Сделано в России

Посмотрите, как снимают «Клевер», — самое популярное интернет-шоу в России прямо сейчас

11 июля 2018 в 17:18
Самое популярное новое интернет-шоу в России — «Клевер». Каждый день около полумиллиона человек отвечают на 12 вопросов, чтобы выиграть немного денег. «Афиша Daily» побывала на съемках одного выпуска «Клевера» и расспросила людей, которые его делают, о популярности, читерах и всеобщей любви к викторинам.

Перед вечерней игрой в субботу ведущий Артем Мовчан стоит в темной студии на фоне зеленого экрана и по несколько раз зачитывает сообщения из чата, вероятно, чтобы разогреться: «Елец, Елец, Ханты-Мансийск». Репетиция «Клевера» начинается за час до игры. Шоу, которое вечером посмотрит 450 тыс. человек, записывают в небольшой комнате на территории бывшей промзоны на востоке Москвы. Вместе с Артемом работают еще четыре человека: один переключает суфлер, другие ставят заставки, выводят вопросы на экране и говорят, когда начинается эфир. Каждый раз это выглядит так торжественно, будто запускают не интернет-викторину, а ракету: всех просят выключить телефоны, а потом начинают отсчет от десяти до нуля.

Через 15 минут шоу заканчивается. Несколько тысяч человек выиграли примерно по 20 рублей. Съемки «Клевера» занимают две комнаты — во второй пишут сценарии, гримируют ведущих и просто отдыхают. После съемок ведущие и сценаристы быстро собираются, благодарят друг друга и расходятся по своим делам. Теперь вы знаете, как делают «Клевер».

Герои

От кого мы узнаем о «Клевере» все и прямо сейчас

Артем Мовчан
Автор и ведущий «Клевера»
Денис Ртищев
Креативный продюсер «Клевера»
Василий Ларин
Исполнительный продюсер «ВКонтакте»

Игра

Кто придумал викторины, в которые играют миллениалы

Интернет-викторина на деньги — новая большая идея в мире стартапов.

Она работает так: раз или два в сутки проходит короткая игра, ведущий на экране смартфона задает вопросы, зрители отвечают на них, кто ответил на все, делит большой денежный приз с другими победителями. В «Клевере» обычно выигрывают от 10 до 250 рублей. Если игра выдалась особенно сложной, победители получают около 3500 рублей, но были случаи, когда люди заканчивали игру с 18 тысячами на счету. В легендарной игре до последнего победителя один человек получил 100 тысяч рублей.

В августе прошлого года идею сформировали Рус Юсупов и Колин Кролл, создатели Vine, старого приложения с короткими видео.

Юсупов вместе с партнерами продал свой продукт Twitter за 30 миллионов долларов, а через два года ушел из компании. Он написал твит: «Не продавайте свою компанию!». А потом основал Intermedia Labs, студию по разработке экспериментальных приложений вроде странного стриминга Hype или видеоприложения Bounce. Но триумфом стала только интернет-викторина — HQ Trivia.

Прошел почти год, и в интернете появились около 50 разных викторин. Прямо сейчас интернет-викторина — такая же горячая идея, как купонаторы в 2010 году. Можете воспользоваться расписанием и попытаться заработать в каждой.

«Клевер»

Как его разрабатывали и почему это сложно

Российскую викторину придумали в январе во «ВКонтакте».

Разработчики бизнес-продуктов, которые раньше занимались приложением VK Admin, увидели в интернете видео, как сотрудники офисов играют в викторину целыми компаниями и радуются победе. Под впечатлением они изучили вопрос, сделали прототип и показали его «большой команде».

Для викторины нужны не только программисты, но и ведущие, режиссер, звукорежиссер и сценарист. Во «ВКонтакте» остановились на «Творческой лаборатории Ивана Урганта». «Личность Ивана, конечно, немаловажна, но еще у них был опыт ежедневного выхода в эфир, — говорит исполнительный продюсер «ВКонтакте» Василий Ларин. — Может, так не заметно, но это сложный алгоритм, и мало команд с опытом, которые могут выходить ежедневно и сами не вырабатываться». К лаборатории Урганта обратились еще до того, как придумали название «Клевер». На разработку ушло два месяца, и в марте прошла первая игра.

К тому моменту идею HQ Trivia, о которой пишут все технологические медиа, в России так никто и не скопировал. Во «ВКонтакте» считают, что сделать викторину непросто. «Когда полмиллиона человек играет онлайн и надо за несколько секунд обрабатывать огромное количество информации — мне кажется, не у всех есть такие мощности», — продолжает Ларин.

У соцсети уже год были инструменты для прямых трансляций, поэтому «Клевер» создавали не с нуля, а на готовой инфраструктуре. На любом стриме и у любой трансляции есть задержки. На телевизионной трансляции задержка может достигать 30 секунд, на Twitch-стриме видео меньше — 10 секунд. Для викторины это неприемлемо, ведь за 10 секунд человек должен прочитать вопрос и уже дать ответ. Разработчики HQ Trivia стараются сократить задержку до двух секунд и для этого они уменьшают качество видео.

Это не единственная техническая сложность. Викторину никогда не начинают вовремя — уведомления о начале игры всегда приходят в разное время: кому-то в 19.59, кому-то в 20.02. Поэтому первые пять минут ведущий рассказывает факты из серии «Что случилось в этот день», здоровается с чатом и смотрит, как онлайн растет на 100 тысяч человек в минуту. «Если мы в 20.02 уже начали игру, а человек опоздал, он скажет: «А почему я только что получил уведомление?», — говорит Мовчан.

Вопросы

Как придумывают вопросы для «Клевера», в 12 пунктах

Ведущие

Как их выбрали и почему им сложно оставаться в кадре

Ведущие HQ Trivia и «Клевера» должны стать настоящими звездами — каждый день на них смотрят сотни тысяч людей.

Возможно, покажется странным, что в настолько популярное шоу не пригласили известных ведущих. «Их мы не рассматривали, потому что бывают проблемы с графиками, с запросами, — объясняет креативный продюсер «Клевера» Денис Ртищев. — Для ежедневной истории это очень проблематично».

Ведущие Натали Веда и Артем Хворостухин прошли несколько этапов кастинга. На первом этапе кандидатов просили зачитать текст и снять себя на телефон. Заявок было много, но ко второму этапу, когда кандидатов позвали на настоящий кастинг, их поубавилось. И Веда, и Хворостухин долго работали ведущими мероприятий и на телевидении. «Наташа из Ростова, она там ведет много мероприятий, большой человек в городе, — вспоминает Мовчан. — Она понравилась с первого видео — все поняли, это то, что нужно».

У третьего ведущего — Артема Мовчана — была «настоящая голливудская история».

Он работал за кадром, но во время генеральных прогонов, когда съемочная группа ждала опаздывающего кандидата, Артема попросили встать перед камерой и прочитать текст, чтобы что-то настроить. «Тестовые версии смотрела вся команда, и все единогласно сказали: «А давайте Артема возьмем ведущим?», — рассказывает Ртищев. Мовчан никогда не работал перед камерой, но считает, что отсутствие опыта пошло на пользу в «Клевере». Например, ему не пришлось привыкать к вертикальному формату видео, потому что для него он — «единственный нормальный формат». Остальным ведущим было сложнее.

Например, другой ведущий «Клевера», Артем Хворостухин, постоянно двигается в кадре и много жестикулирует. Когда смотришь выпуски с ним, думаешь, как сложно, наверное, так стараться на съемках каждый день. «Мы общались на кастинге, он такой живой, бодрый, — рассказывает Мовчан. — Думаю, ему это несложно делать». Сам Хворостухин признается, что на «Клевере» контролирует сам себя.

Артем Хворостухин
Ведущий «Клевера»

«Во всех телевизионных проектах операторы не могли меня поймать, потому что меня всегда колбасило: я очень эмоциональный, из стороны в сторону, мне нужно эмоционировать, показывать, чего-куда я иду и так далее. Здесь камера стоит на месте, плюс ко всему еще и вертикальный формат. В моем случае — тяжело.

Но я нашел лайфхак: держать руки вместе, перед собой, перекручивать их — главное, чтобы локти далеко не уходили за тело, чтобы всегда касались пояса. Мне периодически кричат: «Темыч, руки! Темыч, подбородок!» Я вскидываю подбородок вверх, и его видно. Это из-за того, что привык работать вживую, на огромное количество людей, поэтому всегда смотрю поверх голов, а здесь нужно неотрывно смотреть в камеру».

Вертикальное видео заставило подстроиться всех. «В «Клевере» есть специфика: если ты подашься влево или вправо, тебя «отрежет», тебя перестанут видеть, поэтому нужно иметь тотальную концентрацию, — продолжает Веда. — На это очень живо реагируют зрители, потому что некомфортно смотреть на полведущего, пишут: «Камера сбилась! Правее! Зацентруй!»

Со стороны кажется, что вести «Клевер» просто: стоишь и читаешь вопросы. Но обязанности ведущего немного сложнее. Он читает с двух экранов, учитывает задержку в стриме, укладывается в короткие отрезки между вопросами, слушает, что режиссер говорит в наушник.

Популярность

Почему ведущих не узнают на улице (а также что случилось с Дмитрием Дюжевым)

Эти трудности заметны в выпусках с любым приглашенным ведущим. Пока у них получается не очень хорошо. Они не успевают просто задать вопрос, выходят из кадра и не укладываются в длину стандартного выпуска — например, «Клевер» с комиком Ильей Соболевым шел полчаса вместо обычных 15 минут.

Самый известный (и самый странный) выпуск викторины — с Дмитрием Дюжевым. Он непонятно шутил, часто потирал нос, широко открывал глаза, из-за чего все решили, что актер употреблял наркотики перед эфиром.

«На самом деле ничего такого не было, — вспоминает Ртищев. — Дмитрий Дюжев — наш хороший друг, мы с ним договорились на День космонавтики, рассчитывали на его самоиронию, чтобы провести игру в качестве Космоса. Но он не был знаком с игрой, с технологией, а нам не хватило времени как следует отрепетировать, погрузить его. Поэтому он немножечко, скажем так, плавал».

В будущем ведущих будет больше. В команде «Клевера» считают, что знаменитости захотят к ним прийти, когда поймут, что их шоу имеет аудиторию телевизионного канала, и у них появится возможность рассказать о своих проектах сотням тысяч людей. Пока на «Клевер» зовут друзей и знакомых: были певица Елка, певец Джиган, ведущие Дмитрий Хрусталев и Алла Михеева, а также «Бригада «У» в полном составе.

Артем Мовчан признается, что не чувствует себя знаменитостью, на которую каждый день смотрят полмиллиона человек. Возможно, потому что в кадре он всегда в очках, а в жизни никогда их не надевает. Когда говоришь с ним, постоянно ловишь себя на мысли, что это не тот человек, которого вчера видел в игре. О том же говорил и Скотт Роговски, лицо и главная звезда HQ Trivia. После викторины в его жизни произошли только два больших изменения: он везде летает на вертолете, а в его твиттере стало больше подписчиков.

Я не чувствую себя звездой. Когда я на съемке, в студии никого нет — есть сценарист, человек, который переключает суфлер, — и я стою не перед 500 тысячами человек, а перед двумя или вообще только перед камерой

«Никто меня нигде не узнает. Ребят узнают, а меня нет. Один раз сумасшедший человек, который фотографируется со всеми и приходил на съемки каждый день, подошел ко мне. Он — единственный, кто меня узнал. Я как Супермен. Вот все говорят: «Что у Супермена за странное прикрытие?! Надел очки, и никто не узнает». Но это так и работает.

Я считаю, лицо «Клевера» — это Наташа, потому что она на заставке в App Store. Но мне хочется думать, что мы — Змей Горыныч, у нас три головы, и люди любят нас всех. В комментариях иногда говорят об обратном (смеется). Я захожу в группу во «ВКонтакте», и когда там кто-то пишет: «Уберите этого очкастого!», я всегда ставлю лайк. Без обид — мне нравится, когда люди выражаются».

Психология

Почему мы обожаем тесты, викторины и «Что? Где? Когда?»

Люди любят викторины. Кто-то начинал с настольных игр, кто-то в детстве смотрел «Кто хочет стать миллионером?», кто-то еще раньше отвечал на вопросы на «Что? Где? Когда?».

«Продюсер «Кто хочет стать миллионером?» регулярно играет в «Клевер», вчера видел его в победителях, — рассказывает Ртищев. — Он хочет прийти и посмотреть, как устроена наша студия».

Это не только российский феномен. В послевоенной Америке люди угадывали радиовикторины, в Великобритании 1970-х появились барные викторины, в 2010-х издание Buzzfeed сделало себе имя на бесконечных тестах.

Возможно, есть несколько причин, почему мы любим отвечать на вопросы.

Викторина дает почувствовать себя умнее

Вы отвечаете на вопрос и видите, что прямо сейчас 15 тыс. человек покинули игру, а вы — нет. Что вы думаете? «Какая я умница!» Но когда ошибетесь, то, скорее всего, оправдаете себя. Такие мысли можно связать с фундаментальной ошибкой атрибуции, когда мы стараемся объяснить свои ошибки внешними обстоятельствами.

Шанс выиграть в викторине ничтожен, но мы все равно верим

Например, шанс победы в вечерней игре «Клевера» 2 июля был примерно 1 к 300. Но мы все равно уверены, что победим. «Я думаю, что стану тем самым победителем, одним, который выиграет все деньги в HQ Trivia, — признается Мовчан. — Не дохожу, проигрываю, а на следующий день думаю: «Блин, ну как же так?! Я же умный, я могу!» Возможно, дело в эффекте Даннинга — Крюгера, из-за которого люди, которые меньше знают, склонны завышать уровень своих способностей.

Мы хотим быть причастными

В «Клевер» и HQ Trivia нельзя сыграть когда угодно, если пропустили — уже не узнаете, что было в игре (не будете же вы смотреть запись на YouTube). «Важно, что это проходит в одно и тоже время, благодаря этому появляется коллективный момент, что вы собираетесь вместе, — поясняет Ларин. — Если была бы возможность поиграть в любое время, скорее всего, не было бы такого эффекта».

Мы хотим общаться

Люди отвечают на вопросы семьями, компаниями и целыми офисами. «У нас офис «Вечернего Урганта» играет — в час дня из всех кабинетов слышны звуки «Клевера», — рассказывает Ртищев. Итоги викторины и вопросы становятся поводом для разговоров. Например, первое, что сделал редактор «Афиши Daily» после победы в «Клевере» — позвонил подруге и похвастался, как выиграл целых семь рублей. А американские студенты признаются, что HQ Trivia помогает социализироваться.

Читеры

Удивительно, но есть люди, которые взламывают викторины

Кто-то играет ради интереса, а кто-то хочет выиграть обманом. Во «ВКонтакте» предлагают купить правильные ответы или вступить в чат, куда их скидывают каждый вечер, в HQ Trivia играют сразу с пяти смартфонов — чтобы повысить свои шансы.

Это не поможет выиграть игру, считают в команде «Клевера», но, возможно, даст пройти немного дальше. «На практике это сложно по времени: есть 10 секунд, пять — чтобы прочитать вопрос, еще три — чтобы ответить», — считает Ларин.

Найти в интернете правильные ответы невозможно. «Игра пишется за день: завтрашняя игра пишется только сегодня и находится на рабочем столе сценариста, — объясняет Мовчан. — Ее нет в сети, она есть у одного человека. Потом она переезжает в суфлер, это происходит за полчаса до игры, а ведущий узнает вопросы только на репетиции». Он сомневается, что кто-то из команды станет сливать вопросы в интернет, в том числе и приглашенные ведущие, которых подписчики просят прислать правильные ответы каждый раз.

Чтобы избежать конфликта интересов, никто из команды «Клевера» и «ВКонтакте» не может выиграть деньги в викторине. Для их друзей это ограничение, конечно, не действует.

Дальше всех пошли люди, которые взламывают викторину с помощью ботов. Автор блога AppleCrazyʼs Blog написал бота, который через компьютерное зрение читает вопросы, тут же гуглит их и сразу выбирает верный вариант. Чтобы защитить HQ Trivia от своего бота, он предлагает искажать текст вопроса — тогда бот не сможет его прочитать.

Это не единственный способ. Защититься от бота можно и с помощью лихо сложно написанного вопроса. «Мы подстраиваем вопросы таким образом, что компьютер не сможет понять формулировку, например, «Сын какого из этих артистов ведет на канале «Россия 1» передачу о здоровье?», — объясняет Ларин. — В вопросе нет ни одной вводной. Нужно загуглить каждого из них, узнать кто их сыновья, а ведь на это дается 10 секунд». Он предполагает, что бот с таким вопросом не справится, а вот у человека будет шанс, если дать ему хотя бы 30 секунд.

Но даже в «Клевере» подозревают, что есть игроки, которые отвечают через ботов. Таких выслеживают и блокируют. Чтобы их найти, «используется сложный алгоритм, проверяющий, что запрос пришел с мобильного приложения, а не чьего-то бота». Большего в «Клевере» рассказать не могут, «иначе алгоритм будет легче обойти».

Будущее

Почему оно за вертикальным видео

Викторины называют будущим телевидения. Их не просто смотрят — в них участвуют. Они происходят не в телевизоре и не в ноутбуке, а в смартфоне, который есть у каждого. Они держат внимание зрителя, которому легко передать рекламное сообщение. Они происходят в вертикальном формате.

Артем Мовчан не сомневается, что за вертикальным видео будущее. «Все привыкли, что все происходит на этом 5,5-дюймовом экране, все вертикальное, — говорит он. — Видеосервисы адаптируются, чтобы видео были вертикальными, звезды снимают клипы. Горизонтальные видео — это лэптоп, а компьютеры сейчас изживают себя, последние бойцы — ультрабуки. У человека все есть в кармане — все видео, трансляции, стримы — и все вертикальное».

Но ощущения от «Клевера» все равно странные каждый раз. Просто посмотрите на это со стороны. Вы собираетесь вокруг головы в экране, которая задает вам вопросы и дает шанс выиграть несколько сотен рублей. Легко представить, будто это сцена из какой-нибудь фантастической книги 1970-х годов.

Расскажите друзьям