«Пупсикъ» и советский сидр: как в царской России и СССР рекламировали еду

24 января 2017 в 17:42
Порылись в «Бумажных сокровищах» — лавке с антикварными бумажными артефактами — и показываем несколько десятков этикеток, рекламных плакатов и других документов про самую разную еду и напитки, выпущенных с конца 19 века до середины 70-х годов 20 века.

До революции 1917 года

Реклама гастрономической лавки у стен Кремля, кефир в лепешках и романтичный конфект

Кольская ягода морошка, рыба салакушка, маковое и ореховое масло — в 1834 году в Москве прообраз современой Lavkalavka располагался прямо у Красной площади. Ну и в целом это было очень важное место про еду: на Охотном Ряду, на месте современной гостиницы «Москва», располагалось множество лавочек с самое разной съестной снедью, владельцы одной из них и разместили это рекламное объявление.
Полезное решение для наших предков, поборников ЗОЖ: домашний кефир — быстро и «безъ всяких хлопотъ».
«Конфектъ» — это конфета. Судя по ее названию и изображению на обертке, покупали «Пупсикъ» по особому (и приятному) поводу.

СССР

От союза сталинского ампира с шоколадом до предка современного «Доширака»

Этикетка времен нэпа, середина 1920-х годов: вина, которые производились и разливались в Астрахани на фабрике Гейвандова, основанной в 1884 году.
Дмитрий Вишневский
Антикварный дилер, коллекционер

«Сталинский ампир — это не только высотки и помпезная мебель, но и роскошно оформленные конфетные коробки и винные этикетки, а хрущевский минимализм — не только пятиэтажки и дань оттепели в виде колченогих торшеров и фотопортретов Хемингуэя, но и изящные, блестяще исполненные образцы промышленной графики.
Оригинальные (выполненные гуашью, тушью и белилами) работы художников-графиков, которые легли в основу всем известных этикеток, утверждали на самом высоком уровне, а затем тиражировали для нужд народного хозяйства. Здесь и далее — наглядное представление, как изображали продукты питания и упаковку для них в период с конца 1930-х до начала 1960-х годов".

Это коробка из-под печенья — пример оформления пищевых продуктов под очередное достижение советской власти: партия выпущена в честь открытия в 1939 году Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ, а далее и до наших дней — ВДНХ, ВВЦ и снова ВДНХ).
Еще одно юбилейное издание от Наркомпищепрома РСФСР — на этот раз шоколад, выпущенный к 27-й годовщине Октябрьской революции, то есть в 1944 году
Очень редкий экземпляр сохранившейся упаковки конфет: на коробке помимо советского присутствуют флаги США и Великобритании, следовательно, примерная датировка выпуска — с момента окончания Великой Отечественной войны в мае 1945 года и до знаменитой «фултонской речи» Уинстона Черчилля, произнесенной им в марте 1946 года. Это выступление будущего премьер-министра Великобритании положило начало холодной войне СССР с Западом, после чего появление на советских товарах изображений «вражеских» флагов было просто невозможным.
А здесь на упаковке конфет, выпущенной к юбилею Москвы, в качестве украшения выбран другой символ глобального преобразования города — Крымский мост, который был построен в ходе сталинской реконструкции Москвы в 1938 году.
Этикетка консервированных дальневосточных крабов, которые Советский Союз в больших количествах экспортировал, например, в США, создав для этого в 1928 году собственный крабовый флот. Дальневосточного краба добывалось так много (не только СССР, но и Японией), что его популяция в конце 1950-х стала стремительно сокращаться, а до этого времени крабы не только экспортировались, но и в огромных количествах продавались в большинстве советских магазинов, не считаясь дефицитом. С начала 1960-х годов крабы стали постепенно исчезать из продажи, став редким и дорогим деликатесом.
Икра, как и крабы, в СССР была также важной частью продуктового экспорта. Это рекламный плакат изготовлен Пятой московской литографией и помещен в альбом-портфолио, где собраны «экспортные» работы художников предприятия.
«Вот наверняка понравится вашей девушке печенье «Птифур»…» — «Отвяжитесь, мамаша, — сквозь зубы процедил я. — Сколько раз говорить…» Знаменитый диалог из книги «Эра милосердия» братьев Вайнеров, по которой был впоследствии снят фильм «Место встречи изменить нельзя». Тот самый разговор Шарапова с буфетчицей, которая мешала ему вычислить и задержать в ресторане уголовника Фокса. А эта упаковка того самого популярного печенья «Пети-фур».
И рыба, и мясо — консервы из оленины, выпускаемые почему-то Министерством рыбной промышленности.

Дмитрий Вишневский: «Разработкой рекламных материалов и упаковки для еды и напитков в СССР занимались нередко известные художники. И самый показательный случай — работы участников ВХУТЕМАС (Высших художественно-технических мастерских) для пищевой промышленности. Это известные многим плакаты преподавателя этого учебного заведения знаменитого художника, графика и фотографа Александра Родченко. Или — его же, совместно с супругой Варварой Степановой, панно на стене Дома Моссельпрома в Калашном переулке, которое рекламировало продукцию этой организации: конфеты «Мишка косолапый», молоко и пиво «Друг желудка». Текст этой рекламы придумал поэт Маяковский, ему же принадлежат и десятки других слоганов для пищевой промышленности — например, «Долой запивающих до невязания лык,/но пей Трехгорное пиво — пей «Двойной золотой ярлык».

В 1947 году было в порядке вещей призывать советских граждан есть больше мороженого путем размещения соответствующего постера в журнале с гигантским тиражом — в «Огоньке».
Живописная, нарисованная профессиональным художником реклама краснодарского чая тоже размещалась в журнале «Огонек».
Разнообразие выпускаемых в СССР напитков не поражало, зато рецептуры некоторых из них поразили бы воображение самого продвинутого современного миксолога: обратите внимание на состав напитка «Юбилейный».
Единственное для большинства наших читателей свидетельство факта производства в СССР сидра — знаменитая сцена из мультфильма «Ну, погоди!», где волк не так чтобы удачно открыл в гостях у зайца бутылку с этим сильногазированным напитком. Но действительно выпускали — и вот как выглядел советский сидр.
Десертное белое вино, выпускавшееся в Туркменской ССР, — так мы узнали, что примерно в 1950-е годы существовало республиканское министерство вкусовой промышленности. А Эррик-Кала — это село в Туркмении.
Некоторые продукты того времени сегодня кажутся слегка экзотичными, как солянка из свежей капусты, в состав которой входят и огурцы, и животный жир.
С появлением в квартирах советских граждан холодильников и морозильных камер — их производство началось в конце 1930-х годов — в продаже стали появляться различные замороженные продукты. В условиях дефицита на свежие овощи и фрукты они пользовались большой популярностью у покупателей.
Эта бумажная полоска какое-то время служила упаковкой для хлебобулочных изделий. Хлеб просто оборачивали ей, не используя целлофан.
Рисованый эскиз кроя упаковки для кофе «Натуральный» — который, скорее всего, действительно натуральный, а не с добавлением ячменя, раз указано «В зернах».
Небывалый случай для советского продукта: в названии использовано иностранное слово, а сами эти мятные таблетки — то ли лекарство от кашля, то ли дальний родственник отечественной жевательной резинки, которую в СССР начнут производить только в середине 1970-х годов.
Дизайн этой упаковки хлебобулочного изделия «Соломка к чаю» за многие десятилетия почти не изменился — и сегодня ее можно найти в любом крупном магазине.
Очень насыщенная полезной информацией этикетка «Нарзана», экспортный вариант.
Целый килограмм варенья, этикетку для которого которого рисовал художник — похоже, большой поклонник импрессионизма.
Вариант советской «ссобойки» — с подробной инструкцией приготовления.
И еще одно очень редкое свидетельство советской гастроэпохи — чек из ресторана «Прага», открывшегося (сначала в виде трактира) на Арбате еще в 1872 году (закрыт в 2011 году). Из этого чека можно узнать, что кофе по-восточному стоил в 1963 году в ресторане почти в 9 раз дешевле ста грамм водки.

Дмитрий Вишневский: «Где-то в начале 1960-х годов в СССР начинаются серьезные перебои с продовольствием, в это же время случается неурожай зерновых и появляется много дефицитных продуктов. Это сказывается и на рекламно-печатной продукции пищевой индустрии. Ее производится все меньше: в ней почти нет необходимости, исключение — рекламные работы для экспортных товаров (водка, икра), а также плакаты общего содержания — например, пропагандирующие здоровое питание".

Плакат середины 1970-х годов, напоминающий своими психоделичными цветовыми решениями, что нарисован он был в эпоху хиппи.

Редакция благодарит антикварную лавку «Бумажные сокровища» за помощь в подготовке материала.