Варя Калькаева, 8 лет
«Я нарисовала человека, его зовут Выкруташка. Голова у него красная, но это ничего не значит — я просто выбрала такой цвет. У Выкруташки две руки и две ноги, он раскачивается. Думаю, существуй он в настоящем мире, мы бы дружили и играли. А вообще рисовать мне очень нравится — даже так высоко было совсем не страшно. Но я не только рисую существ, которых не существует в природе. Иногда я их леплю из пластилина».
Лев Бородулин, 7 лет
«Мой рисунок — там, где самолет, видите? Тут монстр убивает людей, а вокруг много монстров, а еще Оно на мотоцикле — Оно приехало из канализации. Все друг друга убивают и даже сжирают акулу. Я вообще рисовал все, что в голову приходило: этот монстр, например, хотел убить человека, но нож попал в его собственный живот случайно. А этот нечаянно поскользнулся и сломал себе ногу. Человек с крыльями — это не человек: он мутант, у него много зубов и один глаз, и руки маленькие. Это тоже мутант — за ним два робота, они его охраняют. А вот пират: он сначала на самолете полетел в Бразилию. Он на самом деле очень старенький, нечаянно упал в озеро и утонул, так что сделал себе еще одно сердце. У него тоже произошла мутация: одна нога большая, а другая — маленькая. Над ним витает охрана, и если он делает что-то не так, то они его убивают, так что каждый день начинается для него заново — как в дне сурка, чтобы он мог все исправить. А еще вокруг него летает сапог, потому что он нечаянно приклеил его себе на плечо».
Маша Морозова, 8 лет
«Супермовачка напоминает жвачку: она такого же цвета, как бывает обычно томатная жвачка. На глазах у нее маска, потому что она супергерой и всех спасает. Ее сила в этой руке: руку она может на всю Москву протянуть, но ноги у нее тоже растягиваются, и даже грудь. А на фоне длиннющая желто-зеленая змейка вылезает из всех дырок. Они с Супермовачкой знакомы, потому что соседи».
Мила Баюшева, 10 лет
«Послезавтра мне будет 11. Я очень люблю рисовать, на самом деле. Что я нарисовала здесь, я, если честно, заранее не продумала. Просто выбрала нужные цвета: чтобы получить цвет кожи, взяла розовый, желтый и белый. Потом я решила нарисовать губы. Я знала, что рот должен быть широким: человек делает вид, что счастлив, и пытается широко улыбаться, но по его глазам видно, что он не может найти себя. Он в депрессии, на самом деле ему грустно. У него нет шеи — ноги растут прямо от головы, но ему и не нужно [туловище]: он танцор, который танцует ногами. А улыбается он, в каком-то смысле, чтобы играть. Одна нога у него накрашена, а на другую он надел отрубленную голову орла — потому что у него была только одна красная туфля, а голова орла тоже красная, и он подумал, что голова тоже может подойти. Все думают, что у него некрасивые губы и серьги, а он на самом деле старается быть модным. В его глазах есть красный и желтый, а не только голубой: совсем как в огне на газовой плите. Вообще он находится в тропиках, вот почему рядом с ним змея. Но со змеей у него грустные отношения: он считает, что готовить надо на костре, а змея — что на плите, и вот почему они с танцором ссорятся часто. Танцор принципиален и не хочет ее слушать. Ей это тоже неприятно, и она обижается, посидит на далекой ветке и возвращается: ей просто некуда идти, у нее нет своего места».
Савва Григорьев, 8 лет
«Я нарисовал монстра из треугольников: у него есть ноги, тело и три головы, а в середине огромная шея. Череп и кости — это украшения. Он и добрый, и злой, я нарисовал его своими любимыми цветами. Что он любит делать, если честно, совсем не знаю.
Современное искусство — это картины и объекты. Даже не знаю, как бы это лучше объяснить, — оно как будто немного усовершенствованное и похоже на то, что мы с другими ребятами нарисовали. Искусство мне нравится, но я больше люблю читать, а вообще хочу стать программистом».
«Как художника меня в последнее время волнует процесс развития художественной линии в живописи и рисунке. Гениальность в закорючках уже вошла в историю как метод высказывания многих художников, и мне кажется, что абстрактное примитивное искусство — самое сложное направление из ныне существующих. Уже есть Жан-Мишель Баския, которым вдохновляются многие современные живописцы; Сай Твомбли, подталкивающий к смелости простоты; Жан Дюбюффе, радующий веселым примитивом, и многие другие, из которых состоит мой мудборд к этой выставке.
Идея отдать на растерзание детям серьезные музейные стены пришла ко мне, пока я наблюдала за своими детьми и молодыми художниками, которые начали работать с этим детским бессознательным. Случайным образом сейчас параллельно в «Арт 4» выставляются художники КошКош и Данила Поляков, которые, как никто, близки к теме детского рисунка.
Я довольна результатом — тем, что получилась простая и ясная тотальная инсталляция, которая выросла из моего общения с совершенно разными детьми. Они мыслят свободно, примерно так же, как и я, — их я искала повсюду и, кажется, нашла, а теперь продолжаю с некоторыми из них дружить».