперта

Иван Сидорок
Эксперт PepsiCo LAB

С маркетинговой точки зрения это очень оригинальная идея. Действительно, может, потребителям хочется съесть кулич не только на Пасху или халу не только в Шаббат? Почему мы должны радоваться такой еде только на праздники? С экономической же точки зрения часто бывает, что так называемые сезонные продукты, которые делают специально к празднику, более дорогие. Так что супермаркетам нужно будет внимательно смотреть, насколько выгодно выставлять премиальный продукт на полки круглый год.

Ореховая паста

Идея

Ксюша Витюк
Редактор партнерских материалов

Поставить в супермаркет огромный прозрачный ящик с отборными орехами (простыми, сладкими и солеными) и сделать так, чтобы при нажатии на кнопку этот ящик превращался в миксер, который прямо на ваших глазах наполняет подставленную пластиковую коробочку свежей ореховой пастой! Без сомнительных добавок и консервантов — только орехи, которые на ваших глазах превращаются в пасту.

Мнение эксперта

Сергей Перминов
Эксперт PepsiCo LAB, R&D-директор категории молочных продуктов, «PepsiCo Россия»

Это чем-то напоминает соковыжималку, только для орехов. Идея интересная, но, скорее всего, спрос на нее со стороны потенциальных потребителей будет не очень высоким. Поэтому такую идею до запуска массового производства необходимо тестировать. Если бы такой стартап прошел отбор в наш акселератор, то мы бы помогли его протестировать, доработать позиционирование, брендинг и упаковку этой ореховой пасты.

Боулы и блюда для вегетарианцев

Идея

Аня Масловская
Редактор отдела «Еда»

Вкусные вегетарианские блюда — удобные, чтобы взять с собой (бургеры, сэндвичи, тако, хот-доги, ролл), в супермаркете. От компании, которой доверяют, чтобы было вкусно и с балансом питательных элементов. Кроме них — вегетарианские боулы, популярные в Америке. В глубокой тарелке лежит много разных продуктов: овощи, ягоды, салаты, крупы, орехи, специи и так далее.

Мнение эксперта

Евгений Капустин
Эксперт PepsiCo LAB, коммерческий директор категории соков, «PepsiCo Россия»

Это идея, которая может потенциально быть востребована ресторанами быстрого питания, потому что боулы — это еда, состоящая из большого количества компонентов. Это не наша бизнес-модель, поэтому PepsiCo таким продуктом вряд ли заинтересуется. Но сама по себе идея очень любопытная — количество приверженцев здорового питания увеличивается, это тренд, и ему тоже надо соответствовать, поэтому мы всегда открыты для идей вкусных и полезных продуктов.

Ароматические палочки с запахом еды

Идея

Андрей Саков
Редактор отдела «Инфопорно»

Быстрый перекус, доставка еды, обеды и ужины вне дома — все это лишает нас запаха готовящейся еды, воспетого писателями и песенниками. Выразительные ароматы скумбрии горячего копчения, шашлычок на еловых дровах, запах свежеиспеченного хлеба, бурление бараньей ноги в казане, убегающий на лестничную площадку пар из мантоварки — уходящая натура, которой мы сами себя лишаем. Набор ароматических палочек вернет воспоминания из детства («Бабушкины блины с вареньем из крыжовника»), напомнят о курортном романе («Запахи шашлычной «У Вазгена»), возбудят патриотические чувства («Царь-пушка державная, аромат пирогов»).

Мнение эксперта

Андрей Рывкин
Эксперт PepsiCo LAB, шеф-повар, предприниматель

Это не совсем фуд-стартап, а скорее рекламная промоактивность в сфере еды. И это тоже неплохо — всегда нужно искать новые способы заинтересовать потребителя, и это достаточно интересное решение. В PepsiCo Food LAB такие решения пока не ищут.

Еда на любой случай

Идея

Красильникова Анастасия
Заместитель главного редактора

Доставка и продажа в супермаркетах вкусной и исключительно вредной еды — для похмелья, расставания, бросания курить и прочих неоднозначных жизненных ситуаций. Только бургеры, пасты со сливками, жирные торты, пельмени с кетчупом и майонезом и прочая дрянь. Еда, за которую вам точно будет стыдно!

Мнение эксперта

Сергей Перминов
Эксперт PepsiCo LAB, R&D-директор категории молочных продуктов, «PepsiCo Россия»

Не думаю, что в предлагаемом формате такая идея будет иметь успех на российском рынке. Ведь в супермаркетах нужно будет создавать специальные разделы для подобных «проблемных ситуаций». Редко кто из потребителей захочет признать себя целевой аудиторией предложенной новации в открытую. Такая идея могла бы реализоваться через вендинг аппараты, обеспечивающие анонимность покупки. Кстати, в PepsiCo Tech LAB мы ищем новые идеи дистрибуции товаров.

3D-принтеры в супермаркетах

Идея

Артем Лучко
Редактор отделов «Технологии» и «Мозг»

Фуд-стартап с 3D-принтером: есть конкретные категории блюд (горячее, салаты, супы, выпечка), а вот в какой форме собрано блюдо — решает сам гость. Покупатель рисует, загружает или выбирает любое изображение. Это может быть бородинский хлеб в виде спорткара, лазанья — голова Медузы горгоны или котлеты-пазлы, которые не нужно резать, а нужно разбирать. Трудность в скорости исполнения.

Мнение эксперта

Илья Мальцев
Руководитель PepsiCo LAB, эксперт по стратегии и исследованиям рынка, «PepsiCo Россия»

На горизонте ближайших лет рынок 3D-печати еды выглядит перспективным, и главным вопросом становится выбор бизнес-модели. Данная идея уже реализована в ряде стран, что говорит о ее праве на жизнь. Фокус на кастомизацию продукта под покупателя (тот же хлеб или печенье в виде спорткара) позволяет делать премиальную наценку. Но можно посмотреть на рынок под другим углом и попробовать встроиться в цепочку создания стоимости, став поставщиком картриджей для 3D-принтеров. Ингредиенты необходимо измельчать, часто до состояния пасты, — на этой простой операции можно будет сделать состояние. В PepsiCo LAB мы будем уделять пристальное внимание анализу и доработке бизнес-модели стартапов.

Тематические фуд-боксы

Идея

Ольга Чуковская
Редактор отдела «Красота»

Описание: специальный фуд-бокс под настроение. Неудачный день на работе — красное вино и паста в сливочном соусе. Поругался со второй половинкой — мороженое и пончики. Бодрое, хорошее настроение после тяжелого рабочего дня — салат из огурцов и рукколы плюс витаминный коктейль. Купи пакет «Грусть плюс» и получи пол-литра апероля за полцены с кабачковыми чипсами и орехами. Для людей, страдающих изменчивым настроением, доставка в течение часа в пределах Третьего кольца.

Мнение эксперта

Владимир Расторгуев
Эксперт PepsiCo LAB, старший коммерческий директор категории снэков, «PepsiCo Россия»

Мне нравится идея фуд-бокса как готового набора блюд, экономящих время человека. Однако есть сомнения в ее потенциале, так как она ориентирована на узкий сегмент аудитории (люди с изменчивым настроением) и ограниченную зону доставки (ТТК). Я бы расширил целевую аудиторию и подобрал наборы под ее потребности. В PepsiCo LAB мы ищем идеи с возможностью масштабирования.

Еда будущего

Идея

Филипп Миронов
Редактор отдела «Город»

В мире есть четкий крен в сторону органики, фермерства, возобновляемого земледелия и свободного выпаса. Я хочу запустить серию продуктов, которые были бы плоть от плоти современной фуд-индустрии и предсказывали пищепром будущего. Это нечто вокруг сойлента, имитации мяса, фальшивых фруктов, эрзац-икры, сыра без содержания молока и т. п. — при этом все сбалансировано по ЖБУ, витаминам и сахару. И не является джанк-фудом в общепринятом понимании.

Мнение эксперта

Владимир Расторгуев
Эксперт PepsiCo LAB, старший коммерческий директор категории снэков, «PepsiCo Россия»

У данной идеи есть потенциал. Мы уже видим первые примеры ее реализации — сойлент. Раньше по этому пути прошли ягоды годжи, асаи и семена чиа. Элементы, на которых я бы сфокусировался: первое — делать акцент на подбор еды под особенности человека, второе — добавлять новые виды продуктов в рацион наряду с традиционными и привычными. Третье, самое важное, — приоритет вкуса и внешнего вида. Новый продукт должен быть понятен по форме и способу потребления, а также приятен на вкус. В фильме «Матрица» есть отличный кадр, где герой впервые пробует «настоящую» еду нового времени — все питательные вещества есть, но вкуса и внешнего вида нет.

Протеиновые коктейли с разными вкусами

Ксения Витюк
Редактор партнерских материалов

Хотелось бы видеть на полках супермаркетов больше полезных коктейлей! В том числе протеиновых. Идешь после тренировки — выпил протеиновый коктейль со вкусом карамели и продолжил худеть. Причем позиционировать это надо не как «коктейли для качков»

Мнение эксперта

Антон Борисюк
Эксперт PepsiCo LAB, старший директор по исследованиям «PepsiCo Россия, Украина и СНГ»

Интерес к здоровому образу жизни действительно растет в России. Мы ожидаем, что люди продолжат обращать больше внимания на полезность продуктов питания, соблюдение определенных диет, будут больше заниматься спортом. Предлагаемый в данном стартапе продукт может быть интересен рынку и нашей компании. Однако позиционирование продукта требует доработки, чтобы более четко объяснить его отличие от уже существующих продуктов, обогащенных протеином, и при этом не потерять массовость идеи (не уйти в слишком узкую аудиторию спортсменов).

Мы попробовали себя в роли фуд-стартаперов, теперь эта возможность есть и у вас. PepsiCo запустила акселератор для стартапов в сфере продуктов питания, напитков и снэков — PepsiCo LAB. Узнать больше об условиях участия и требованиях к стартап-командам, а также зарегистрировать свой фуд-стартап можно на сайте. Успейте подать заявку до 31 мая.