До революции 1917 года
Реклама гастрономической лавки у стен Кремля, кефир в лепешках и романтичный конфект
СССР
От союза сталинского ампира с шоколадом до предка современного «Доширака»
«Сталинский ампир — это не только высотки и помпезная мебель, но и роскошно оформленные конфетные коробки и винные этикетки, а хрущевский минимализм — не только пятиэтажки и дань оттепели в виде колченогих торшеров и фотопортретов Хемингуэя, но и изящные, блестяще исполненные образцы промышленной графики.
Оригинальные (выполненные гуашью, тушью и белилами) работы художников-графиков, которые легли в основу всем известных этикеток, утверждали на самом высоком уровне, а затем тиражировали для нужд народного хозяйства. Здесь и далее — наглядное представление, как изображали продукты питания и упаковку для них в период с конца 1930-х до начала 1960-х годов".
Дмитрий Вишневский: «Разработкой рекламных материалов и упаковки для еды и напитков в СССР занимались нередко известные художники. И самый показательный случай — работы участников ВХУТЕМАС (Высших художественно-технических мастерских) для пищевой промышленности. Это известные многим плакаты преподавателя этого учебного заведения знаменитого художника, графика и фотографа Александра Родченко. Или — его же, совместно с супругой Варварой Степановой, панно на стене Дома Моссельпрома в Калашном переулке, которое рекламировало продукцию этой организации: конфеты «Мишка косолапый», молоко и пиво «Друг желудка». Текст этой рекламы придумал поэт Маяковский, ему же принадлежат и десятки других слоганов для пищевой промышленности — например, «Долой запивающих до невязания лык,/но пей Трехгорное пиво — пей «Двойной золотой ярлык».
Дмитрий Вишневский: «Где-то в начале 1960-х годов в СССР начинаются серьезные перебои с продовольствием, в это же время случается неурожай зерновых и появляется много дефицитных продуктов. Это сказывается и на рекламно-печатной продукции пищевой индустрии. Ее производится все меньше: в ней почти нет необходимости, исключение — рекламные работы для экспортных товаров (водка, икра), а также плакаты общего содержания — например, пропагандирующие здоровое питание".
Редакция благодарит антикварную лавку «Бумажные сокровища» за помощь в подготовке материала.