«Нам нравится название нашей выставки, в нем рифмуется очень много концепций. Эффект наблюдателя — это понятие из физики, которое означает, что зритель самим фактом своего присутствия влияет на систему, на которую он смотрит. С одной стороны, до того как он посмотрит на систему, он не может знать, в каком состоянии она находится. Но после того, как на нее посмотрит, автоматически влияет на нее. Реальность меняется в зависимости от того, наблюдаем мы ее или нет.
Мы можем только догадываться о том, какая Япония на самом деле, и узнать о ней мы попробовали через художников, ее наблюдателей. Но в самой Японии есть представление о динамичной вселенной, которая ежесекундно меняется под нашим взглядом.
Все художники нашего проекта работают с тонкими вещами, невидимыми глазу: кто-то размышляет о силе натяжения, кто-то о радиации и волнах. В нашей выставке есть отсылки к невидимым силам вселенной вокруг нас. Чтобы их увидеть, нужно дать им материальное воплощение».
Сойтиро Михара «Голос пустоты»
«В японской традиции принято считать, что колокольчик реагирует на присутствие духов. Он здесь тонкий и почти невидимый — реагирует на присутствие фонового излучения. Объект работает следующим образом: каждый раз, когда значение излучения превышает критический уровень, колокольчик приходит в движение. Это воплощение такого известного явления, как радиоактивный ветер. Если верить художнику, в других выставочных пространствах колокольчик звенел примерно раз в четыре секунды — а у нас он это делает чуть чаще».
Май Ямасита и Наото Кобаяси «1000 волн»
«Эта работа — попытка посчитать тысячу волн, сидя на берегу Балтийского моря. И это интересная попытка пересчитать Вселенную: она непрерывна по определению, но художники пытаются придать ей дискретные значения — попытка совершенно абсурдная, но в то же время смелая».
Аки Сасамото «Тест на растяжение корзины для мусора»
«Именитая перфомансистка в своих работах обычно исследует различные материалы. В этом случае она вдохновлялась машиной, которая тестировала различные материалы на прочность. Здесь мы видим кусок голубого пластика, который через минуту станет совершенно прозрачным».
Аки Сасамото «Тест на гибкость сталь/латунь»
«Изменение такое медленное, что кажется, будто ничего не происходит. Но на самом деле прутья растягиваются и в самый неожиданный момент начинают рваться.
Здесь Аки исследует метафору предельной точки — человеческого состояния, о котором можно размышлять, прибегая к английским терминам. Слово stress в английском языке, как и в работе художницы, одновременно означает и напряжение материала, и стресс человеческий».
ShimuraBros. «Рентгеновский фильм книги художника Олафура Элиассона «Твой дом»
«Эти двое художников — брат и сестра. Они работают в студии Олафура Элиассона.
Эта работа — документация книги Олафура под названием «Твой дом». Сама книга представляет собой серию пустот, форма которых — дом и его планировка. Книга сложно устроена: ее нельзя открыть на случайном месте, нужно смотреть в строгом порядке — пролистывать страницу за страницей и следить, как этот дом меняется.
Олафур поставил команде задачу придумать способ креативной документации книги. Этот дуэт и раньше работал с рентгеном, и они подумали, что здесь тоже интересно попробовать его применить. Эта работа по сути своей представляет собой точно такую же документацию пустоты, как и другие работы нашего проекта, поскольку книга состоит из прорезей. Рентген снимает полости с разного ракурса — спереди, сверху, сбоку».
Ясуаки Ониси «Вертикальный объем. Соль»
«Вариация работы «Вертикальный объем» специально подготовлена для нашего пространства и оттого называется «Соль». В своих работах Ясуаки дает материализацию пустоты, много экспериментирует со временем и представлением негативного пространства. А еще он часто работает с черным клеем: можно вспомнить его известную работу с парящим под потолком листом пластика.
Процесс создания «Соли» интересен: Ясуаки собирает вместе коробки определенной формы, потом покрывает их пластиком, фиксирует лист клеем и ждет. Затем убирает пустые коробки и ставит их в новое место. Такая работа — некая фиксация пустоты, которая требует бережного подхода.
Когда Ониси был у нас, он рассказывал о своих ранних работах, которые делал, обучаясь на скульптора — Ясуаки покрывал различные предметы слоем черного клея, — и показал нам совершенно узнаваемый объект: крошечную оболочку от цветка брокколи. Когда мы спросили его: «Как же ты достал оттуда брокколи?» — он ответил очень просто: «Время».
Дзюнити Ямаока «Куб-трансформер»
«Это молодой и дерзкий японский художник, который работает с программированием и разными медиа. Здесь мы видим физическое воплощение разных компьютерных моделей. Этот куб с определенной периодичностью и показывает нам растяжение фигуры — рифмуясь с работой Сасамото, которая использовала растяжение и искала точку предела, за которой все рвется. А здесь мы видим переход куба из одного замоделированного состояния в другое.
Самое интересное — это как раз сам переход. Морфирование куба показывает нам разницу между дискретным и непрерывным. Нам кажется, что здесь запрограммирован какой-то ряд моделей, но переход между ними абсолютно реален и физически воплощен — тем самым помещая подготовленную модель в реальность».
Акихико Танигути «Объекты слишком много думают»
«Это серия скульптур — объект под серией A. В нашем случае вполне реальный вентилятор раздувает в виртуальном мире салфетку. Акихико исследует взаимодействие объектов из двух миров — реального и цифрового. Одна из скульптур этой серии предполагала, что на айпэд льется вода и благодаря воде в текстовом редакторе появляются случайные надписи. Возвращаясь к нашей первоначальной идее, можно сказать, что работы Акихико дают материальную форму виртуальному миру».