Бывает ли голубой маття, где купить чай в Москве, какие десерты можно подать к нему — «Афиша Daily» поговорила с чайным мастером Japanese Tea Еленой Пажетных и узнала все о напитке.

Елена Пажетных

Чайный мастер компании Japanese Tea, ученица школы традиционной японской чайной церемонии «Омотэ Сэнкэ»

Маття или матча?

Можно говорить «маття», а можно «матча» — и так и так правильно. Но для меня слово «маття» звучит мягче и легче. Но только, пожалуйста, давайте не будем склонять «маттю».

По правилам русской транскрипции правильно говорить «маття». Слово «матча» — вольный перевод на русский язык английской транскрипции matcha. Редакция считает правильным использовать транскрипцию системы Поливанова, которая звучит ближе к оригиналу. Давайте говорить «маття»!

Что такое маття?

Если коротко, маття — порошковый зеленый чай. Но это не просто перетертые листья, а особым образом выращенный и заготовленный японский чай.

Как производят маття?

Первые порошковые чаи были популярны еще в Китае в VII веке. Потребление растертого чая превратилось в особый ритуал у дзен-буддистов, они и привезли этот чай в Японию. Техника производства совершенствовалась веками, появилось огромное количество правил и технологических нюансов.

Чайные кусты за 21 день перед сбором обязательно затеняются. Листья от этого темнеют, перестают расти и насыщаются аминокислотами — формируется вкус маття. Молодые листья — синтя (дословный перевод — «чай первого сбора») — ценятся дороже, их собирают в конце апреля в первую очередь. Если увидите «синтя» рядом с названием чая — гекуро синтя, сэнтя синтя и другие, — перед вами чай высшего сорта.

Чайные кусты затеняют специальными навесами и оставляют под ними на 21 день. Так лист накапливает большое количество аминокислот, в том числе L-теанин.

© Чайный дом «Яно» (Yanoen), Удзи, Киото
1 из 4
© Чайный дом «Яно» (Yanoen), Удзи, Киото
2 из 4
© Чайный дом «Яно» (Yanoen), Удзи, Киото
4 из 4

После сбора, если листья скручивают, получается гекуро (отдельный сорт чая), а если сушат без скручивания и удаляют прожилки, то получается основа для маття — тэнтя. Такие маленькие кусочки чайного листа бережно сушат в тени, вернее даже обвяливают: влага уходит из листа, при этом он остается живым. Если перемолоть в труху сухой лист, получится горький напиток. Затем чай перемалывают в ярко-зеленую пудру. Наиболее ценные церемониальные сорта мелют вручную каменными жерновами — за час получается всего 40 граммов чая. Это долгий и сложный процесс.

Какого цвета маття?

Маття всегда будет ярко-зеленым. Голубой и розовый маття — маркетинг чистой воды. Голубой маття — перемолотые цветы клитории, которые в Таиланде растут везде как сорняк. Розовый маття — лепестки чайной розы или какого‑то похожего цветка. Выглядит эффектно, о пользе мне сложно судить — неизвестно, где они росли и как их собирали. В Японии есть понятие «фунмацутя» — любой другой перемолотый чай, не затененный, с прожилками. Он похож на маття, но не маття, на вкус более горький. Например, обжаренный и перемолотый чай ходзитя отличается от маття даже по цвету, он получается ярко-коричневым, как какао-порошок.

Маття всегда должен быть ярко-зеленого цвета

Слабый или крепкий: каким бывает маття?

Порошок маття может быть церемониальным и кулинарным. Первый используют для приготовления самого чая, а кулинарный добавляют в мороженое, сладости, выпечку, кофе и десерты. Разница между ними — во вкусе, цвете и горечи. В некоторых сортах церемониального чая, например, уже присутствует немного сливочного вкуса; если его смешать с молоком и сделать маття-латте, цвет будет зеленым, но вкус потеряется.

Из церемониального чая можно приготовить слабый (усутя) или крепкий маття (койтя). Разница в консистенции и концентрации напитка. Чай койтя густой, в нем 4 грамма маття на 40 миллилитров воды, это насыщенный чай с плотностью жидкой сметаны. Буддийские монахи пьют такой чай для бодрости, чтобы не заснуть случайно во время медитации. Летом его не хочется пить, многие японцы говорят, что это зимний чай. Усутя — более жидкий чай в сравнении с койтя (2 грамма маття на 70 мл воды).

Что нужно для чайной церемонии?

Нельзя просто залить маття водой и выпить, это неуважение к продукту. Вам обязательно понадобится тяван (чаша для напитка), тясэн (бамбуковый венчик для взбивания) и тясяку (мерная ложка). Надо постараться почувствовать тяван, чтобы получить удовольствие во время церемонии. Как бы странно это ни звучало, но у чайной утвари есть душа. Ложечка тясяку не просто красивый кусок бамбука, а самые точные весы для маття. Можете проверить, одна тясяку с маття — ровно один грамм чая.

Тясэн сделан из цельного куска бамбука. Удовольствие наблюдать за тем, как его мастерят, — до сих пор бамбук расщепляют вручную

Как приготовить маття?

01

Сначала необходимо согреть чашу: чаша обдается горячей водой и вытирается насухо — чай не должен вступать в реакцию с жидкостью преждевременно. Кому‑то может показаться, что это лишние заморочки, но в этом есть и практический, и духовный смысл.

02

Положите маття в чашу. Для слабого усутя понадобится 2 грамма маття и 70 миллилитров воды, для крепкого койтя — в два раза больше маття и в два раза меньше воды. Не заваривайте маття в кипятке, он будет неприятно горчить, помните: вода должна быть 80–85 градусов.

03

Без венчика не обойтись, только так вы сможете насладиться чаем. Ручной капучинатор бесполезен: вы взобьете лишь верхний слой напитка, часть чая останется на дне. Когда маття взбивают венчиком, то поднимают его со дна тявана и он растворяется полностью. Техника взбивания усутя и койтя разные. Для менее насыщенного чая нужно взбивать интенсивно, W-образными движениями, 10–15 секунд до образования густой пены. Для крепкого койтя нужно даже не взбивать, а смешивать маття с водой. Это похоже на втирание напитка.

04

Попробуйте получившийся напиток вдумчиво. Маття стимулирует процессы концентрации внимания и улучшает восприятие, дарит мягкую бодрость, позволяет почувствовать позитивную энергетику. Мне нравится состояние, вкус и ритуал приготовления, когда я готовлю для каждого гостя самую вкусную чашку чая. Это философия, которая мне близка.

Медитативное видео, которым можно просто насладиться или использовать как методический материал, если вам захочется приготовить усутя

Маття помогает медитировать?

Не медитировать, а оставаться бодрым во время медитации. Сейчас модно сидеть с закрытыми глазами и стараться ни о чем не думать. Практика дзен-медитации отличается от обычной медитации и более ресурсозатратная. Нужно смотреть как бы чуть впереди себя, а веки должны быть полуприкрыты. Погрузиться в такое состояние и сконцентрироваться очень сложно. Если от кофе резкая бодрость и резкий спад активности после, то маття бодрит мягко. Считается, что для того, чтобы понизить давление, нужно выпить зеленый чай, чтобы повысить — кофе. Маття выравнивает давление и сохраняет бодрость надолго. Он помогает не заснуть, если вы устали, и приобрести то необходимое состояние спокойствия, очистить сознание и добавить ясности ума.

С какими сладостями пить маття?

Во время чайной церемонии вместе с маття подают сладости. Настоящие японские сладости не такие приторные, как в России. Легкие и нежные, а иногда даже пресные сладости помогают раскрыться вкусу маття иначе. В Японии они очень свежие и имеют маленький срок хранения. Высоко ценятся дорогие сладости ручной работы — нередко их готовят накануне чайной церемонии. В Москве их тоже можно найти в японских или корейских магазинах, но в составе есть консерванты, иначе бы не доехали. Это не страшно, но нужно знать.

Из наших сладостей идеально подходят сыроедческие десерты, клюква в сахаре, легкий лукум или белевская пастила. Важно найти баланс. Невозможно посоветовать что‑то однозначно, пробуйте и находите то, что вам по вкусу.

Сколько стоит хороший маття в магазине и как его выбрать?

Удзи, откуда мы поставляем чай, считается чайным сердцем Японии, первые плантации появились именно там. Горный массив вокруг Удзи формирует уникальный микроклимат региона, поэтому у этого чая приятный мягкий вкус в сравнении с чаем из других провинций. Поинтересуйтесь, из какого региона маття в магазине. Помимо Удзи, чай для маття выращивают в Миэ, Кагосиме и Сидзуоке. Даже если вы не разбираетесь в японской географии, то такой вопрос поможет определить как минимум профессионализм продавца.

Цена не всегда показатель качества. Например, церемониальный маття удзи-но-сиро стоит около 4000 рублей за 100 граммов в рознице. Это честная цена, но важно знать, как маття хранился, иначе вы купите испорченный продукт за большие деньги. За 250 рублей вы не найдете даже перемолотого лаврового листа. Минимальная цена за кулинарный маття очень среднего качества примерно 700–800 рублей за баночку весом 40 граммов.

Как хранить?

Важно хранить маття в прохладе, можно и в холодильнике, но только не в открытом зип-пакете: внутри может образоваться конденсат, который испортит чай. Ни в коем случае не храните маття в стекле, чай выцветает и теряет свои полезные свойства. Обычно чай хранят в герметичных железных банках — нацумеканах. Они очень красивые.

Четыре принципа традиционной японской чайной церемонии

Ва — гармония; кэй — почтительность; сэй — чистота; дзяку — тишина или покой. Эти принципы взаимосвязаны. Так, чистота: чистота помыслов, чистота действий, чистота утвари и пространства. Мастер никогда не позовет враждующих людей, только если он не ставит целью их примирение. Гармония должна быть в разговорах, людях, утвари и в отношении людей друг к другу.

Чайная церемония проходит в тясицу — чайном домике в саду. Когда человек приходит, то должен оставить все тревожные мысли за воротами сада. Неважно, что произошло до этого. Это касается не только гостей, но и самого мастера: есть только здесь и сейчас. Существует красивое изречение: итиго итиэ («один миг — одна встреча»). Эта фраза говорит о том, что каждый миг неповторим. Люди жалуются, что устали от одинакового, они жалуются на обыденность. Но ведь это иллюзия. Мы возьмем тот же самый тяван, ту же воду, но каждый раз маття будет раскрываться по-новому. Можем тех же гостей пригласить, ту же утварь воссоздать, но это будет все равно по-другому. Один миг — одна встреча.

Подробности по теме
О-бенто, или японский способ показать, как сильно любишь своих детей, через еду
О-бенто, или японский способ показать, как сильно любишь своих детей, через еду