Кто такой Герман Стерлигов
Это человек, который прославился еще в 1990 году, став в возрасте 23 лет соучредителем (вместе со своим братом) первой в России товарно-сырьевой биржи. Предприятие Стерлиговых быстро сделало их миллионерами, но уже через три года из-за возросшей конкуренции «Алису» — так называлась биржа — пришлось преобразовать в холдинговую компанию, а в 1996 году — закрыть.
С тех пор биография Стерлигова выглядит следующим образом: занимался поисками библиотеки Ивана Грозного, был кандидатом в губернаторы Красноярского края, пытался стать мэром Москвы и президентом России. В 2004 году государство выделило ему 37 гектаров земли в Можайском районе для занятия фермерством, а в 2008 году Стерлигов организует на собственных угодьях в Московской и Тверской областях православную коммуну «Слобода», куда приглашает крестьян заниматься выращиванием скота и производством молочной продукции, масла, меда, натуральной косметики и выпечкой хлеба.
Правила проживания в «Слободе» строгие; например, даже для посещения коммуны надо быть «без серег в любой части тела, с закрытым телом, без сатанинской символики (пентаграммы, перевернутые кресты, страшные рожи и прочая хрень)». Со временем у «Слободы» появился онлайн-магазин, а недавно в Москве, Санкт-Петербурге и Кирове открылись лавочки «Хлеб Германа Стерлигова», в Москве их уже четыре.
Чем торгуют в магазинах Германа Стерлигова и почему в них такие высокие цены
Несмотря на весь консервативно-религиозный пафос их владельца, лавки Германа Стерлигова похожи на многие гастрономические проекты, появившиеся в Москве за последние несколько лет. По сути, это магазины фермерских продуктов, в которых продают продукты российских «крестьян» — именно так просит называть своих поставщиков Стерлигов.
На входе в лавку посетителей встречает милая продавщица, которая отвечает на все вопросы, например о книге Алены Стерлиговой «Мужем битая…» — истории жизни супруги православного предпринимателя (+ рецепты хлеба, конечно), которая продается здесь же. Еще она угощает гостей продукцией «Слободы», рассказывает про ее состав, объясняет различия между черным и белым квасом и предлагает «испить колодезной воды».
В магазине продают зерна пшеницы и кукурузы, цельнозерновую муку, соль, конфеты, печенье, косметику — все, естественно, производится в «Слободе» или закупается у идейно близких поставщиков. Главный товар — хлеб. Цена килограммовой буханки — 1650 рублей.
Высокую стоимость товаров Стерлигов объясняет их премиальностью. На своем сайте он объясняет, что его лавки — это, по сути, «элитные бутики натуральной пищи», в которых цены зависят совсем не от себестоимости производства. Просто бизнесмен-христианин считает, что продает не хлеб, а историю: про русскую печь, про построенную им мельницу за три миллиона рублей и про то, что покупатели приобретают продукт, сделанный руками — в том числе и его сыновей (их четверо).
Продавщица в лавке озвучивает покупателям немного иную версию: «Наш хлеб стоит дорого, потому что мы его готовим из настоящего зерна, которое привозят из Ростовской области. Мелем его в каменных жерновах на мельнице за 3 миллиона рублей, потом мальчики месят тесто. Дрожжей не добавляем, сахара тоже — только мед».
По словам совладелицы пекарни «Батон» Ольги Добычиной, себестоимость килограмма хлеба вряд ли может превышать 150 рублей. «В ремесленном хлебопечении себестоимость продукта будет складываться из арендной платы, цены на электричество или в данном случае дров, а также продуктов, из которых готовят хлеб, то есть муки». Диапазон цен на муку в Москве, по ее словам, колеблется от 15 до 70 рублей за килограмм.
Далее цены зависят только от стоимости человеко-часов. «Хлеб, который приготовил обычный пекарь с зарплатой в 30 000 рублей или приглашенный из Франции звездный пекарь, понятное дело, будет стоить по-разному, — комментирует Добычина, — Видимо, работники Германа Стерлигова просто очень ценят свое время, раз выставляют такую цену на продукцию».
У христианского бутика крестьянских продуктов и локация премиальная — практически на Садовом кольце
Над прилавком с хлебом приводится обоснование, почему он стоит так дорого: русская печь, живой огонь, мед
Зачем в витрине висит табличка «Пидарасам вход в лавку запрещен» и как получить хлеб бесплатно
Таблички со скандальной надписью появились в витринах всех лавок Германа Стерлигова примерно три месяца назад. Сам бизнесмен на своей странице в «ВКонтакте» пишет, что разместил он их не ради пиара, а для того, чтобы выразить свою «христианскую позицию». При этом он не скрывает, что продажи после этого сильно выросли, и резюмирует: «О чем это свидетельствует? Безусловно, это означает, что в Москве, Вятке и Санкт-Петербурге значительно больше нормальных людей, чем извращенцев, и отношение к содомитам у общества точно такое, как у нас». Как выглядит это «у нас», можно узнать, посмотрев, например, это видео, на котором Стерлигов предлагает государству казнить всех геев.
По мнению преподавателя школы «Икра» Ларисы Грязевой, эффект привлечения покупателей при помощи таких скандальных маркетинговых ходов достигается только в краткосрочной перспективе: «После черного пиара в долгосрочном периоде с брендом остается только узкая группа резко позитивных последователей, но он не может обеспечить постоянную широкую целевую аудиторию. Продукт все так же остается незаметным, «таким же, как все», только теперь обладает несмываемым пятном скандалиста».
Депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов не видит ничего предосудительного в таком подходе и сравнивает эффект этих табличек с работой фейсконтроля в ночном клубе. Однако юрист компании DNA Legal Мирослав Петров с ним не согласен: «Это вполне попадает под статью КоАП РФ 5.61, то есть оскорбление. Тут главное доказать, что оскорбили именно тебя, но это довольно сложно. Вот если тебя не пустят, потому что ты именно «пидарас», то это основание для того, чтобы подать заявление в прокуратуру, которая проведет проверку, составит протокол и отправит его в мировой суд. Хлебной лавке это может грозить штрафом в размере 50–100 тысяч рублей».
Что касается другой таблички, сообщающей «Просите у продавца хлеба Христа ради и забирайте четверть буханки», продавщица лавки с удовольствием поясняет: бесплатный хлеб дают всем нуждающимся, кроме «крашеных, курящих, пьющих» и «людей педерестичного вида». «Деньги на краску для волос, пиво и сигареты у них есть, а на хлеб нет? Какие же они малоимущие?» — возмущается продавщица. Кстати, по ее словам, «педерестичных людей» в их лавке пока вообще не было: «Эти к нам не ходят, оберег спасает».