Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии в МГУ. Работает с темой межпоколенческих отношений и консультирует компании о том, как лучше наладить взаимодействие между людьми разных поколений внутри коллектива.
Контекст
Люди, которые родились между началом 1960-х и началом 1980-х.
Миллениалы. Люди, которые родились между началом 1980-х и серединой 1990-х.
Люди, которые родились между серединой 1990-х и серединой 2000-х.
Что такое «цифровой разрыв»?
Это красивая метафора, она родилась до меня и курсирует в медиапространстве: блогах, соцсеточках.
Многие говорят, что между поколениями сейчас очень длинное расстояние с точки зрения владения технологиями, а эти технологии настолько жизненно важны, что это ведет к непониманию между поколениями. Представьте себе человека, который умеет читать и писать, а его родители, бабушки и дедушки не умеют. Это мощный разрыв, который был в относительно обозримом прошлом.
Такой же разрыв касается овладения диджитал-технологиями, введения их в реальную жизнь. Речь о том, насколько технология, связанная не просто с овладением навыком, а использованием его в реальной жизни, является частью моей жизни и насколько это чуждо людям одного-двух поколений назад.
Цифровой разрыв — это вообще проблема?
Я бы не был радикален. Человек сам по себе меняется не сильно. Он остается с теми же базовыми потребностями, сложностями и абсолютными проблемами, которые были тысячу лет назад. Человек как любил сотни и тысячи лет, так и продолжит любить, как чувствовал, так и продолжит чувствовать. Если его не кормить, он будет просить кушать, если он увидит рядом объект своей мечты, он влюбится. Это было всегда и, надеюсь, будет. Но некоторые изменения все-таки радикальны.
Но факт, что способ обработки информации, ее восприятие или, как сейчас выражаются немного заезженным выражением, «клиповое мышление» — это продукты диджитал-эпохи. Люди поколения Z и Y проводят больше времени в онлайне, чем в офлайне, ценят общение в онлайне и даже немного разучаются общаться в реальной жизни. Анекдоты про ребят, которые приходят на вечеринку и сидят в телефонах, перестают быть анекдотами. Мы наблюдаем это на себе и своих друзьях. Я не знаю, насколько это проблема, но это точно нововведение, новая реальность.
Где этот «цифровой разрыв» был раньше?
Не знаю, кто это подсчитал, но количество изобретений в XX и XXI веках, превысило число изобретений, которые были сделаны до этого. Понятно, что сложно подсчитать, что такое «количество изобретений», но факт остается фактом — прогресс ускоряется. Получается, что старшие поколения не успевают учиться.
Сотни лет дети учились у родителей, говорила известная западная исследовательница Маргарет Мид, и это было естественным ходом социализации, и если ты хороший ребенок, ты должен был перенять опыт предков.
Что происходило в XX веке и происходит сейчас? Чтобы стать успешным, ты должен не просто перенять опыт родителей, но и добавить что-то к нему. А родители не могут спокойно расслабиться, им нужно также постоянно учиться. Не все способны обучаться, и это увеличивает разрыв. Сегодня это диджитал-разрыв, завтра, возможно, будет другой.
Когда начинается «цифровой разрыв»?
Разрыв происходит постепенно. Исследователи в области межпоколенных отношений склонны переходить от рамок [между поколениями] в 20–25 лет к более узким. Классический социологический критерий [поколения] — люди с разницей в 20 лет — в современном мире немного устаревает, потому что рамки сужаются, движение времени ускоряется и выделяются целые кластеры: поздние Y или ранние Y.
Мне 32, я нахожусь на стыке X и Y, но, понятное дело, я буду отличаться от тех, кому 22 года, но которые формально также принадлежат к Y. Нужно чуть более подробно рассматривать эти возрастные группы и изучать различия между ними.
Любовь к свободе — не то, что они завоевывали, она присуща им с самого начала.
Для их родителей карьера обладала ценностью, потому что это была возможность заработать деньги. А для Y и Z возможности саморазвития и обучения идут перед доходом. Это легко объяснить: в отличие от их родителей, бабушек и дедушек, у них не было серьезных финансовых кризисов.
Мы все живем в то время, когда нет советской власти, и ценности, которые во многом пытались привить родителям, нам чужды. СССР был замкнутой страной, и культура тоже изменилась. Если наши родители только начинали слушать западные песни и читать литературу, которая считалась запрещенной, в наше время все это доступно. Пресловутая глобализация объединяет молодежь во всех странах. Если поставить российского парня поколения Z рядом с парнем из Европы или США, они будут больше похожи по увлечениям, портрету, хобби, чем их родители, бабушки и дедушки.
Серьезные кризисы, глобальные войны, катаклизмы, которые могли бы изменить жизнь, обошли их стороной, и это меняет их восприятие окружающей действительности.
Важно отметить, когда мы говорим о представителе поколения, мы имеем в виду не людей одного и того же возраста, а тех, кто наибольшим образом испытывает тренды. Как правило, это жители больших городов, представители среднего класса. К примеру, парень двадцати лет, живущий в Москве, может сильно отличаться от своего ровесника из глубинки. Ни то, ни другое не плохо — просто разные люди.
Действительно ли поколение Z отличается от других сильнее всего?
Поколение Z — люди, старшим из которых сейчас 17–18 лет, а младшим 9–10 лет, — разные группы, формально объединенные в одно поколение. О старших, которые ведут активную социальную жизнь, образовательную деятельность, формируют жизненную позицию, достаточно сложно сказать, что в них победит: принадлежность к поколению или возрастные особенности. Юношеский максимализм, желание изменить мир, тяга к общению, взаимодействию со сверстниками — эти моменты гибкие, и мы не до конца можем отделить одно от другого.
Некоторые начинают классифицировать поколение Z, но я бы с этим не торопился, потому что ему еще предстоит выкристаллизоваться. Человек меняется всю жизнь — и чем старше, тем сложнее ему меняться. Например, говорят, что поколение Z оказалось политически активным, особенно в больших городах. Вопрос: это свойство поколения, которое останется с ними, или их поведение можно сравнить с героями романа «Отцы и дети», и это просто проявление нигилизма, желание продемонстрировать позицию. О поколении Z я бы не торопился с выводами.
Это не связано с поколенческими особенностями — это возрастные особенности.
Вторая вещь, которая меняется у человека с возрастом. Большинство из нас перестает ценить изменения. Толерантность подвергается сомнению как некая положительная часть нашей жизни. Мы становимся более консервативными, начинаем любить привычные вещи, и шутки про то, что в молодости снег — белее, вода — чище, а трава — зеленее, становятся реальностью. Мы все к этому приходим, это естественно.
Касается кардинального социального изменения, например, выход из офлайна в онлайн. Это значимое изменение, которое меняет жизнь, даже если судить по часам: в диджитал-технологиях мы проводим почти все время. Старшему поколению крайне тяжело этому научиться.
Когда у миллениалов и поколения Z начнется свой «цифровой разрыв» с детьми?
Когда они их родят? Дети должны начать ползать, говорить, у них появится первое желание дистанцироваться от родителей — тогда можно говорить об этом. Вспомните себя в школьный период, когда вы понимали все лучше, чем кто-либо на свете, и пусть хоть кто-нибудь скажет, что вы не правы. Нет четкого ответа на этот вопрос, потому что в жизни так не бывает: щелчок — и начинается межпоколенный разрыв. Это постепенно нарастающая штука, ее нельзя включить и выключить, как телевизор.
Как избежать «цифрового разрыва»? И нужно ли это?
Говорят, что люди, которые хотят подольше оставаться молодыми и задержаться в юном возрасте, остаются преподавать. Наверное, поэтому я остался на психфаке МГУ — чтобы заскочить в вагон уходящей молодости.
Если серьезно, то потребность в познании нового, открытость к новому опыту позволяет человеку оставаться на острие изменений. Но это не всегда нужно. Отдавайте себе отчет, что некоторые вещи созданы для более молодого поколения, в этом нет ничего плохого. «Разрыв» звучит страшно, но на деле это всего лишь один из витков прогресса. И все же существует множество вещей, в которых все мы схожи, и это прекрасно.