«Проект необычных погодных явлений» Тома Луца
Трогательный музыкальный перформанс по метеорологической книге
Большие белые шары, заполняющий пространство пар, метеорологические показания на огромном экране и четверо музыкантов во фраках — главные герои спектакля швейцарского режиссера Томаса Луца. Музыканты задают тон, объектам задается алгоритм существования, и постепенно они уже начинают справляться сами, становясь самостоятельной стихией. В основе идеи — книга американского физика Уильяма Р. Корлисса «Руководство по необычным природным явлениям».
«Красная Шапочка» Жоржа Апергиса
Экспериментальный музыкальный спектакль для всей семьи
По мотивам сказки Шарля Перро современный французский композитор Жорж Апергис сочинил изобретательную партитуру, в которой музыканты не только играют на инструментах, но и перемещаются по сцене, декламируют и пропевают в разных техниках текст. Вместе с ансамблем «Студия новой музыки» спектакль поставил режиссер Алексей Смирнов. Получился редкий образец обаятельного экспериментального спектакля для взрослых и детей.
«Martin Luther Propagandapiece» Бориса Никитина
Спектакль-лекция о границах человеческой свободы
Спектакль Бориса Никитина — немецкого художника с русским именем — выглядит точь-в-точь как лекция. Притом не научно-популярная, а именно богословская лекция, содержание которой опирается на учение Мартина Лютера. Речь идет о моменте принятия решения, в котором человек всякий раз действует в соответствии с личными представлениями о свободе. И дальше — о границах этой свободы, поиски которой могут не довести до добра. Роль проповедника исполняет артист Мальте Шольц, в спектакле принимает участие хор.
«Наизусть» Тьягу Родригиша
10 незнакомцев выучивают стихотворение Пастернака
Португальский актер и драматург Тьягу Родригиш вместе с 10 незнакомцами, сидящими по кругу, не торопясь и с большими отступлениями выучивают одно стихотворение Бориса Пастернака наизусть. Вся суть как раз в отступлениях, наполняющих смыслом не только каждую строку, но и сам акт коллективного запоминания чего бы то ни было.
«Oil» Кирилла Вытоптова
История нефти как история театра
Герои футуристической пьесы британского драматурга Эллы Хиксон — члены одной семьи, на примере жизни которых рассказывается история нефти. Кроме того, каждый акт написан как подражание той или иной театральной эстетике — от Чехова и ОʼНила до Брехта и Беккета. Премьеру в Театре труда репетирует режиссер Кирилл Вытоптов, уже поставивший на этой сцене главный хит по советской производственной драме «Большая руда».
«Великий укротитель» Димитриса Папаиоанну
Очень красивый сюрреалистический иллюзион про человека и мир
Греческий режиссер и маэстро театра телесности Димитрис Папаиоанну в своем новом спектакле показывает «вселенную глазами ребенка» (по выражению итальянской критики). Человек на сцене — это сразу все человечество. А мир — все остальное: земля, растения, всякая причудливая фауна, планета и космос. Обнаженный артист в центре внимания и есть этот несколько растерянный человек. Всего в спектакле занято десять исполнителей, нет слов и нет практически никаких звуков.
«Театр. На вынос» Алексея Ершова (Петербург)
Уличный спектакль про случайного прохожего
Алексея Ершова не взяли в ГИТИС, выгнали из РГИСИ, но вода камень точит, и теперь он автор независимого театрального проекта «Театр. На вынос». Суть проста: режиссер в случайном порядке выхватывает из городской среды одного человека, будь то успешный предприниматель или бездомный, и сочиняет про него спектакль прямо на улице. Каждый следующий спектакль — новый человек, новая история.
«Неприкасаемые» Михаила Патласова (Петербург)
Документальный спектакль про бездомных
Режиссер Михаил Патласов — один из наиболее интересных документалистов на территории современного театра. В его «Неприкасаемых» принимают участие бездомные, чьи истории разрушают сложившиеся стереотипы о конкретной социальной проблеме.
«Некоторое количество разговоров» Владимира Волкова и Алины Михайловой (Петербург)
Серия экспериментальных музыкальных дуэтов
Контрабасист Владимир Волков и перформер Алина Михайлова придумали «вечер горизонтальной музыки» для медиацентра Александринского театра. Это серия музыкальных дуэтов для исполнителей самых разнообразных жанров, техник и форм. Название представления — поклон чинарю и обэриуту, «авторитету бессмыслицы» Александру Введенскому. Список участников преждевременно не раскрывается.
«Разговоры» Бориса Павловича (Петербург)
Обэриутский квартирник с участием особых актеров
Памятник ленинградской альтернативной культуры — текст «Разговоры», документирующий беседы обэриутов с самобытными философами Яковом Друскиным и Леонидом Липавским, — исполняется профессиональными артистами и людьми с расстройством аутистического спектра — студентами Центра «Антон тут рядом». Спектакль-квартирник придуман режиссером Борисом Павловичем совместно с благотворительным фондом «Альма Матер». С одной стороны, режиссер реализует социальную утопию инклюзивного театра, где на равных со всеми действуют артисты с особенностями ментального развития, с другой — исследует петербургский (в каком-то смысле иной и особый) архетип.