Мнение шеф-редактора «Афиши Daily» Анны Масловской о гастрономическом маркете «Депо» на «Белорусской», открытия которого все так долго ждали

«Депо» — проект масштабный, эдакий фуд-корт всех фуд-кортов Москвы. «У нас самый большой фуд-корт в Европе», — так говорит практически каждый продавец, встреченный мной за несколько дней походов туда. Комплимент этот для современного прогрессивного мира сомнительный, выходящий из того образа мышления, в котором размер, вес и возраст имеют точные значения. Вес и возраст хороши, когда меньше, а размер и рост — когда больше. Вот у нас большое — значит, хорошее. Ну ок.

Ждали открытия проекта долго, и, судя по отзывам в интернете, многие разочарованы тем, что вышло. Что нужно для того, чтобы почувствовать разочарование? Всего лишь нереалистичные фантазии и ожидания, предшествующие встрече с реальностью. У меня их, к счастью, не было. Поэтому объясняю по пунктам с холодной головой и горячим сердцем, что это за проект такой и чего от него ждать с учетом всех вводных.

На территории кластера «Депо» стоят несколько автобусов и троллейбусов

Кто стоит за «Депо»

В основном все пишут так: «Депо» — проект ресторатора Алексея Васильчука, владельца сети «Чайхона № 1». Это частичная правда. Он главный управляющий всем на свете в проекте человек, но владелец не он. Аренду территории на 49 лет от Мосгортранса получила группа «Сигма Инвест». Как пишут «Ведомости», ее владельцы — бизнесмены Банил Исаков, Мурад Бениаминов и Марина Тамминен. Там же пишут, что «Сигма», в свою очередь, часть бизнеса компании «Киевская площадь», которая контролируется миллиардерами Годом Нисановым и Зарахом Илиевым, владельцами гостиницы «Украина» и «Европейского». Эту же информацию я не раз слышала от людей, с разных сторон задействованных в ресторанной индустрии Москвы. И, скорее всего, дорогие черные машины на парковке тоже об этом.

Что это значит

Личность владельцев всегда влияет на их бизнес, даже если формально они в проекте не заняты. Это ядро, отправная точка, основной резервуар энергии для любого дела. О чем говорит такое ядро? О том, что проект будет дорогой, масштабный, качественный, устойчивый, работающий — не модный, а классический, ориентированный скорее на взрослых людей, не шибко желающих экспериментировать.

Ровно так и вышло. На сто процентов именно так. Это первый ресторанный кластер с крышей в Москве, в котором ваша одежда не пропахнет едой. Здесь есть гардероб. Еду приносят на красивых керамических тарелках, а не бумажных. Во всех пяти кафе, в которых я успела поесть, было вкусно, а не просто нормально. Чего нет? Новаторства (напомню: и не должно было быть, судя по исходным данным).

В «Депо» все дорого, в том числе и аренда. Молодые, креативные, самостоятельные проекты это не тянут и не потянут. И это нормально. Просто примите это как факт, никто этого и не обещал. Кому такое интересно, покажет время. И я почти уверена, что в Москве — очень многим. А для экспериментов у Васильчука есть план: два места для регулярно сменяющихся кафе на льготной основе.

Что там за рестораны?

Всего в плане «Депо» открыть в главном, самом большом здании комплекса, 75 ресторанов и 120 магазинов. Сейчас работает половина, подробнее о них можно почитать в отдельном материале. В других зданиях уже работают три отдельных ресторана § «Крабыкутабы» Александра Раппопорта, Simple Bar & Kitchen и «Сыроварня» Аркадия Новикова.

Экстерьеры всех кафе в «Депо» оформлены красиво и по-разному.

1 из 6

«Конек» — проект Алексея Васильчука, как и еще 10 ресторанов в фуд-молле.

2 из 6

Tsomi – один из грузинских проектов на фудкорте, владельцы – Guliani Group (винный бар Megobari, кафе Kulinari и «Хинкали-хаус»).

6 из 6

Если посмотреть на расположение ресторанов и размер их площадей, становится понятно, что самое выигрышное расположение у проектов, партнеры или владельцы которых «354», то есть сам Васильчук. Таких здесь 11 штук. Самая большая площадь у Sebbʼs (со своей посадкой наверху), «Конька» и проекта, сделанного вместе с поваром Наташей Березовой.

Совсем новых рестораторов на маркете нет, но большинство кафе были придуманы специально для «Депо»: это было условием входа. Такой расклад делает этот гастрономический маркет отличным от всех остальных, работающих в городе. Хотя вот пишу эту строчку и понимаю: да вообще все в нем не такое, как у остальных. Но отличается «Депо» не тем, что придумано иначе (читай: новее), а тем, что старые, уже работающие в Москве идеи воплощены здесь качественно и дорого. Поэтому люди прогрессивные ругаются: они требуют нового, с щепоткой филантропии для улучшения всего и вся. Мол, раз уж тратите такие деньги, потратьте с пользой для мира. Я тоже из таких. Но, с другой стороны, больших надежд на это у меня не было.

Кроме еды что-то есть?

Сейчас есть детская комната, цветочные лавки, сцена, на которой по выходным обещают выступления музыкантов, но прямо сейчас ежедневно играют диджеи, причем скорее танцевальную музыку. В будущем обещают кальянную (привет, ядро), на крыше построят летнюю веранду. Бесплатных парковочных мест — 120. На всех этого не хватает, проблема не решена. В соседних переулках парковка — 60 рублей за час.

В 2013 году я разговаривала с руководителем программы развития рынков Барселоны Пере Хавьером Сирвентом Миром, приезжавшим на «Стрелку» в рамках конференции «Еда в городе». Он занимался в том числе модернизацией старейшего рынка города Бокерия и созданием рынка Санта-Катерина. Если вы были в Барселоне, то точно бывали хоть на одном из них. Так вот Сирвент Мир тогда говорил о том, что на продуктовом рынке кровь из носу нужен супермаркет внутри. Зачем? Чтобы люди приходили за покупками всегда в одно и то же место, чтобы это стало привычкой. В «Депо» нет подобного, а продукты, которые продаются сейчас, дорогие.

Вторая тема — дополнительные смыслы вокруг еды. Это может быть образовательная часть или развлекательная. Или, например, что угодно, образующее приятное общественное пространство, но вне столов и стульев. Какие-то интерактивные зоны, зоны творчества, зоны отдыха или общения. Сама я не думаю, что это до смерти обязательно, но, судя по тому, куда вообще все в мире двигается, для глобального, дорогого, большого по размерам проекта сейчас это вещи необходимые. Возможно, что-то из этого еще появится в «Депо», с интересом буду наблюдать.

С собакой можно?

Коротко — почти нет. Пиарщики красиво отбиваются в соцсетях, но пока пускают щенков и ручных.

Вердикт

Если прямо сейчас включить в «Депо» хорошую элегантную музыку, атмосфера тут же станет намного лучше. Если открыть все двери вместо одной — еще чуть лучше. Парковка? На Даниловском ее тоже почти нет, и ничего. Но здесь места и мест больше, и есть большая вероятность, что сюда поедут люди из более отдаленных районов на своих машинах. Так что если коротко, а пока только так и можно, повторю то, что было в самом начале: «Депо» — проект качественный, сильный, дорогой, масштабный, устойчивый, но без вау-эффекта, кроме своих квадратных метров, если это кого-то впечатляет.