Окрошка — самый известный в России холодный суп. Крайне важно понимать, что это не только традиционная русская кухня; в советское время окрошка приобрела новую коннотацию. Каждый человек, кому за сорок, хорошо помнит объем и набор ингредиентов именно для советской окрошки. Мое представление значительно отличается от рецепта родителей. Более того, я убеждена, что и у моих детей сложится новое понимание окрошки — это такая история поколений. Здорово, что мы можем увидеть подобный культурный след.
Кто‑то изучает старые поваренные книги или просто делает вид, что изучает, кто‑то готовит по бабушкиному рецепту с ножа, а кто‑то не видит греха в том, чтобы залить окрошку приторным квасом из магазина и испортить блюдо. Поэтому, с одной стороны, окрошка — это гастрономические традиции. С другой стороны, для меня это лакмусовая бумажка, чтобы понять, как готовит повар. В-третьих, окрошка — это «русское умами»: много отдельных ингредиентов одновременно щекочут ваши вкусовые рецепторы.
Для меня, окрошка — холодный суп на основе кваса с редисом, огурцом, яйцом, картофелем, со сметаной и зеленью.
Всегда соблюдать баланс
Ключевое слово для понимания окрошки — баланс. Крайне важен баланс текстуры, ведь ингредиенты внутри разные: мягкие, твердые, хрустящие или, наоборот, обволакивающие. Если получилась одинаковая каша и язык не считывает разницу текстур — это провал.
С другой стороны, важен баланс вкуса. В окрошке есть как нейтральные ингредиенты, так и с сильным вкусом. Важно правильно их подобрать: суп только из огурцов и редиски будет пресным, перобор по кислоте — невкусно, если сделать суп слишком густым, с повышенным содержанием яиц, пропадет вкус свежих овощей. И вообще, когда повар готовит еду из большого количества ингредиентов, здорово, если он знает, когда нужно остановиться.
Кусочки нарезать ≈ 0,5 см
Я сторонник мелкой нарезки, даже этимологически окрошка — это крошка, крошево. Грубая нарезка хороша лишь в единственном случае — на привале в русских лесах, когда у вас нет с собой острого ножа, но в таких условиях можно и подошву съесть. Еда под голубым небом в русском поле — это классная ситуация потребления, а не ситуация для демонстрации всех тонкостей приготовления окрошки.
Если мы обсуждаем нарезку, то продукты режутся, в них вкладывается определенный физический импульс. Они не трутся на терке, не измельчаются в пюре, не перемалываются в комбайне в кашу. Давайте без вранья — взяли нож и нарезали ингредиенты.
И все-таки — квас или кефир?
Нет никакого спора чем заправлять окрошку: квасом или кефиром. Потому что окрошка — это суп с квасом. Все остальные не менее прекрасные блюда, в которые добавляется кефир, айран и даже молочная сыворотка (пробовала, мне нравится) должны называться иначе. Даже если это очень вкусно, окрошка — блюдо с квасом.
Я очень хорошо помню, как десять и даже пять лет назад было очень тяжело найти хороший квас, можно было буквально целовать руки повару, который сам делал квас. Сейчас хороший квас есть, и он идеален — белый квас во «Вкусвилле». У него незамутненный и незагрязненный вкус, почти негазированный. Я пью его дома и даю детям, это обучение хорошему вкусу правильного кваса. В моем детстве бабушка сама готовила квас, и я хорошо помню вкус свежего, неперестоявшего кваса, хочу передать этот вкус и дальше. Квас не обязательно должен быть белым. Но окрашенный квас может внушить людям, что он должен быть насыщенного коричневого цвета, как кола. Натуральный темный квас тоже достаточно светлый.
Белый квас — очень вкусно, темный домашний квас — тоже хорошо, просто не путайте его со сладким напитком в банке.
Суп с мясом
В некоторых источниках указано, что окрошка — летнее вегетарианское блюдо. На самом деле, это далеко не так. Во всех авторитетных старых книгах указано: «Окрошка часто готовится с солониной, бужениной и запеченными окороками», то есть со всем, что можно долго хранить. Я всегда выбираю солонину, потому что это элегантно и красиво. В западной гастрономии много leftovers (в переводе с английского — «еда, приготовленная из остатков». — Прим. ред.): аранчини, спагетти-пай и так далее. Для России это тоже близко.
Отдельная история с докторской колбасой. В советское время было тяжело достать мясо, были только сосиски и колбаса. Сейчас нашим родителям тяжело представить вкус окрошки без колбасы, многие двадцатилетние тоже не любят окрошку без колбасы, ведь так готовила их бабушка.
Некоторые сибиряки делают окрошку с рыбой. Но это уже авторские фантазии: с раками, креветками и даже устрицами.
Хрустящие редис и огурец
Ключевые овощи — редис и огурец. Притом огурец важнее, потому что редиску можно заменить аналогичными хрустящими овощами. Огурец, нарезанный слишком мелко, становится мягким, а редис и огурец должны иметь однородную хрустящую текстуру. Если редиски мало, то можно добавить что‑то еще, хотя бы яблоко «гренни смит».
Зелень
Иногда упоминают странные ингредиенты, например Похлебкин указывал в рецепте эстрагон, брюкву и любую ботву, что можно найти на огороде. Но это же не ботвинник. Там все равно есть зеленый лук и укроп, которые перебьют почти любой вкус. Зеленая смесь должна состоять на 50% из зеленого лука и укропа, а дальше, как говорится, что бог послал. Можно добавить кресс-салат — не очень традиционно, но это придаст интересные вкусовые оттенки. Раньше в крестьянских домах добавляли сныть и кервель. Если это ели несколько веков назад, то почему бы и сейчас не добавлять.
Заправка из яйца
Вареное яйцо не должно быть переварено, желток с консистенцией аль денте — который еще не стал твердым, но только подумал об этом. Белок с желтком нужно разделить, белок нарезать, как и другие твердые ингредиенты, а желток добавить в заправку — смешать с зеленью и растереть в ступке.
Таким образом можно отдельно создать себе блюдо как конструктор. Смешанная с желтком зелень, сметана, хрен и квас — это соединяется так, как вам велит ваша совесть. Очень уважаю, когда в ресторане мне разрешают самой определить вкусовой баланс. Это позволяет меньше воевать с тем блюдом, что мне приносят.
Хрен или горчица?
Наверное, все-таки хрен, он более брутальный, бьет напролом и как раз в сочетании с квасом делает окрошку немного колючей. Но окрошка с нежной приятной горчицей мне тоже нравится. Если вам хочется, то можно хоть вместе горчицу с хреном добавить, но чтобы можно было вовремя остановиться — человек сам решает степень остроты.
Сметана
Конечно, в окрошке на квасе обязательно должна быть сметана. Добавлять майонез — богохульство, айоли тоже не подойдет. Кто‑то смешивает кефир и квас — получается легкий, нежирный вкус, не вижу в этом ничего предосудительного. Возможно, так окрошка получится у вас чуть более диетической, если вы не будете класть сметану, разумеется.
Картошку можно пожарить
Картошка — обязательный ингредиент, потому что именно картофель придает супу тело. Есть такая категория блюд — «моя бабушка готовила лучше», окрошка как раз в их числе. Мне многие рассказывали, что нужно картошку пожарить и есть вприкуску с окрошкой. Очевидно, это какая‑то региональная тема, я никогда на своей практике не сталкивалась с этим. Но если вы шеф-повар, у вас есть бэкграунд, ваша бабушка замечательно готовила окрошку и подавала жареную картошку с окрошкой, то я с удовольствием попробую это, мне интересно.
Нужно ли угощать окрошкой иностранцев?
Мне кажется, что если хорошо объяснить, что это за блюдо, сделать окрошку на хорошем квасе, то для иностранцев этот вкус может быть интересным. Есть же кислые салаты с умами — во всем мире их любят. Окрошку могут понять и люди без советско-российского бэкграунда.
Хотя и с советской составляющей здорово. Смотрят же сейчас популярный сериал «Чернобыль» и хватаются за сердце, им не нужно ничего объяснять перед просмотром фильма. Возможно, и с окрошкой так получится. Я бы подавала ее в нержавеющей тарелке, как раньше в поездах дальнего следования в вагоне-ресторане. Это мое воспоминание из детства, мне тогда было очень вкусно.
Почему важно разбираться в еде?
Окрошка — сложное блюдо, в котором много ингредиентов, ее легко испортить. Важно всегда включать в приготовление еды разум. Когда перед тобой оказывается еда, приготовленная с разумом и со стараниями, ты это чувствуешь. Я уже говорила, что окрошка для меня — лакмусовая бумажка, сразу понятно чувствует ли повар тот самый баланс. Еда — то, что мы помещаем в себя. Когда мы небрежно относимся к еде, то помещаем внутрь себя небрежность.
Разумеется, еда — это просто еда, но в нее вложен труд. Существует энергетическая цепочка: энергия рук, которые готовили, энергия рук, которые тебе принесли еду, и энергия во время наслаждения едой. Такой энергетический импульс должен передаваться правильно. Небрежность и бессмысленность в приготовлении еды глубоко вредна всем.