Есенин в Перми
В 2009 году Александр Жунев создал пятиэтажный портрет Сергея Есенина на недострое. Здание в центре Перми должно было стать медицинской академией, но стройку заморозили. Три стены корпусов находились друг от друга на расстоянии нескольких метров; на ближней стене появилась береза, на второй — сам портрет, на дальней стене — фрагмент стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу». Если человек шел вдоль здания, при определенном ракурсе лицо поэта появлялось из-за березки.
Арт быстро прославился, в народе недострой стали называть «домом с Есениным», и он был важной городской достопримечательностью, пока его не снесли весной 2017 года. Позже Александр повторил работу на листах фанеры размером 1,2×1,2 метра.
Художник старался поддерживать в людях память о творцах. В 2015 году он нарисовал на здании портрет футуриста Василия Каменского с краткой биографией и копией его «железобетонной поэмы». «Каменский вошел в историю русской культуры, но, к сожалению, малоизвестен в родной Перми», — говорил Александр; он хотел, чтобы после создания арт-объекта узнаваемость героя возросла.
Распятый Гагарин
В 2015 году день празднования Пасхи совпал с Днем космонавтики. Александр Жунев подчеркнул это совпадение скандально-известной работой «Гагарин. Распятие» — рисунок акриловой краской на бумаге, который он создал в студии и затем наклеил на стену здания.
Художник позже рассказывал: «Суть работы с Гагариным была не в самой картинке, а в том обсуждении, которое возникло в СМИ, в интернете. Оба образа вроде положительные: и Гагарин, и Иисус Христос, которого распяли. А тут они объединились, и почему-то кто-то возмутился».
Работу стали трактовать и как критику церковной власти, и как победу религиозного сознания над наукой, и как критику «линии партии». Кто-то вспомнил не менее известный мем «Юра, мы все … [потеряли]». И хотя художник скорее акцентировал внимание на том, что Юрий Гагарин стал мучеником — только не во славу религии, а во славу науки, — неоднозначность интерпретаций сделала свое дело. Уже на следующий день арт содрали и закрасили, а художника заставили заплатить штраф 1000 рублей. Хотя, если вдуматься, коммунальные службы лишь символично поддержали искусство: пустота на месте Гагарина усилиями государства — такой же художественный акт, как создание рисунка.
Портрет Петра Павленского
Такая же «коллаборация художника с государством» вышла и с портретом художника Петра Павленского в 2016 году в Москве. После новостей о том, что Павленский поджег двери ФСБ на Лубянке, Александр Жунев нарисовал портрет акциониста и повесил его за сетку-рабицу электрощита там же, на Лубянке. Арт был сделан нарочито контрастным, в черно-красных тонах — будто на лице Павленского играют отблески огня.
В инстаграме Александр разместил фото «Павленского за решеткой» со словами «Пока мы залипаем в сетке, #павленский мучается в клетке», а спустя три дня дополнил этот пост фотографиями работников полиции, которые закрашивали работу черным спреем. В итоге картина стала выглядеть еще более жуткой: будто обгоревшее, деформированное лицо художника засыпано золой.
«Горький-Пешков»
Далеко не все высказывания художника власти дополняли правками. Работу «Горький-Пешков» в Нижнем Новгороде никто не тронул. Александр Жунев выполнил портрет Максима Горького для стрит-арт-фестиваля «Место»: цветным скотчем он изобразил «пиксельный» портрет писателя. Вместо стены он снова использовал сетку, на этот раз — рядом со школьной спортплощадкой. Идею художнику подсказал сам город. Нижний раньше назывался Горьким, а настоящая фамилия Максима Горького — Пешков, поэтому рядом с писателем Александр наклеил еще и пешку.
Технику «пиксель-скотч-арт» художник часто использовал и даже устраивал мастер-классы по ней. Любая сетчатая поверхность может стать канвой для произведения: например, ироничную работу «Барьер» Александр сделал на пешеходном ограждении в Москве, которое регулирует поток людей из метро.
Шевчук из листьев
Александр Жунев не ограничивал себя в техниках и материалах. Аппликацию в виде Space Invaders он создал из старых дискет — прибил их к стене дома мебельным степлером. А портрет Юрия Шевчука художник сделал из опавших листьев в сквере имени Пушкина. Лидер ДДТ появился на деревянном доме напротив памятника поэту. Рядом с ласково улыбающимся Шевчуком Жунев тем же мебельным степлером выбил строчку «Ах, Александр Сергеевич, милый, что же вы нам ничего не сказали?» из песни «В последнюю осень».
Скотч-арт
Последняя работа, которую Жунев выложил в соцсетях, — черно-белые надписи скотчем на защитной сетке электрощитов. Они отсылают к надписям на сигаретных пачках, — но в трактовке Жунева табачные диагнозы, вбивающие людям в подсознание больные установки, превратились в добрые слова: «слепота» — в «с — лепоту», а «страдания» — в «стра — Данию». Остросоциальностью и своевременностью никого не удивить, но искусство Александра Жунева всегда отличалось еще одним качеством: желанием во всем искать светлые стороны.