Все, что ты знаешь, — ложь

5 главных заблуждений об органических продуктах

11 октября 2016 в 19:08
В издательстве «Эксмо» вышла книга бизнесмена Сергея Бачина, последние десять лет самоотверженно развивающего органическое сельское хозяйство в Ярославской области, «Органика. Мифы и реальность». «Афиша Daily» публикует фрагмент одной из самых интересных глав – «Мифы и легенды».
Сергей Бачин
Бизнесмен и страстный идеолог органического сельского хозяйства. В 2007 году организовал сельскохозяйственный холдинг «АгриВолга» в Ярославской области, который работает в соответствии с принципами органического земледелия и животноводства.

У холдинга есть молочная и мясная коровьи фермы, овцеводческий комплекс, цех по глубокой переработке молока и ферма, на которой выращивают органический корм для животных. Продукцию компания выпускает под брендом «Углече Поле», она продается в фирменных магазинах и в крупных торговых сетях Москвы и Ярославской области. В 2013 году Сергей Бачин инициировал создание Национального органического союза России и вошел в состав его учредителей.

Чтобы продукт был органическим, нужно просто отказаться от применения химических веществ

Основа органического сельского хозяйства не просто отказ от синтетических добавок, а система производства пищи, которая стремится поддерживать и улучшать плодородие почв и баланс экосистемы. Это достигается конкретными методами, описанными в стандартах органического производства.

Мнение о том, что любой садовод, не использующий на своем огороде химические добавки, автоматически производит органическую продукцию, ошибочно. Помимо отказа от химии требуются определенные циклы севооборота, методы обработки почвы, борьбы с вредителями и т. д. Для животноводства также существуют строгие правила, определяющие нормы содержания, ухода и забоя животных.

Безусловно, существуют сторонники органического сельского хозяйства, которые соблюдают все правила на своих частных огородах, но, скорее всего, они производят продукцию только для личного пользования. Вышеупомянутые «фермерские» предприятия, предлагающие «натуральные, свежие, экологически чистые» продукты, зачастую не более чем видоизмененная версия дачных огородов. Нередко они, не умея организовать у себя органическое производство, применяют синтетические препараты, комбикорма и запрещенные органическими правилами лекарства.

Если вы лично не знакомы с производителем продуктов, которые покупаете, и не имеете возможности убедиться в истинности его заявлений, лучше выбирайте сертифицированную органическую продукцию. Сертификация — гарантия качества всей технологической цепочки производства пищи.

Цена продукта напрямую связана с его качеством

(чистотой, питательностью, пользой для здоровья)

Далеко не всегда дорогие продукты в магазинах более полезны. Если они произведены по тем же технологиям, с применением тех же химических веществ и добавок, что и более дешевые, то даже при использовании дорогостоящего и качественного сырья все негативные эффекты сохранятся. Цены определяются регионом производства, стоимостью и имиджем бренда, оформлением упаковки, масштабами рекламной кампании для продвижения, но далеко не качеством исходного продукта. Это всего-навсего ухищрения маркетологов, желающих убедить потребителя, что среди продуктов индустриально-химического сельского хозяйства есть более или менее «здоровые». По-настоящему же здоровой можно назвать лишь органическую продукцию, которая может быть как дороже, так и дешевле обычной.

Самые здоровые и полезные продукты продаются на рынках

Возможно, когда-то так и было. Рынок отличается от супермаркета наличием прямой связи с продавцом, а иногда и с производителем продукции. Продавец на рынке демонстрирует преувеличенное внимание к каждому покупателю, готов отрезать кусочек на пробу, предлагает самому продегустировать то, что лежит на прилавке, чтобы убедиться в свежести, сочности и полезности. Действительно, на рынке обычно продают свежие продукты, но не более того. Не имея органической сертификации, продавец не может подтвердить свои заявления об их качестве и способах производства. Более того, очень часто для улучшения товарного вида продуктов на рынке используют различные синтетические добавки.

Органические продукты невкусные

Вкус органической еды нередко отличается от вкуса привычных нам продуктов. После многих лет потребления пищи индустриально-химического сельского хозяйства человек может не сразу оценить вкус настоящей еды. Иногда неорганическая пища и правда бывает вкуснее, если содержит в себе подсластители, усилители и прочие синтетические вещества. В случае мясного животноводства докорм до забоя нередко производят несвойственными животным кормами, меняющими вкус мяса, в то время как при органическом содержании животных кормят в соответствии с их физиологическими потребностями и только по правилам и нормам органического производства.

Считается, что улучшение вкуса продукта — достижение индустриально-химического сельского хозяйства: чем вкуснее, тем лучше. Но в действительности это уже другой продукт. У мяса вкус такой, какой он есть, и, улучшая его, мы меняем ряд свойств далеко не в лучшую сторону. Следует отметить, что неорганические овощи и фрукты давно стали откровенно невкусными (вспомним уже упомянутые магазинные помидоры). Индустриальные производители заинтересованы в том, чтобы их продукты хранились как можно дольше, поэтому методом селекции выводят так называемые лежкие сорта, вкус которых принесен в жертву товарному виду и сроку хранения. У органической продукции естественный природный вкус.

Существует немало серьезных исследований, посвященных сравнению органических продуктов с индустриально-химическими. В апреле 2001 года американские ученые провели 41 эксперимент, где сравнивали уровень питательных веществ в органических и обычных овощах и фруктах. Все опыты подтвердили более высокое содержание питательных веществ в органических плодах: на 27% больше витамина С, на 29% — железа, на 14% — фосфора. В органических апельсинах витамина С на 30% больше, чем в обычных, даже если первые вдвое меньше по размеру. Привлекательно крупные размеры цитрусовых, выращенных по индустриально-химическим технологиям, объясняются тем, что апельсины подкармливают азотными удобрениями, из-за чего деревья потребляют больше воды, — размер плодов увеличивается, а уровень содержания полезных аминокислот и витаминов снижается. В органических продуктах больше витаминов и клетчатки, они лучше сохраняют природные свойства — запах, цвет, вкус и консистенцию, поскольку в процессе выращивания не подвергаются воздействию минеральных удобрений и химикатов. Органические продукты чище и полезнее для здоровья.

Перейдя на органику, люди со временем понимают, что настоящий вкус намного лучше, и уже не хотят употреблять «химическую» еду, которая кажется слишком сладкой, насыщенной — ненастоящей.

Термины «органический», «натуральный», «экологический», «биологический» и «фермерский» взаимозаменяемы

Движение против индустриально-химического сельского хозяйства лишь за последние десятилетия обрело обобщенный, глобальный характер. На протяжении многих лет борьба за здоровую пищу велась разрозненно, а не единым фронтом, поэтому в разных странах устоялись свои названия для одинаковых, по сути, систем сельскохозяйственного производства. В США и большинстве англоязычных стран их называют органическими, в Северной Европе — экологическими или биологическими, в отдельных хозяйствах, где овощи выращивают по методикам антропософа Рудольфа Штайнера, — биодинамическими.

В Соединенных Штатах законодательно зафиксирован термин «органический», и там существуют стандарты, технические регламенты, контролирующие органы и сертифицирующие агентства. В России для продуктов этого класса законом тоже закреплено название «органический». Именно оно дано в национальном стандарте ГОСТ Р 56104–2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения» и готовящемся федеральном законе «О производстве и обороте органической продукции».

На сегодняшний день «органический» — это единственный законодательно закрепленный термин, характеризующий чистую еду, то есть произведенную не в рамках индустриально-химической модели сельского хозяйства. Рассмотрим и другие популярные на российском рынке термины.

Натуральный

Продукт считается натуральным, если он произведен природой, а не синтезирован человеком в лаборатории. Но это не означает, что продукт не был выращен и обработан с помощью химических веществ, антибиотиков, гормонов и прочих синтетических препаратов.

Экологический/экологически чистый

Согласно российскому законодательству все продукты, допущенные в торговую сеть, прошли проверку соответствующих контрольных органов и априори являются экологически безопасными. Как указывалось выше, в соответствии с СанПиН 2.3.2.1078.01 использование понятия «экологически чистые» запрещено по отношению к продуктам питания. Следовательно, продукты, имеющие дополнительную надпись на упаковке, только вводят потребителей в заблуждение: таким заявлением производители как бы выделяют свою продукцию среди прочей, хотя вся она получена и зарегистрирована в соответствии с общим законом, и это отнюдь не закон об органическом производстве.

Био и эко

Так маркируют продукты, произведенные по органическим технологиям, в некоторых европейских странах, но эти надписи не имеют никакой законодательной поддержки в России. Если речь идет об отечественных товарах, подобные надписи на этикетках — лишь маркетинговый ход.

Фермерский

В последние годы стала пользоваться большой популярностью фермерская продукция. Людям кажется, что у продуктов, произведенных на ферме (мелкосерийном сельскохозяйственном производстве), качество значительно выше, нежели у продукции крупных индустриально-химических предприятий. В действительности фермеру приходится интенсифицировать производство, а в ряде случаев вкладывать в него больше химии, чем в крупных агропромышленных комплексах, давать животным больше гормонов роста и антибиотиков, чтобы снизить риски потерь и собственные издержки. Поэтому слово «фермерский» должно скорее отпугивать грамотного покупателя. Тем не менее многих соблазняют этикетки «фермерские продукты». В отношении качества слово «фермерский» абсолютно несодержательно, хотя и вызывает подсознательное доверие у потребителей.

Только термин «органический» в названии продукта имеет законодательную опору, соответствующий сертификат качества и дает покупателям гарантию безопасности. Все остальные кажущиеся синонимы лишь дезориентируют людей.

Органика — это не маркетинговый термин, а целостная система производства по-настоящему чистой и полезной пищи.

Издательство

«Эксмо» при участии журнала «ХлебСоль»

Расскажите друзьям