Сооснователь сервиса доставки еды «Кухня на районе»
Все равно падение
Самый частый вопрос, который мне задают в последнее время: «Ну как, во сколько раз у вас выросли продажи? В шесть? В десять?» В целом дела у «Кухни на районе» нормально, лучше, чем у многих ресторанов. Однако кризис ударил и по нам, ведь «Кухня» — тоже ресторан. Но мы изначально были связаны с доставкой, поэтому нам не пришлось тратить силы и время на перестройку этих процессов. Однако, когда экономика в целом приходит в упадок, вряд ли стоит надеяться, что люди начнут тратить на доставку еды больше, чем тратили до пандемии. Многие основательно закупились гречкой, макаронами и готовят сами — не столько по причине экономии, а потому, что сидеть долго в четырех стенах скучно, готовка — одна из возможностей разнообразить бытовуху. Поэтому наш бизнес пережил не самое критичное падение, но это все равно было падением.
Как изменились внутренние процессы?
Все наши кухни продолжают работать, как таковые внутренние процессы почти не изменились — райдеры по-прежнему привозят заказ меньше чем за 30 минут. Небольшие изменения в меню происходят каждый день, а раз в неделю меню обновляется больше чем наполовину. Для обычных ресторанов, конечно, это невозможная история: это как если бы «Макдоналдс» в один день перешел на меню KFC.
Когда‑то вопрос ротации меню был для нас приоритетным, поэтому мы потратили огромное количество времени, чтобы придумать систему, которая бы смогла делать это. Сейчас этим занимается Data Science-отдел — это огромная и сложная IT-система, в которой уже больше четырех тысяч рецептов и которая анализирует продажи в том или ином районе, предпочтения и пожелания людей, а также учитывает внешние факторы (например, сезонность, прогноз погоды на будущую неделю), а также связывает между собой все процессы: поставщиков, поваров, фуд-реактор (главная точка, на которой делают заготовки для локальных кухонь), райдеров и другие. Для наших клиентов весь этот процесс невидим — многие из них даже не замечают, что каждый день видят разное меню.
В целом вся наша команда сейчас сильно замотивирована работать. Мы изначально старались создать хорошие конкурентные на рынке условия для райдеров и для поваров. Сейчас эти условия не изменились — в условиях пандемии у работников есть возможность зарабатывать ровно столько же, сколько они получали до нее. У нас очень мобильная команда, поэтому мы сразу отреагировали на ситуацию. Еще когда только начались волнения и первые случаи заражения в Москве, мы сразу ввели дополнительные меры по контролю за здоровьем сотрудников, быстро снабдили всех средствами защиты, провели инструктаж, объяснили, что вообще такое коронавирус и почему нам нужно оберегать друг друга. Ребята отреагировали позитивно и с пониманием. На кухнях не бывает посторонних людей — только повара, упаковщики и курьеры, их работа — очень отлаженный процесс, поэтому мы не переживали, что что‑то пойдет не так. Конечно, всех, кого можно было перевести на удаленку, перевели. Также приостановили сбор пластиковой упаковки — это лишний контакт, который сейчас лучше исключить, чтобы не рисковать здоровьем людей.
Кнопка «Оставить возле двери» и «Фуд-маркет»
Как и многие сервисы, мы организовали бесконтактную доставку, но проапгрейдили ее, добавив функцию «Оставить возле двери». Это как «Не беспокоить» в отелях: райдер привозит заказ, оставляет его возле двери и уезжает, а вам приходит уведомление на телефон, что заказ доставлен. Это мечта интровертов — мне кажется, что функция останется и будущем, уже вне контекста вируса.
Сейчас то время, когда каждый должен думать не только о себе, но и помогать другим. Это очень важно — просели все, нужно держаться друг за друга. Мы сделали внутри нашего приложения новый раздел — «Фуд-маркет». Естественно, мы дружим и общаемся с разными ресторанами и проектами, с некоторыми даже делали коллаборации — многие из них еще в начале марта почувствовали, что весна будет очень тяжелой. И в ходе наших разговоров родилась новая механика, которая, мне кажется, оказалась выгодной для всех. Это виртуальный агрегатор, в котором мы предлагаем людям возможность заказать блюда из любимых ресторанов. Точнее, приготовленные нами по рецептам этих заведений и доставленные к вам домой. Таким образом, у ресторана появляется виртуальная полка, которую они без дополнительных расходов могут использовать для продаж, получая от выручки 10%. По сути, мы просто делимся деньгами с ребятами.
Мы понимаем, что рестораны — это не бесконечные вечеринки и званые ужины. Это важная часть культуры, а еще это малый и средний бизнес — основа экономики. И нам не хотелось бы выйти из карантина в такую Москву, где большинство мест не смогут открыться. А так для тех ресторанов, которые продолжают работать на доставку, это может стать дополнительным источником дохода для оплаты аренды и зарплат. А те, кто закрылся, с помощью «Фуд-маркета» продолжат существовать виртуально. К нам уже подключились такие заведения, как «Дом культур», «Осторожно, слон», «Сверстник» и «Ровесник», Ra’men, Powerhouse, Dizengof 99, кафе музея «Гараж» и другие. Мы сами на этом почти не зарабатываем, но, конечно, это выгодно для нас с точки зрения маркетинга. Говорить о космическом размере трафика сейчас не приходится, но лучше хоть что‑то, чем ничего.
1,5 килограмма еды за 492 рубля
Также мы запустили социальное меню. Ведь всех людей пандемия застала в разных состояниях. Кто‑то сидит на строгом карантине и не выходит из дома даже в магазин, кто‑то придерживается установленного порядка самоизоляции. Не все смогли спокойно перейти на удаленку, кому‑то урезали зарплату, кого‑то отправили в неоплачиваемый отпуск. Для тех, кто по каким‑то причинам не может или не хочет готовить дома, но при этом не может себе позволить блюда по нашим обычным ценам, мы решили разработать специальное меню на весь день из пяти блюд, которое продаем почти без наценки — за 492 рубля. Это простая еда, не стоит ждать, что вам привезут какие‑то гастрономические изыски, но набор весит около 1,5 кг — это много. Мы делаем ограниченное количество порций: сейчас это примерно 2000–3000 комплектов по всем кухням. Их разбирают моментально.
Локальные доставки продуктов vs. крупные
Единственная часть нашего бизнеса, которая сегодня продолжает развиваться, — это онлайн-магазин, который мы запустили внутри приложения незадолго до начала пандемии. Выбор продуктов в нем ограничен: мы анализируем, что люди покупают в том или ином районе, и, ориентируясь на это, подбираем ассортимент, который дополняет наше основное меню готовой еды. Люди заказывают у нас завтрак, обед и ужин, а вместе с тем из магазина, например, сладкое или колу. Ну и, конечно, хозтовары. Сейчас у людей просыпается какой‑то странный инстинкт: даже те, кто всегда предпочитал готовую еду, начинают покупать консервы и макароны. Совсем не обязательно, что люди начнут все это готовить; дело в том, что так легче переживать тревожность — когда понимаешь, что есть хотя бы такая подушка безопасности в виде запаса еды. Я говорю это потому, что сам так сделал: у меня всю жизнь был пустой холодильник, но в самом начале самоизоляции я подкупил немного еды, которая долго хранится, на случай, если вдруг закроется все.
В целом я вижу, как люди изменили отношение к локальным доставкам — к нам, «Яндекс.Лавке», «Самокату». Такие сервисы оказываются гораздо мобильнее, быстрее и удобнее, чем тяжеловесные «Утконос» или «Перекресток», которые привезут заказ не через 15 минут, а в лучшем случае через несколько дней из‑за огромного перегруза. И в этом случае скорость играет большую роль, чем бесконечный ассортимент, который, в общем-то, оказывается не нужен большинству покупателей.