Перед вечерней игрой в субботу ведущий Артем Мовчан стоит в темной студии на фоне зеленого экрана и по несколько раз зачитывает сообщения из чата, вероятно, чтобы разогреться: «Елец, Елец, Ханты-Мансийск». Репетиция «Клевера» начинается за час до игры. Шоу, которое вечером посмотрит 450 тыс. человек, записывают в небольшой комнате на территории бывшей промзоны на востоке Москвы. Вместе с Артемом работают еще четыре человека: один переключает суфлер, другие ставят заставки, выводят вопросы на экране и говорят, когда начинается эфир. Каждый раз это выглядит так торжественно, будто запускают не интернет-викторину, а ракету: всех просят выключить телефоны, а потом начинают отсчет от десяти до нуля.
Через 15 минут шоу заканчивается. Несколько тысяч человек выиграли примерно по 20 рублей. Съемки «Клевера» занимают две комнаты — во второй пишут сценарии, гримируют ведущих и просто отдыхают. После съемок ведущие и сценаристы быстро собираются, благодарят друг друга и расходятся по своим делам. Теперь вы знаете, как делают «Клевер».
Герои
От кого мы узнаем о «Клевере» все и прямо сейчас
Игра
Кто придумал викторины, в которые играют миллениалы
Интернет-викторина на деньги — новая большая идея в мире стартапов.
Она работает так: раз или два в сутки проходит короткая игра, ведущий на экране смартфона задает вопросы, зрители отвечают на них, кто ответил на все, делит большой денежный приз с другими победителями. В «Клевере» обычно выигрывают от 10 до 250 рублей. Если игра выдалась особенно сложной, победители получают около 3500 рублей, но были случаи, когда люди заканчивали игру с 18 тысячами на счету. В легендарной игре до последнего победителя один человек получил 100 тысяч рублей.
В августе прошлого года идею сформировали Рус Юсупов и Колин Кролл, создатели Vine, старого приложения с короткими видео.
Юсупов вместе с партнерами продал свой продукт Twitter за 30 миллионов долларов, а через два года ушел из компании. Он написал твит: «Не продавайте свою компанию!». А потом основал Intermedia Labs, студию по разработке экспериментальных приложений вроде странного стриминга Hype или видеоприложения Bounce. Но триумфом стала только интернет-викторина — HQ Trivia.
Прошел почти год, и в интернете появились около 50 разных викторин. Прямо сейчас интернет-викторина — такая же горячая идея, как купонаторы в 2010 году. Можете воспользоваться расписанием и попытаться заработать в каждой.
«Клевер»
Как его разрабатывали и почему это сложно
Российскую викторину придумали в январе во «ВКонтакте».
Разработчики бизнес-продуктов, которые раньше занимались приложением VK Admin, увидели в интернете видео, как сотрудники офисов играют в викторину целыми компаниями и радуются победе. Под впечатлением они изучили вопрос, сделали прототип и показали его «большой команде».
Для викторины нужны не только программисты, но и ведущие, режиссер, звукорежиссер и сценарист. Во «ВКонтакте» остановились на «Творческой лаборатории Ивана Урганта». «Личность Ивана, конечно, немаловажна, но еще у них был опыт ежедневного выхода в эфир, — говорит исполнительный продюсер «ВКонтакте» Василий Ларин. — Может, так не заметно, но это сложный алгоритм, и мало команд с опытом, которые могут выходить ежедневно и сами не вырабатываться». К лаборатории Урганта обратились еще до того, как придумали название «Клевер». На разработку ушло два месяца, и в марте прошла первая игра.
К тому моменту идею HQ Trivia, о которой пишут все технологические медиа, в России так никто и не скопировал. Во «ВКонтакте» считают, что сделать викторину непросто. «Когда полмиллиона человек играет онлайн и надо за несколько секунд обрабатывать огромное количество информации — мне кажется, не у всех есть такие мощности», — продолжает Ларин.
У соцсети уже год были инструменты для прямых трансляций, поэтому «Клевер» создавали не с нуля, а на готовой инфраструктуре. На любом стриме и у любой трансляции есть задержки. На телевизионной трансляции задержка может достигать 30 секунд, на Twitch-стриме видео меньше — 10 секунд. Для викторины это неприемлемо, ведь за 10 секунд человек должен прочитать вопрос и уже дать ответ. Разработчики HQ Trivia стараются сократить задержку до двух секунд и для этого они уменьшают качество видео.
Это не единственная техническая сложность. Викторину никогда не начинают вовремя — уведомления о начале игры всегда приходят в разное время: кому-то в 19.59, кому-то в 20.02. Поэтому первые пять минут ведущий рассказывает факты из серии «Что случилось в этот день», здоровается с чатом и смотрит, как онлайн растет на 100 тысяч человек в минуту. «Если мы в 20.02 уже начали игру, а человек опоздал, он скажет: «А почему я только что получил уведомление?», — говорит Мовчан.
Вопросы
Как придумывают вопросы для «Клевера», в 12 пунктах
В одной игре в «Клевере» вопрос об Иване Грозном может стоять после вопроса о «Чипе и Дейле». Чтобы так получалось, вопросы разбили по категориям: литература, архитектура, спорт, еда, напитки, кино, сериалы.
«Вопросы пишутся постоянно и скидываются в общую базу. Выпуск готовится за три-четыре часа, а дальше наш негласный лидер по вопросам — Артем Мовчан — говорит, годится этот вопрос или нет, сложный вопрос или нет», — рассказывает Денис Ртищев.
«Можно взять факт из «Википедии», но нужно найти еще три-четыре источника, которые его подтверждают, — говорит Мовчан. — Найти что-то интересное помогает случайная статья в «Википедии» и Wikipedia Challenge: когда тебе от слова «амеба» нужно дойти до слова «Илон Маск».
«Первый вопрос у нас, как правило, пословицы, поговорки, сказки, домашняя утварь. Дальше думаешь: «Так, есть вопрос про спорт, про кино, нужен про географию — и сидишь придумываешь, что может быть из географии», — рассказывает Артем.
«А иногда бывает, что сидишь в комнате и думаешь: «Ну, что у нас здесь есть? Лампочка. А кто первый изобрел лампочку? Ну, все знают. А кто ее первый использовал? То есть не пытаешься поднять первый факт с поверхности», — продолжает он.
Раньше вопросы в игре формулировались просто. Ответ на них буквально был на первой странице в Google. Теперь все усложнилось, появились «метавопросы» и «вопросы в вопросе».
«Мы стараемся, чтобы в одной игре были вопросы про советское кино, про которое могут не знать 14-летние, и про Фейса, про которого моя мама никогда в жизни не ответит. Она говорит: «Артем, зачем вы придумываете вопросы про современных артистов, я их не знаю, как я могу выиграть?».
«Есть синдром третьего-четвертого вопроса — на них многие вылетают. У нас играет 500 тысяч: если в начале не проиграет много людей, то до конца дойдет тысяча или две тысячи. Есть вопросы, которые мы придумываем, зная, что многие ошибутся. Как правило, это работает».
Есть вопросы с подвохом: они выглядят простыми, но из-за них выбывают сотни тысяч человек. Как из-за вопроса о песне «Прованс» певицы Елки. «В каком городе находится аэропорт, из которого вылетает Елка?» Из Борисполя в Киеве, — говорит Мовчан. — Но все ответили «из Парижа».
«Или знаменитые мыши. Мы не думали, что он окажется настолько жестким. Тем более, мы ставили его несколько раз — и каждый раз он оказывался жестким. Ну, надеемся, что людей научили, ведь мы несем и просветительскую функцию».
«Иногда делаем игры проще, иногда сложнее. На прошлой неделе днем было тысяча победителей, а вечером — 70. Бывает, пишем игру и думаем, что позволим победить. Людям хочется выиграть — даже если семь рублей. Все равно есть осознание, что ты это сделал, прошел 12 вопросов — это приятно».
«А иногда думаем, что нужно порадовать тех, кто дойдет до конца, чтобы они хотя бы по 500 рублей выиграли, и тогда вопросы становятся сложнее. Мы это контролируем и регулируем».
Ведущие
Как их выбрали и почему им сложно оставаться в кадре
Ведущие HQ Trivia и «Клевера» должны стать настоящими звездами — каждый день на них смотрят сотни тысяч людей.
Возможно, покажется странным, что в настолько популярное шоу не пригласили известных ведущих. «Их мы не рассматривали, потому что бывают проблемы с графиками, с запросами, — объясняет креативный продюсер «Клевера» Денис Ртищев. — Для ежедневной истории это очень проблематично».
Ведущие Натали Веда и Артем Хворостухин прошли несколько этапов кастинга. На первом этапе кандидатов просили зачитать текст и снять себя на телефон. Заявок было много, но ко второму этапу, когда кандидатов позвали на настоящий кастинг, их поубавилось. И Веда, и Хворостухин долго работали ведущими мероприятий и на телевидении. «Наташа из Ростова, она там ведет много мероприятий, большой человек в городе, — вспоминает Мовчан. — Она понравилась с первого видео — все поняли, это то, что нужно».
У третьего ведущего — Артема Мовчана — была «настоящая голливудская история».
Он работал за кадром, но во время генеральных прогонов, когда съемочная группа ждала опаздывающего кандидата, Артема попросили встать перед камерой и прочитать текст, чтобы что-то настроить. «Тестовые версии смотрела вся команда, и все единогласно сказали: «А давайте Артема возьмем ведущим?», — рассказывает Ртищев. Мовчан никогда не работал перед камерой, но считает, что отсутствие опыта пошло на пользу в «Клевере». Например, ему не пришлось привыкать к вертикальному формату видео, потому что для него он — «единственный нормальный формат». Остальным ведущим было сложнее.
Например, другой ведущий «Клевера», Артем Хворостухин, постоянно двигается в кадре и много жестикулирует. Когда смотришь выпуски с ним, думаешь, как сложно, наверное, так стараться на съемках каждый день. «Мы общались на кастинге, он такой живой, бодрый, — рассказывает Мовчан. — Думаю, ему это несложно делать». Сам Хворостухин признается, что на «Клевере» контролирует сам себя.
«Во всех телевизионных проектах операторы не могли меня поймать, потому что меня всегда колбасило: я очень эмоциональный, из стороны в сторону, мне нужно эмоционировать, показывать, чего-куда я иду и так далее. Здесь камера стоит на месте, плюс ко всему еще и вертикальный формат. В моем случае — тяжело.
Но я нашел лайфхак: держать руки вместе, перед собой, перекручивать их — главное, чтобы локти далеко не уходили за тело, чтобы всегда касались пояса. Мне периодически кричат: «Темыч, руки! Темыч, подбородок!» Я вскидываю подбородок вверх, и его видно. Это из-за того, что привык работать вживую, на огромное количество людей, поэтому всегда смотрю поверх голов, а здесь нужно неотрывно смотреть в камеру».
Вертикальное видео заставило подстроиться всех. «В «Клевере» есть специфика: если ты подашься влево или вправо, тебя «отрежет», тебя перестанут видеть, поэтому нужно иметь тотальную концентрацию, — продолжает Веда. — На это очень живо реагируют зрители, потому что некомфортно смотреть на полведущего, пишут: «Камера сбилась! Правее! Зацентруй!»
Со стороны кажется, что вести «Клевер» просто: стоишь и читаешь вопросы. Но обязанности ведущего немного сложнее. Он читает с двух экранов, учитывает задержку в стриме, укладывается в короткие отрезки между вопросами, слушает, что режиссер говорит в наушник.
Популярность
Почему ведущих не узнают на улице (а также что случилось с Дмитрием Дюжевым)
Эти трудности заметны в выпусках с любым приглашенным ведущим. Пока у них получается не очень хорошо. Они не успевают просто задать вопрос, выходят из кадра и не укладываются в длину стандартного выпуска — например, «Клевер» с комиком Ильей Соболевым шел полчаса вместо обычных 15 минут.
Самый известный (и самый странный) выпуск викторины — с Дмитрием Дюжевым. Он непонятно шутил, часто потирал нос, широко открывал глаза, из-за чего все решили, что актер употреблял наркотики перед эфиром.
«На самом деле ничего такого не было, — вспоминает Ртищев. — Дмитрий Дюжев — наш хороший друг, мы с ним договорились на День космонавтики, рассчитывали на его самоиронию, чтобы провести игру в качестве Космоса. Но он не был знаком с игрой, с технологией, а нам не хватило времени как следует отрепетировать, погрузить его. Поэтому он немножечко, скажем так, плавал».
В будущем ведущих будет больше. В команде «Клевера» считают, что знаменитости захотят к ним прийти, когда поймут, что их шоу имеет аудиторию телевизионного канала, и у них появится возможность рассказать о своих проектах сотням тысяч людей. Пока на «Клевер» зовут друзей и знакомых: были певица Елка, певец Джиган, ведущие Дмитрий Хрусталев и Алла Михеева, а также «Бригада «У» в полном составе.
Артем Мовчан признается, что не чувствует себя знаменитостью, на которую каждый день смотрят полмиллиона человек. Возможно, потому что в кадре он всегда в очках, а в жизни никогда их не надевает. Когда говоришь с ним, постоянно ловишь себя на мысли, что это не тот человек, которого вчера видел в игре. О том же говорил и Скотт Роговски, лицо и главная звезда HQ Trivia. После викторины в его жизни произошли только два больших изменения: он везде летает на вертолете, а в его твиттере стало больше подписчиков.
«Никто меня нигде не узнает. Ребят узнают, а меня нет. Один раз сумасшедший человек, который фотографируется со всеми и приходил на съемки каждый день, подошел ко мне. Он — единственный, кто меня узнал. Я как Супермен. Вот все говорят: «Что у Супермена за странное прикрытие?! Надел очки, и никто не узнает». Но это так и работает.
Я считаю, лицо «Клевера» — это Наташа, потому что она на заставке в App Store. Но мне хочется думать, что мы — Змей Горыныч, у нас три головы, и люди любят нас всех. В комментариях иногда говорят об обратном (смеется). Я захожу в группу во «ВКонтакте», и когда там кто-то пишет: «Уберите этого очкастого!», я всегда ставлю лайк. Без обид — мне нравится, когда люди выражаются».
Психология
Почему мы обожаем тесты, викторины и «Что? Где? Когда?»
Люди любят викторины. Кто-то начинал с настольных игр, кто-то в детстве смотрел «Кто хочет стать миллионером?», кто-то еще раньше отвечал на вопросы на «Что? Где? Когда?».
«Продюсер «Кто хочет стать миллионером?» регулярно играет в «Клевер», вчера видел его в победителях, — рассказывает Ртищев. — Он хочет прийти и посмотреть, как устроена наша студия».
Это не только российский феномен. В послевоенной Америке люди угадывали радиовикторины, в Великобритании 1970-х появились барные викторины, в 2010-х издание Buzzfeed сделало себе имя на бесконечных тестах.
Возможно, есть несколько причин, почему мы любим отвечать на вопросы.
Вы отвечаете на вопрос и видите, что прямо сейчас 15 тыс. человек покинули игру, а вы — нет. Что вы думаете? «Какая я умница!» Но когда ошибетесь, то, скорее всего, оправдаете себя. Такие мысли можно связать с фундаментальной ошибкой атрибуции, когда мы стараемся объяснить свои ошибки внешними обстоятельствами.
Например, шанс победы в вечерней игре «Клевера» 2 июля был примерно 1 к 300. Но мы все равно уверены, что победим. «Я думаю, что стану тем самым победителем, одним, который выиграет все деньги в HQ Trivia, — признается Мовчан. — Не дохожу, проигрываю, а на следующий день думаю: «Блин, ну как же так?! Я же умный, я могу!» Возможно, дело в эффекте Даннинга — Крюгера, из-за которого люди, которые меньше знают, склонны завышать уровень своих способностей.
В «Клевер» и HQ Trivia нельзя сыграть когда угодно, если пропустили — уже не узнаете, что было в игре (не будете же вы смотреть запись на YouTube). «Важно, что это проходит в одно и тоже время, благодаря этому появляется коллективный момент, что вы собираетесь вместе, — поясняет Ларин. — Если была бы возможность поиграть в любое время, скорее всего, не было бы такого эффекта».
Люди отвечают на вопросы семьями, компаниями и целыми офисами. «У нас офис «Вечернего Урганта» играет — в час дня из всех кабинетов слышны звуки «Клевера», — рассказывает Ртищев. Итоги викторины и вопросы становятся поводом для разговоров. Например, первое, что сделал редактор «Афиши Daily» после победы в «Клевере» — позвонил подруге и похвастался, как выиграл целых семь рублей. А американские студенты признаются, что HQ Trivia помогает социализироваться.
Читеры
Удивительно, но есть люди, которые взламывают викторины
Кто-то играет ради интереса, а кто-то хочет выиграть обманом. Во «ВКонтакте» предлагают купить правильные ответы или вступить в чат, куда их скидывают каждый вечер, в HQ Trivia играют сразу с пяти смартфонов — чтобы повысить свои шансы.
Это не поможет выиграть игру, считают в команде «Клевера», но, возможно, даст пройти немного дальше. «На практике это сложно по времени: есть 10 секунд, пять — чтобы прочитать вопрос, еще три — чтобы ответить», — считает Ларин.
Найти в интернете правильные ответы невозможно. «Игра пишется за день: завтрашняя игра пишется только сегодня и находится на рабочем столе сценариста, — объясняет Мовчан. — Ее нет в сети, она есть у одного человека. Потом она переезжает в суфлер, это происходит за полчаса до игры, а ведущий узнает вопросы только на репетиции». Он сомневается, что кто-то из команды станет сливать вопросы в интернет, в том числе и приглашенные ведущие, которых подписчики просят прислать правильные ответы каждый раз.
Чтобы избежать конфликта интересов, никто из команды «Клевера» и «ВКонтакте» не может выиграть деньги в викторине. Для их друзей это ограничение, конечно, не действует.
Дальше всех пошли люди, которые взламывают викторину с помощью ботов. Автор блога AppleCrazyʼs Blog написал бота, который через компьютерное зрение читает вопросы, тут же гуглит их и сразу выбирает верный вариант. Чтобы защитить HQ Trivia от своего бота, он предлагает искажать текст вопроса — тогда бот не сможет его прочитать.
Это не единственный способ. Защититься от бота можно и с помощью лихо сложно написанного вопроса. «Мы подстраиваем вопросы таким образом, что компьютер не сможет понять формулировку, например, «Сын какого из этих артистов ведет на канале «Россия 1» передачу о здоровье?», — объясняет Ларин. — В вопросе нет ни одной вводной. Нужно загуглить каждого из них, узнать кто их сыновья, а ведь на это дается 10 секунд». Он предполагает, что бот с таким вопросом не справится, а вот у человека будет шанс, если дать ему хотя бы 30 секунд.
Но даже в «Клевере» подозревают, что есть игроки, которые отвечают через ботов. Таких выслеживают и блокируют. Чтобы их найти, «используется сложный алгоритм, проверяющий, что запрос пришел с мобильного приложения, а не чьего-то бота». Большего в «Клевере» рассказать не могут, «иначе алгоритм будет легче обойти».
Будущее
Почему оно за вертикальным видео
Викторины называют будущим телевидения. Их не просто смотрят — в них участвуют. Они происходят не в телевизоре и не в ноутбуке, а в смартфоне, который есть у каждого. Они держат внимание зрителя, которому легко передать рекламное сообщение. Они происходят в вертикальном формате.
Артем Мовчан не сомневается, что за вертикальным видео будущее. «Все привыкли, что все происходит на этом 5,5-дюймовом экране, все вертикальное, — говорит он. — Видеосервисы адаптируются, чтобы видео были вертикальными, звезды снимают клипы. Горизонтальные видео — это лэптоп, а компьютеры сейчас изживают себя, последние бойцы — ультрабуки. У человека все есть в кармане — все видео, трансляции, стримы — и все вертикальное».
Но ощущения от «Клевера» все равно странные каждый раз. Просто посмотрите на это со стороны. Вы собираетесь вокруг головы в экране, которая задает вам вопросы и дает шанс выиграть несколько сотен рублей. Легко представить, будто это сцена из какой-нибудь фантастической книги 1970-х годов.