О главных проблемах дизайнерского образования в России
Смирнов: «Одна из главных проблем промдизайн-образования — отрыв от практики. Это подтверждает то, что в местах, где такой разрыв ликвидируют, ощущается резкий качественный прогресс в образовании».
Лепешкин: «Дизайн — в максимальной степени прикладная специальность. Чтобы стать профессионалом, студент должен набирать опыт реальной деятельности, потому что на работу его будут принимать не по диплому, а на основе портфолио, которое должно сформироваться к концу обучения.
К сожалению, пока еще вузам редко удается наладить взаимодействие с внешними компаниями, чтобы, с одной стороны, эксперты из отрасли приходили и транслировали знания и опыт студентам, направляли их при реализации проектов; с другой — чтобы ребята могли практиковаться на реальных задачах и сразу понимать ограничения, которые существуют при разработке решений. Ведь чисто образовательный проект может быть «сферическим конем в вакууме», а реальный продукт нацелен непосредственно на рынок.
Также российскому дизайнерскому образованию крайне необходимо поддерживать контакт с мировыми университетами. Было бы очень интересно делать совместные проекты со студентами из разных стран, чтобы ребята могли поработать вместе и взаимообогатиться как с культурной, так и профессиональной точки зрения».
Пьяных: «Проблемы дизайнерского образования в России напрямую растут из проблем индустрии дизайна в этой стране в целом. И эта проблема, на мой взгляд, в том, что российский рынок в целом придает меньшее значение дизайну, чем западный, и в некоторых частях индустрии это проявляется особенно заметно.
Возьмем близкий для меня рынок дизайна продукта, или продуктового дизайна (Product Design). О каком вообще признании может идти речь, если в русском языке нет даже устоявшегося термина для определения этого рода деятельности? В лучшем случае дисциплину пытаются упаковать в значительно более ограничивающее понятие «промышленный дизайн». Вот и получается, что профессионалы, способные обеспечить полный цикл разработки продукта, ценятся на российском рынке по большому счету только умением проектировать корпуса.
И это проблема, свойственная не только продуктовому дизайну. Фиксация рынка на технических навыках свойственна и дизайну визуальных коммуникаций, и индустрии моды, и архитектуре. От этого и страдают российские дизайн-вузы, которые вынуждены работать в контексте российской дизайн-индустрии».
О самых важных изменениях в сфере дизайнерского образования за последние годы
Смирнов: «Этот вопрос связан с первым. Я считаю достижением последних лет то, что многие кафедры самым серьезным образом начали работать с реальными производителями на постоянной основе, поменяли программу образования и повысили качество специалистов, которые выходят из этих кафедр. Отмечу, что это не везде произошло, но тенденция наметилась».
Пьяных: «Пожалуй, самое важное — то, что начало происходить обоюдное просвещение заказчика и исполнителя. Появились новые образовательные программы, посвященные предпринимательству в креативной среде, которые учат дизайнеров разговаривать на языке бизнеса».
Лепешкин: В последние годы наметилась тенденция на решение описанных выше проблем — как со стороны вузов, так и со стороны компаний, которые по примеру зарубежных коллег начинают работать со студентами не в логике «стажировка — работа», а в логике «проект — стажировка — работа». Прекрасным примером может служить «АвтоВАЗ», чье дизайнерское подразделение ежегодно реализует проекты с университетами.
Также появляется много выставок и конференций по дизайну, создаются единые площадки для обсуждения и демонстрации дизайнерских проектов (Московская биеннале дизайна, форум Pushka, Дни промышленного дизайна), где студенты могут участвовать и проявлять себя еще во время обучения в университете.
Еще важен наметившийся вектор на разработку концептуальных проектов, которые ориентированы не на существующий рынок, а на создание образа будущего. Этот запрос, все чаще исходящий от самих компаний, идеально сочетается со стремлением молодых ребят заглянуть в будущее, которое будет построено вокруг передовых технологий».
О том, как дизайнерам-выпускникам найти работу
Лепешкин: «Студентам-дизайнерам сейчас проще найти работу, потому что дизайн на рынке крайне востребован. С ростом потребительской культуры хороший дизайн стал критерием успеха продукта, и компании уже не могут это не учитывать. Поэтому все больше компаний либо организуют у себя дизайнерские подразделения, либо заказывают разработку в сторонних дизайн-студиях. Так что количество рабочих мест по специальности для выпускников-дизайнеров явно увеличилось.
В то же время ребята, которые получают высшее образование по дизайнерской специальности — вне зависимости от ее профиля, — обладают комплексными знаниями и в обязательном порядке учатся методу проектирования. Поэтому они могут участвовать в реализации огромного спектра проектов и, как следствие, могут быть востребованы совершенно в различных компаниях и организациях».
Пьяных: «В плане трудоустройства наши выпускники, как правило, выбирают один из трех путей: устроится на позицию дизайнера в штат компании, на дизайне не специализирующийся, устроиться в дизайнерскую студию или основать собственную компанию.
Первый вариант больше всего страдает от проблем, которые я уже описал. Компании в России не всегда знают, для чего нужен дизайнер и нужен ли он им в принципе. Это несколько ограничивает количество доступных на рынке предложений. За границей предложений больше, но с работой за рубежом для российских выпускников очевидно есть отдельные сложности.
В дизайнерских студиях спрос на навыки наших студентов гораздо выше — но их самих в России не так много. Это побуждает выпускников основывать собственные дизайн-студии. Но дизайн в личной студии, как правило, уходит на второй план, а на первый выходят навыки предпринимательства.
Но рассчитывать, что все выпускники устроятся в дизайн-студии или создадут таковые, неразумно. Дизайнеры должны интегрироваться в том числе и в непрофильные компании. А для этого нужно просвещать и образовывать не только молодых профессионалов, но и их потенциальных заказчиков. Объяснять, кто такие дизайнеры и чем они занимаются, нужно не только будущим дизайнерам, но и людям, которым с ними придется взаимодействовать».