Все уже как-то забыли, что спорт — это не про тренажерный зал, спорт — это про стремление к победе, которое может реализовываться в самых неожиданных сферах жизни. Возьмем, к примеру, покупку вина в кризисных условиях. Иначе как к спорту теперь к этому процессу относиться нельзя.
Затовариваться в «Ашане» теперь скучно: цены в целом практически не выросли, зато полки наполнились фантастической фигней. Так что черногорский сухой вранац теперь там лучшее предложение (не путать с сербским полусладким вранацем, этикетка которого намеренно практически не отличается). Кроме него продается пара неликвидных позиций за прежние деньги — типа крепленого сладкого вина из Баньюльса. Тем временем помощь пришла с неожиданной стороны. Оказалось, что общепродуктовые сети, как и почти все специализированные алкогольные сети, готовы предложить довольно большое количество вин с серьезными скидками, доходящими в отдельных случаях до 50%. Если приглядеться к полкам внимательнее, то также очевидно, что скидки часто распространяются на совершенно нормальные вина — недорогое и нестарое бордо, риоху и даже на модные русские позиция. Парадоксально, но факт: раньше «Ашан» был самым дешевым местом для покупок вина, а теперь дешевле взять в условном «Перекрестке».
В чем дело, где причина «аттракциона неслыханной щедрости»? Причина там же, где причина и всего остального, происходящего вокруг в последнее время. Точнее, их две.
Первая причина — ЕГАИС, система, назначение которой в теории — удаленно отслеживать контрафакт на алкогольном рынке. Схема ее действия такова, что теперь при продаже каждую бутылку нужно сканировать. Дважды — старую акцизную марку и новый штрих-код. Все эту трудоемкую в реализации историю, рассчитанную исключительно на контроль за производителями водки, планировали запустить с 1 января. Однако даже Росалкогольурегулирование, ведомство его придумавшее, 1 января оказалось не готово к запуску, поэтому окончательный пуск системы отложили до 1 июля. А теперь — вопрос. Что проще: централизованно оклеить вновь пришедшие партии вина или заново оклеить то, что уже стоит на полках магазинов? Так, чтобы коды EAN 13 и PDF417 все-таки считывались.
Вторая причина: продажи вина встали как таковые, потому что дорого. У складов при этом есть ограничения мощностей. У вина для супермаркетов также есть определенный «запас прочности» в смысле времени хранения товара. Далеко не все из них могут храниться десятилетиями. Проще сделать скидку и продать поскорее, чем возиться. Тем более что после 1 июля все это продать вообще будет невозможно.
Итог — интересное вино в Москве по-прежнему можно купить по 500 р. (со скидкой) за бутылку. Правда, насколько хватит этих запасов — непонятно, в случае с каждым ретейлером — по-разному. В разных сетях нужно ловить разные скидки. В «Перекрестке» — ищите испанские и новосветские вина до 1000 р., в «Ароматном мире» — Португалию, Испанию и классические шампанские бренды по прошлогодним ценам, в «Глобусе» — немецкие рислинги, в гипермаркетах «Магнита» — как повезет. В последнем из-за краснодарского происхождения сети винные полки выглядят обычно неплохо. Минус — в отличие от простого «Магнита» до их гипермаркета надо еще добраться. В «Магнолии», «Седьмом континенте» и «Нормане» все скучно.
И наконец, Metro. Смысл скидок в немецком магазине в том, что рано или поздно на часть популярных позиций цены скидываются практически вдвое. Не то чтобы демпинг — скорее получается докризисная стоимость. Как узнать об акциях — проще всего мониторить вживую, потому что, например, на сайте Metro информация о скидках не отображается. Ну и приложение «Алкосканер» вам в помощь, хотя и устроен он не самым удобным образом, да и хотелось бы какой-то фильтрации предложений — не все из того, на что цены снижены, действительно стоит пить.
Впрочем, у ищущих недорогое вино есть и альтернативные поведенческие паттерны. Например — ходить за вином только в один магазин/сеть и копить скидки. Эта история реализуема в сетях, распространившихся по спальным районам и Подмосковью. В «Отдохни» (идут парой с магазинами «Мяснов») накопительная система считается довольно странно — в «кеглях», что не мешает тут появляться интересным предложениям. Есть херес, съедобная Бургундия до 1000 р., много симпатичной Испании. Примерно также устроена жизнь в и без того недорогом месте «Красное и белое». Минус покупок тут: портфель сети наполнен настолько неизвестными винами, что прежде, чем вы начнете в них разбираться, пройдет пара месяцев напряженного изучения.
Еще одна альтернатива — интернет-магазины, которые правильнее было бы называть «витринами служб доставки алкоголя», поскольку официально интернет-торговля алкоголем у нас пока запрещена, хотя все может измениться. Тем не менее к интернет-магазину обычно привязана либо символическая торговая точка, либо это «витрина» виноторговой компании, с которой вы также можете заключить договор на поставку. Скидки в итоге представляются тут скорее символическими, часто они оказываются равными исходным ценам в том же «Метро». Не далее как неделю назад, к примеру, одно отличное русское вино из окрестностей Анапы, стоящее обычно 1000 р. в «Метро» и 1200–1300 р. в остальных точках, продавалось по 500 р. за бутылку.
Ну и кстати, нельзя не отметить самый интересный способ удаленных винных продаж последнего времени — готовыми тематическими кейсами. Первопроходцы тут — проект Invisible, работающий как гибрид закрытого клуба и службы доставки. Однако если торговлю все же разрешат, в ближайшем будущем у «невидимок» могут появиться серьезные конкуренты. Практический смысл такого предложения в том, что вы получаете, скажем, ящик из шести разных бутылок, идеально подходящий к месту и времени (субботней вечеринке, например), общая стоимость которого вас устраивает, а как была сформирована конечная цена — так ли уж важно? Главное, чтобы шираз к барбекю подошел.