Почему «Афиша Daily» не пишет про обновления меню сотни других московских ресторанов, а вот про Moscow — Delhi — да, и еще и отдельный материал? Причины на то две. Первая: одно из новых обеденных блюд приготовлено из чайных листьев. Не знаю, как вы, но я раньше такого нигде не пробовала. А оказался чай очень вкусным. Да и полезно это для образования не меньше, чем поедание жуков (чайные листья намного вкуснее, сразу оговорюсь).
Вторая причина из области ресторанной культуры: мало того что Moscow — Delhi единственный в Москве ресторан, в котором нет меню и гостям подают тот единственный набор блюд, который готовят именно сегодня (система на манер индийских даб, на мой взгляд медленно, но верно воспитывающая в людях доверие к выбору повара и уважение к нему), так еще и обед, он же поздний завтрак, не менялся почти год. То есть на этом крошечном клочке земли в самом центре города, на Патриарших, требовательные и избалованные москвичи, которые всегда хотят непременно в новый, а не просто в хороший ресторан (именно новые рестораны меня просят посоветовать чаще всего), не просили нового и продолжали ходить и есть, ходить и есть.
Я даже не знаю, что из этого необычнее и важнее, но, кажется, второе.
Новый обед
Ресторан по-прежнему открывается в час дня, с этого времени начинают подавать завтрак-обед, до четырех. С пяти вечера — ужин. Если зайдете в час между обедом и ужином, нальют чай, масалу, кофе или лимонад.
В новом обеде первым блюдом теперь приносят морковный суп с имбирем и свежеобжаренным кумином. С сухариком из фермерского масла, полбы и ячменя с ялтинским луком и калонджи. Затем тхали. В составе него как раз и находится салат из чайных листьев, а кроме него гречневые пышные пури (лепешки), финиковый соус с красным чили и фенхелем, кокосовый соус с семенами горчицы и листьями карри и два разных карри. Один — зеленый непальский с корнеплодами и шпинатом. Это самый расхожий вариант сабджи (овощное блюдо), которое можно встретить в любом непальском доме, с простейшей минималистичной масалой из кориандра, зиры, свежей куркумы и зеленого чили.
Второй карри — из сладких помидоров, которые тушат с кешью и сушеным пажитником. К нему идет домашний панир, который варят прямо перед завтраком. Гречневые пури делают из смеленной утром (это делают каждый день) свежей гречневой муки с семенами аджвана. Что-то периодически будет меняться, скоро, например, непальский карри сменится на раджастанский тыквенный, а вместо томатного карри будет гвоздичный белый или что-то еще. Так что и на салат из чая нужно успеть, пока листья не закончились. Говорят, их хватит на два месяца, а к тому времени должны прислать новую партию. Тем не менее мало ли что.
Десерт будет меняться чаще всего. В ресторане уже подавали еле сладкую халву из пророщенного маша с арахисом и домашние марципановые ладду из миндаля и меда акации, посыпанные пудрой из органического какао и зеленого кардамона. Наливают по-прежнему южноиндийский кофе с кардамоном, сваренный в турке, и масала-чай. Отдельно можно просить чай: белый дарджилинг (макайбари), черный ассам (канока) и разные чаи из сибирских и алтайских трав, которые покупают у проекта «Прекрасная зеленая».
Салат из чая
Итак, основа — ферментированные листья чая, белого и серебристо-зеленого. Сначала их замачивают на два дня. После промывают четыре раза и чуть влажными убирают в прохладное место, добавив лайм, кинзу и немного герандской соли. К подготовленным листьям добавляют тыквенные семечки, кунжут, обжаренный хрустящий нут, арахис, обжаренный в кунжутном масле чеснок, лайм и толченый перец пиппали. Если вы любознательны, не постесняйтесь попросить, когда будете здесь, хозяйку Галю Ботт показать вам сам этот перчик отдельно, это нечто: он один имеет аромат целого букета для маринада.
На вкус все это вместе мало на что похоже, но из-за пиппали и легкой ферментации отдаленно напоминает то ли черемшу, то ли чеснок, только без их свойства навязчивым призраком преследовать съевшего их человека до самой ночи.
Галя и Йоханн рассказывают, что об этом салате они узнали в Бирме, именно этим блюдом проводник кормил их на протяжении всего путешествия по разным городам и селам. Вернувшись в Москву, пара много месяцев мечтала приготовить салат для своих гостей, но для этого сначала нужно было найти сам чай. И вот в прошлую поездку по Индии (хозяева Moscow — Delhi регулярно совершают экспедиции туда в поисках новых продуктов) это случилось, подходящий чай был найден в поместье Макайбари в Дарджилинге. На ферме чай упаковали в мешки, которые они привезли в Москву в ручной клади.
Морковный суп с имбирем и свежеобжаренным кумином
Салат из листьев чая с тыквенными семечками, кунжутом, обжаренным нутом, арахисом и лаймом
Тот же салат из чая
Тали на обед: салат из чайных листьев, гречневые пышные пури, финиковый соус с красным чили и фенхелем, кокосовый соус с семенами горчицы и листьями карри и два разных карри
Игредиенты для салата из чая: тыквенные семечки, кунжут, обжаренный нут, арахис, обжаренный в кокосовом молоке чеснок и лайм
«Новый завтрак-обед мы придумали по пути из Ассама в Дарджилинг, где мы жили у фермеров, которые выращивают старейшие сорта чая на склонах Гималаев. Макайбари — самое старое чайное поместье в Дарджилинге и самое первое, которое перешло сначала на органику, потом на биодинамику в 1980-е годы. По их владениям бегают в полной свободе тигры и леопарды, летают более 370 разных птиц и ползают все разновидности змей, которые встречаются в гималайских лесах. Чай очень ароматный, глубокий и совершенно чистый. Мы привезли его на себе, даже в багаж сдавать не решились, взяли в самолет как ручную кладь».
В «Южноиндийский завтрак/обед», который подавали в Moscow — Delhi весь 2016 год, входили: упма (каша с листьями карри, семенами черной горчицы и черным перцем) с раитой из домашней простокваши; доса-тхали (лепешки из риса и урад-дала с начинкой из картошки и легкой масалы и треугольная лепешка с домашним паниром и мятой); традиционная южноиндийская похлебка с самбар-масалой, кокосовым чатни, томатно-имбирным чатни и салатом из пророщенного маша с листьями лайма и оливковым маслом; кофе с зеленым кардамоном, сваренный из зерен, выращенных в Южной Индии биодинамическим способом.