Неделя 1
Полина: «В рамках эксперимента я следовала технике майндфулнес. Ее суть очень проста: сидеть в тишине с закрытыми глазами и глубоко дышать. Так совпало, что понедельник (первый день эксперимента) у меня оказался нервным днем. Я проспала первую пару, не успела забрать срочный заказ, оделась не по погоде и замерзла. Последней каплей стал бардак дома, который устроила сестра. Хотелось закатить истерику, но вместо этого я заперлась в комнате, поставила таймер на пять минут и начала медитировать. Удивительно, но концентрация на дыхании в тишине действительно помогает успокоиться. Мне хватило всего пяти минут, чтобы успокоиться, простить сестру, себя и этот понедельник.
Звучит здорово, но это был единственный день первой недели, когда практика прошла хорошо. Все остальные дни мне никак не удавалось сконцентрироваться: отвлекали мысли, было неудобно сидеть, пять минут казались вечностью. Но я открыла для себя две вещи. Во-первых, сконцентрироваться на дыхании легче, если глубоко дышать. Во-вторых, когда медитируешь, нельзя ставить на таймер резкий звонок. Сидя в тишине с закрытыми глазами, ты полностью погружаешься в себя, и стандартный гудок айфона «Скорей, скорей» приводит в шок. Пускай лучше звучит арфа, пианино или пение птиц».
Егор: «Прежде я уже пробовал технику с дыханием: майндфулнес тогда до нас еще не добрался, и я вычитал совет в «Силе воли» Келли Макгонигал. Техника мне понравилась, она помогала немного справиться с вечной нервозностью: само понимание, что можно найти в занятом дне пару минут на то, чтобы просто сесть и подышать, сделало меня поспокойнее.
Тем не менее превратить это занятие в систему никак не удавалось. Поэтому для эксперимента я установил на телефон нахваленный Headspace. В нем есть приятный мужской голос, который успокаивающе руководит процессом. Есть куча наборов медитаций — для тех, у кого проблемы со стрессом, для тех, кто хочет быть продуктивнее, даже для тех, кому нужно смириться с онкологическим диагнозом. В бесплатном варианте доступна только малая часть, но приложение обещает подарить тем, кто будет медитировать пятнадцать дней подряд, бесплатный месяц.
Я сосредоточился на наборе Basic — эдакой медитации для чайников. Каждый день программа формально предлагает новую медитацию, но на самом деле они почти не отличаются друг от друга. Первое время это обескураживает: привычно ждешь прогресса и быстрых изменений, но потом понимаешь, что это помогает привыкнуть к непривычной (не-)деятельности, и успокаиваешься.
Главная проблема — с привычкой: я установил себе напоминание о медитации на каждое утро и не сдержал обещания ни разу, все семь дней вспоминая о медитации только под вечер. Тем не менее первая неделя и тридцать минут медитации позади».
Неделя 2
Полина: «Хотела бы я сказать, что все прошло хорошо, но нет. На второй неделе я опять не могла сконцентрироваться на дыхании и постоянно поглядывала на часы — когда уже прозвенит этот звонок? Не терпелось быстрее закончить, мысли уводили меня вдаль, к тому же просто сидеть и дышать стало слишком скучно, хотя все еще непросто. После очередной неудачной попытки я отчаялась и пошла в книжный магазин искать литературу по теме. Там мне попалась книга Ошо с необычными медитациями, каждая из которых называлась так же лирично, как оттенки красок для волос.
Я решила следовать технике с самым красивым названием — «Золотой свет». Для этого при вдохе нужно мысленно вообразить, что в вашу голову движется яркий золотой свет, и выходит он наружу через пальцы ног. Была вторая часть про темноту, но я ее не практиковала, хотелось представлять только свет. Может быть, эта медитация звучит сложно, но она далась мне легче, чем майндфулнес. Воображаемый свет отвлекает от навязчивых мыслей и успокаивает, а еще после этой медитации ощущаешь себя особенным человеком».
Егор: «Вторая неделя прошла хуже первой: почти каждый день внимание уходит вдаль; вместо того чтобы медитировать, думаю про медитацию (звучит безобидно, но вы попробуйте не думать о белой обезьяне). Организоваться и встроить медитацию в одно и то же время каждый день не удается никак. Спойлер: этот барьер я так и не преодолел. Кажется, Людвиг Быстроновский советовал «привязывать» медитацию к коту — покормил кота и тут же сел медитировать. У меня кота нет, а привязать к чему-то еще не получилось.
Зато получилось включать более длинные медитации: оказывается, если нашел три минуты в день для тишины, то можно найти и десять.
Да, еще время от времени между медитациями Headspace показывает мультфильмы про белочек, лошадок и синее небо — банально, но они помогают. Чувствуешь себя ребенком: сделаешь уроки — покажут мультик. Вот тебе и мотивация».
Неделя 3
Полина: «На третьей неделе я снова вернулась к майндфулнес и заметила, что моя концентрация улучшилась. Но главное открытие было другим: во время медитации у меня впервые возникло ощущение левитации. Оно длилось несколько секунд, но этого было вполне достаточно, чтобы я два часа искала в интернете ответ на вопрос: «Что со мной произошло?»
Сайты о медитации в большинстве оказались самодельными блогами и форумами, на которых тема левитации обсуждалась пять лет назад. Однако даже тогда никто не дал адекватного ответа на волнующий меня вопрос. Некоторые говорили, что ощущение невесомости во время практики — опасное, наркотическое состояние. Другие ссылались на нейрофизиологию и связывали это чувство с перестройкой нервных связей головного мозга. Были еще эзотерические версии о переходе души в трансцендентальный мир. Однозначного ответа на эту тему нет, научных статей мало — они в основном посвящены пользе медитации. Оказывается, практика помогает разбираться со многими психологическими проблемами — преодолеть панические атаки, депрессию, повысить креативность и многое другое».
Егор: «Пятнадцать дней каждодневных медитаций позади, но подписку на месяц мне подарить забыли. Впрочем, никакой проблемы: я написал письмо в техподдержку — и через пару часов получил промокод.
С подпиской, конечно, интереснее: сразу открывается много разных медитаций. Я, впрочем, продолжил базовый набор. Еще попробовал набор Sleep, вроде бы обещающий улучшить отношения со сном, — не впечатлился. Зато в Headspace есть набор звуков, которые якобы помогают засыпать. Не знаю уж, как они работают, но приучил себя включать перед сном полчаса Slumber — кажется, и правда стал засыпать немного лучше.
Долгие, на десять-пятнадцать минут, медитации и работают, и не работают: когда получается, то получается прямо хорошо, когда не удается поймать флоу — ничего не помогает.
Постепенно учусь избавляться от эффекта журналиста (когда вместо того, чтобы медитировать, сижу и думаю о будущем тексте), ловлю это отвлечение и аккуратно отставляю в сторону. Оно возвращается, но и я готов к этому».
Неделя 4
Полина: «На этой неделе я пробовала медитировать в разных местах. Теперь могу сказать точно: если медитировать между парами в институте — повысится концентрация на занятиях, если медитировать в метро — вы начнете легче воспринимать утреннюю давку и тех, кто случайно наступил на ногу. Единственное место, где мне не удалось помедитировать, — это парк. Как только я села на лавку и закрыла глаза, ко мне подошел мужчина средних лет со словами: «С вами все хорошо?»
В медитации, как и в любом деле, главное — регулярность. Я медитировала ежедневно и заметила, что немного изменилась: начала относиться к себе и другим с пониманием, прекратила беситься из-за жужжания комаров по ночам и стала сильнее любить этот мир просто так. После эксперимента я думала, что кое-что знаю о медитации. Но в разговоре с шеф-редактором раздела «Еда» Аней Масловской, которая (на минуточку) медитирует уже восемь лет, я поняла, что не знаю ничего».
Егор: «Четвертую неделю я провел в отпуске — со всеми вытекающими обстоятельствами. Оказалось, что в поездке встроить медитацию в ежедневную рутину еще сложнее: рутины-то нет, каждый день устроен по-новому. Поэтому, как правило, медитации снова откладывались на поздний вечер.
Зато был и плюс: обнаружил идеальную точку для медитации. Это самолет. Все сели, приготовились к взлету, ты загрузил медитацию, перевел телефон в режим полета и закрыл глаза. Тихий гул самолетной суеты отвлекает куда меньше знакомой домашней тишины. Нужно как-то это применить в обычной жизни».
Что произошло потом
Полина: «После эксперимента я медитировала ситуативно. Когда злилась или приунывала, практиковала майндфулнес. В конце концов я забросила это дело, но переломный момент наступил в августе: две недели у меня не переставая болела голова. Участковый врач сказал, что головная боль не диагноз и с легкой руки отправил домой пить ромашковый чай. Вместо чая, обезболивающих и успокоительных таблеток я снова начала медитировать.
Это был мой новый маленький эксперимент, вызов традиционной медицине с поиском волнующего ответа на вопрос: «А поможет ли медитация и в этот раз?». У меня не было конкретных гипотез, я просто стала практиковать медитацию по десять минут в день. Произошла удивительная вещь: привычка медитировать потянула за собой другие привычки — я стала раньше ложиться спать и заниматься спортом. Постепенно головная боль начала проходить. Не знаю, насколько конкретно практика медитации мне помогла в лечении, но вместе с полноценным сном и спортом это сработало. Я чувствую себя лучше».
Егор: «В моем случае эксперимент нельзя назвать очень удачным: мне так и не удалось ни приучить себя к ежедневной медитации, ни справиться с блужданием мыслей. Но и провалом я его не назову. Скорее я ожидал многого, а получил только кусочек — стал чуть внимательнее, чуть спокойнее, чуть, извините, осознаннее. В конце концов, это ведь не соревнование в том, кто кого перемедитирует: немножко — это уже кое-что».