Burger Heroes
Действительно геройские бургеры от авторов проекта Gyros for Heroes в их втором кафе
Второе кафе под брендом Burger Heroes заработало в Музее советских игровых автоматов. Заказ, как и в заведении на Б.Ордынке, следует делать у стойки, однако больше не надо ждать божьего гласа, призывающего забрать поднос: его приносят официанты. Бургеры теперь официально стандартные и двойные. Меню слегка изменилось — нет больше жаренных во фритюре моркови и пастернака (и говорят, что скоро они пропадут из меню и на Ордынке: не едят — а жаль), зато появились жареные луковые кольца (200 р.) и пара новых бургеров. Первый — сезонный, к Новому году, называется «Гринч», стоит 300 р. и включает помимо говяжьей котлеты дольки мандаринов, карамелизованные с можжевельником, базилик и соус крем-чиз. Второй — пижонский «Морской бой» (500 р.) с мясом камчатского краба. Появилась табличка, предупреждающая, что бургеры по умолчанию жарят до степени medium, и если кто-то хочет medium rare или well done, надо говорить заранее. Бургеры, как и прежде, очень хорошие.
La stanza
Винный бар Юлии Высоцкой, где анчоус и каперс встречаются с сотрудниками ФСБ
Эпидемия винных баров продолжается: еще один, La stanza, открылся на углу Б.Лубянки и Кузнецкого Моста. Слоган нового места — «Wine. Food. Coffee. Atmosphere». Здесь 2 зала, 48 посадочных мест и очень высокие потолки — что, как известно, новый столичный фетиш. Интерьер сделала Наталья Белоногова, и в нем имеется все, что Белоногова любит: игра текстур, много всего состаренного, бережное отношение к исходному материалу и, как ни странно, обилие света. Мебель — стулья с именами знаменитостей на спинках, стоящие у бара, и столы, некогда стоявшие в ресторане «Ерник». Последнее не случайно, La stanza — проект Юлии Высоцкой и Андрея Кончаловского, и стиль «Ерника» прослеживается во многих деталях, вплоть до цитат, разбросанных по меню.
Над винной картой работала Влада Лесниченко (AQ Kitchen и AQ Chicken), в последнее время ставшая для крепнущей индустрии винных ресторанов тем же, что Белоногова для ресторанного дизайна, то есть абсолютным авторитетом, практически гарантирующим качество. Имеется отдельная карта российских вин (16 позиций, из них 13 можно заказать по бокалам), а также очень большое предложение вин по бокалам — 50 позиций.
Шеф-повар — Хуан Карлос Рубио Алонсо (ранее «Паб Ло Пикассо»). Нельзя сказать, что кухня La stanza совершенна, и шеф с этим согласен: около половины меню, представленного им в начале осени и одобренного владельцами, накануне открытия улетело в корзину в связи с чудовищным подоражанием продуктов. Что ж, не повезло. Другой фактор, который может сказаться на стиле здешней еды, — локация вроде бы неплохая, однако на самом деле рискованная. Помимо желанных в любом питейном заведении учащихся и преподавателей МАРХИ сюда уже вполне по-свойски заходят крепкие мужчины с усталыми глазами из огромного дома напротив и спрашивают привычной еды. Этим посетителям трудно предъявлять претензии — открылся напротив ФСБ, так и не делай вид, что кругом Патриаршие. Видимо, для голубых мундиров Хуан Карлос включил в меню салат La stanza (390 р.) — по сути самый настоящий оливье — и теплый свекольный гаспачо (380 р.), который без пяти минут борщ, разве что с креветкой. Тем не менее кухня держится: можно взять на закуску северные маринованные анчоусы с помидорами (490 р.), пинчос с голубым сыром (150 р.) и испанского тунца с листьями каперса (650 р.), а на горячее — здоровенное осьминожье щупальце на гриле с копченой паприкой (880 р.), пасту каламарата, фаршированную индейкой и тыквой (580 р.), или тако из поросенка (не путать с такос) с яблочным чатни (750 р.). В общем, с вином в La stanza все хорошо — про остальное поймем в конце января.
«Мастерская»
Плохой бар в хорошем месте
«Вывеска еще не готова, но это все равно «Мастерская» — напечатано на листе А4, приклеенном драным скотчем на одной из дверей дома номер 4 по Пушечной улице. В начале прошлого века в нем находилась гостиница «Альпийская роза», от которой постройке досталась резная деревянная дверь, панорамные окна и огромные потолки. В конце века здесь могла бы жужжать какая-нибудь венская кофейня, и проживи она лет 15, превратилась бы в городскую достопримечательность. Неделю назад на этом месте открылся бар «Мастерская» — реинкарнация кафе и театра, раньше находившегося в Театральном проезде.
В прошлой жизни «Мастерская» славилась театральными постановками, творческими вечерами, живыми концертами, маргинальной публикой, несносной едой и атмосферой осклизлого балагана, бережно перенесенной хозяйкой заведения Варварой Туровой из «Пир О.Г.И.» начала нулевых в десятые годы. В новой — изменилась концепция в сторону камерности из-за того, что тут элементарно меньше места. Все остальное, как прежде: и посетители — «светлые человечки» из «Живого журнала», и нерасторопные официанты, и запах стройки, и жуткая кормежка. Явно недоделанный интерьер выдается за стиль «лофт» с обилием кирпича и необлицованных стен. Меню скомпановано так, чтобы продемонстрировать осведомленность в гастрономической моде. Есть тут скандинавские смёрребрёды (с курицей, говядиной, рыбой, 300–400 р.) и блюда из американского канона — хот-дог и мексиканский суп. Бургер ставить не решились, и его отсутствие читается как вызов. На самом деле куда оскорбительнее выглядит половинка куриного филе с майонезом и листьями салата, завернутыми в лепешку (450 р.), — особенно на фоне того, как умело обращаются с курицей в AQ Kitchen и «Искре». В сырном супе с соусом чеддер (320 р.) зачем-то плавают унылые кусочки вяленого мяса. В хот-доге с креветками под соусом «Лобстер» (380 р.) встречается старый знакомый — майонез, а членистоногое явно помянуто для красного словца. Про коктейли говорят, что барную карту в «Мастерской» ставили под руководством Владислава Ланкина из Delicatessen. Однако зафиксировав в меню «Лонг-Айленд» (600 р.) и нечто с названиями «Леха» (водка, сахар, лимон, огурчик, 150 р.) и «Околостаса» (бехеровка, тоник, лимон, 350 р.), вгрызаться в раздел классики уже не возникает желания.
Конечно, «Мастерская» в Москве-2016 найдет своего потребителя, и претензий к тому, что люди, анестезируясь водкой (шот «Варя» — водка, соленый огурец, 320 р.), принимают за искренность грязные полы и плохую еду, надо предъявлять не Туровой, а Владимиру Путину. Это неизбежное зло, просто любому вменяемому человеку нужно построить свой маршрут так, чтобы оно его никогда не задело.
Standard Hotel
Первый в Москве дизайнерский отель нового образца
Архитектура общественных пространств в Москве из темы для круглого стола в «Афише» превратилась в реальную индустрию, и если рестораны и парки города давно уже преобразились невероятно, то гостиницы все еще открывают по канону старых денег — если, конечно, считать старыми деньгами капиталы девяностых. Из сравнительно конкурентных бутик-отелей, в которых заселился бы и берлинский диджей, и львовский разработчик, в Москве можно назвать два. Это ветеранский Golden Apple на Малой Дмитровке (хром и стекло, черное и белое, немного заветренная брутальность) и симпатичный Mamaison на Покровке (латунные круглые лампы, как в «Солянке», гигантские фотографии неотфотошопленных детей и пенсионеров на стенах, строгая мебель в номерах).
Под конец года прямо на Пушкинской площади открылся StandArt — первый московский отель ассоциации Design Hotels, включающей около трехсот независимых дизайн-отелей мира. 25 Hours Hotel в Берлине, Klaus K в Хельсинки, Rooms Hotel Kazbegi в Грузии — все они там.
Это очень северное по духу пространство: от фасада, напоминающего югендстиль Петроградской стороны в Петербурге, до тесных, предельно функциональных коридоров, в которых ни сантиметра не потрачено, чтобы пустить пыль в глаза. От сентиментальной мозаики с оленями в лесу над стойкой консьержа до грубо оштукатуренных стен. От деревянных капсул в духе Алвара Аалто, в которых спрятаны спальные места, до экоупаковки мыла и зубной щетки (слова «мыло» и «зубная щетка» набраны соевыми чернилами). От кофеварки Nespresso в каждом номере до телевизора, спрятанного в скромном зеркале без всяких золоченых рам. Плюс халаты Etro, косметика Lanvin в ванной и шершавые коробки очень вкусных конфет. Почти в каждой комнате — утопические картины художника Стаса Трацевского с космической флорой и фауной: местами это напоминает обложку книги «Корпорация счастья»«Корпорация счастья»Мемуары про питерский рейв Андрея Хааса, местами — советские мозаики из холлов проектных институтов.
Сотрудники отеля предпочитают называть общий стиль StandArt словом «ретрофутуризм», однако главным зрелищем предлагают считать вид на Пушкинскую площадь. Этот вид, откровенно говоря, не всегда выносим, но такова Москва: бурный поток машин зажимает в кольцо сквер с сусальными дед-морозами. Автор «Афиши» оказался в отеле в День Конституции России, когда омоновцы крутили митингующих, — тоже очень московское ощущение. Но вечерами включается подсветка, темп прогулок по Страстному замедляется, и вывеска очередного мюзикла в концертном зале «Россия» кажется приветом из какой-то веселой жизни.
Еще одна особенность — это первый в Москве отель, который сразу задуман как социальное пространство. И под этим подразумевается не возможность принять свадебный банкет, а открытость для горожан. Во-первых, это ресторан «Север-Юг». Здесь на посуде, имитирующей пни и сланец (куда без этого), подают, кроме прочего, гениальный борщ и отличный хумус из гречки — кисловатый, копченый. Зайти поужинать на каникулах — в самый раз. Кроме того, весной откроется новый коктейльный бар. Главная же сенсация заработает летом — это терраса на крыше, вид с которой может посоперничать и с O2 Lounge на крыше The Ritz, и с баром Timeout в «Пекине». Продажей напитков и закусок дело не ограничится — программированием тут занимается Сева Щербаков, совладелец клубов First и Famous, основатель агентства Monstars of Creative, которое ввело в Москве моду на покерные клубы и прочие вечеринки сегодняшнего дня. В StandArt его должность называется «бренд-директор» и подразумевает, что он должен придумать жизнь вокруг стандартной схемы «заселение — завтрак — чекаут».
Бассейна в отеле нет, но есть московский фаворит «Фен Dry Bar», маленький, но совершенный спортзал, а в скором времени обещают «Молекулярную косметическую студию» немки Барбары Штурм, где намерены всячески бороться за свежий и румяный вид постояльцев.
Take Away
Книги, одежда и еда в скандинавских интерьерах
Универмаг Take Away открылся на втором этаже торгово-развлекательного центра «Рио» на Киевском шоссе, заняв пятнадцать тысяч квадратных метров. Получился просторнейший магазин с отдельными корнерами и при этом скоромным шопингом. Дизайном Take Away напоминает скандинавский лофт: бетонные стены и пол, полки, обшитые березой, яркое освещение и крупные вывески c большими лампами. Внутри — одежда и книги, зона для отдыха, фудкорт, просторная детская игровая и многозальный кинотеатр. Надо отдать должное, кроме стандартных «Макдоналдса» и KFC универмагу удалось разнообразить уголок с едой. Здесь есть Gelman и Crab’n’Caviar, где подают круассаны с камчатским крабом и хумус с тхиной. Кроме того, здесь сколотили самую впечатляющую «Республику» в городе со сферическими полками с книгами. Подборка марок одежды и обуви впечатляет меньше. Она не выглядит продумано и контрастирует с интерьером. Основное наполнение Take Away — масс-маркет и марки уровнем повыше для всей семьи: Scotch & Soda, Cop.Copine, Zarina, Tom Tailor, спортивные гиганты Adidas и Reebok. Рубчинского и Тиграна Аветисяна нет. Зато есть жакеты с басками россйского дизайнера Султанны Французовой, а также детская одежда российской марки с пугающим названием Stilnyashka. Интересное собрание марок предеметов для дома: Cook House (набор пластиковых форм для выпечки, например, 729 р.), Le Village ( кровать, 13 605 р.) и Naf-Naf House (бамбуковые стаканы, 384 р.). Предусмотрена система скидок — до 70% по карте лояльности. Оформить ее можно на сайте магазина