Около лестницы, ведущей на второй этаж торгового дома «Библио-глобус», толпятся люди. Кто-то пришел за книгами, но большинство — ради встречи с Натальей Поклонской. Наверх ни тех ни других не пропустят. Но последним все-таки повезло больше: они могут посмотреть на депутата на одном из экранов, установленных на минус первом этаже.
«Прокурор-тян», «крымский ангел» и просто «няша» — так 34-летнюю Поклонскую называли в марте 2014 года, после ее первой пресс-конференции в должности Генерального прокурора Крыма. Тогда ей пророчили либо быстрое забвение, либо громкие уголовные дела.
За почти четыре года бывшая прокурор успела переехать в Москву, стать депутатом нового созыва Государственной думы и проявить себя как, пожалуй, самая верная поклонница Николая II. Именно она сообщила о том, что бюст императора в Крыму замироточил. А ее борьба за запрет фильма «Матильда» об отношениях Николая II и балерины привела в кино не одну сотню зрителей. Сегодня депутат презентует свою первую книгу «Преданность вере и Отечеству» — о прокурорской службе в Крыму.
«Я не знала, с чего начинать. Я же не писатель, — отвечает она на вопрос не представившегося мужчины. — Я знаю, как сшивать материалы уголовного дела. Я знаю, с чего начинать уголовное дело — с постановления о возбуждении. Я знаю, как работает прокурорская система. А книгу — ну откуда? С какой стороны-то к ней подходить? Ко мне пришли сотрудники из издательства и предложили. Я говорю: «С удовольствием. Только покажите, как это делается».
«Преданность вере и Отечеству» Поклонская написала вместе с коллегами по крымской прокуратуре. В книге две части: в первой рассказано о работе прокуратуры Крыма до референдума, в ней же собраны все интервью, которые «олицетворение Крымской весны» — так Поклонскую называет генеральный директор издательства «Книжный мир» Дмитрий Лобанов — дала в 2014 году. Во второй — обвинительная речь по первому уголовному делу в России, по которому был осужден активист Майдана за причинение вреда сотрудникам «Беркута». Все это разбавлено фотографиями, в том числе личными снимками Поклонской и ее коллег.
Есть в книге и интервью, которое бывшая прокурор дала корреспонденту журнала «Русский репортер» Марине Ахмедовой. О том, что текст войдет в книгу Поклонской, не знали ни Ахмедова, ни ее коллеги. «Юрист Поклонская оказалась выше того, чтобы спросить у авторов и издательств разрешения. По крайней мере у меня его никто не спрашивал. У редакции — тоже. А издательство «Книжный мир», опубликовавшее эту книжку, тоже, видимо, не посчитало нужным сообщить опытному юристу Поклонской, что брать чужие тексты без спроса нельзя. Текст этот мне и сто лет не нужен. Но вопрос — хочу ли я присутствовать в книге с прекрасным названием «Преданность вере и отечеству?» А я не хочу», — написала на своей странице в фейсбуке журналистка.
Вопрос о нарушении авторских прав возник и у журналистки Russia Today, которая присутствовала на презентации (из видеозаписи этот момент вырезали). Но несмотря на слова о готовности «ко всему» и «к хорошим, и не очень хорошим» вопросам, Поклонская так и не ответила на претензию по существу, только исковеркала фамилию журналистки «Русского репортера» до Ахматовой.
Представитель «Книжного мира» Дмитрий Лобанов объяснил, что нарушения здесь нет: якобы текст используется в образовательных целях, а значит, по закону его можно публиковать без разрешения редакции журнала и Ахмедовой. При этом стоимость одного экземпляра книги в «Библио-глобусе» — 569 рублей (в интернет-магазине ее можно купить за 489 рублей). «Покупая эту книгу, каждый должен понимать, что он эти свои 300, 400, 500 рублей тратит на благотворительность», — продолжает Лобанов. «Я отказываюсь от своего гонорара. Мне ничего не надо. Весь гонорар идет на благотворительные цели. Детям на обучение и детям, которые находятся в приюте», — вторит ему Поклонская.
На благотворительность хочет отправить вырученные средства и Ахмедова: «Выход из сложившейся ситуации я вижу один — доходы с книги должны быть направлены в детский хоспис «Дом с маяком». Уже сейчас сумма, равная той, что была потрачена на издание и пиар этого книжного труда, должна уйти на счет хосписа. Доказательство платежа должно быть предъявлено общественности и мне, в частности. Для издательства это единственный способ спасти свою репутацию». Ее поддерживает главный редактор журнала Виталий Лейбин: «У них есть шанс урегулировать конфликт, перечислив деньги, хоть как-то сопоставимые с затратами на издание книженции, в одну из заведомо добросовестных благотворительных организаций. Если этого не будет, мы будем исходить из того, что наши права нарушены».
Впрочем, присутствующих не особо интересует вопрос об авторском праве, равно как и сама книга. Большинством слушателей двигают патерналистские инстинкты — к Поклонской они пришли «на поклон».
«Хочу, чтобы вы стали главой города Клина, там одна коррупция, люди не могут жить», — причитает мужчина.
«Поддержите, если мы вас возьмем в попечительский совет (по туристическому проекту по восстановлению фресок Феофана Грека), — спрашивает другой. — Письмо лежит и подарки от шести лауреатов Государственной премии вам». Поклонская просит быть «с подарками очень осторожно», но улыбается и говорит помощникам назначить мужчине личную встречу.
«Вы человек с совершенно героическим прошлым профессиональным», — обращается к депутату юрист и литератор.
«Многие смотрят на вас как на самого решительного, принципиального, бескомпромиссного, смелого человека. […] Лично я вас вижу или генеральным прокурором России или президентом нашей родины!» — торжественно под общие аплодисменты произносит пожилой мужчина.
Благодарят Поклонскую за «четкую и внятную гражданскую позицию и восхитительную бескомпромиссность», за «работу с депутатскими запросами», «за то, что вы делаете. Вы делаете действительно многое», попутно просясь на прием и жалуясь на местные власти.
«Думаю, выражу общее мнение, скажу вам, что вы человек совершенно мужественный, — говорит женщина с платком на голове. Особенно она хочет поддержать депутата в ее «даже не борьбе, а в желании защитить нашу историю от недобросовестных историков. «Я имею в виду «Матильду», конечно. Но «Матильдой» все не ограничивается. Просто мы занимаемся историческим кино екатерининского времени, Екатерина и Потемкин. Это напрямую связано с присоединением Крыма. Мне уже много лет, но я не знала, что Крым был раньше наш». Заметив удивление толпы, женщина спешно продолжает: «Нет, нет, нет. Он был наш всегда. То есть с 1784 года (на самом деле Крым стал частью Российской империи в 1783 году. — Прим. ред.) был наш, вы понимаете. А люди об этом не знают. А мы с Вячеславом Сергеевичем Лопатиным написали сценарий. Вы могли бы мне помочь? Я тоже хотела бы встретиться с вами». Поклонская соглашается на встречу, добавляя, что «Крым есть, был и будет наш».
Презентация заканчивается, и люди спешат, если не прикоснуться к телу «самого счастливого прокурора», как сама себя называет Поклонская, то хотя бы получить ее автограф.
У лестницы, ведущей на второй этаж, снова собирается толпа. Мужчина с белым свертком в руках пытается пройти сквозь людей: «Пропустите с иконой! Пропустите с иконой!»
Охранник не выдерживает и отвечает: «Нельзя использовать икону в корыстных целях».
Мужчина тушуется: «Да я так» — и при первой возможности вбегает вверх по лестнице, к Поклонской.