Театр

«В ХМАТ может войти кто угодно»: в Москве открывается антитеатр художников

25 октября 2017 в 13:04
Иллюстрация: Константин Терентьев / «Лесная Пьесса»
Художник и куратор Катя Бочавар объявила об открытии Художественного междисциплинарного антитеатра на базе галереи «ГРАУНД Ходынка». «Афиша Daily» публикует манифест новой московской платформы художественного эксперимента.
Катя Бочавар
Художник, куратор проекта «ГРАУНД»

«ХМАТ — Художественный междисциплинарный антитеатр. Художественный — потому что в центре нашего внимания в первую очередь художник, в широком смысле слова. Междисциплинарный — потому что все самое интересное сегодня находится в ситуации размытых жанровых границ. Анти — для нас это значит не столько «против», сколько «напротив». Театр потому что то, что сейчас происходит с театром, — это беспрецедентно, здесь концентрируется все самое важное, в том числе с точки зрения современного искусства. Это общемировая тенденция. И художественные площадки легко впускают театр. Пускает ли театр файн-арт? Нет. Театр — гораздо более закрытая конструкция. Театр едва ли впустит современное искусство. Поэтому сближение необходимо начинать с другой стороны.

Речь не о создании какой-то новой системы. Мы собираем в одном месте те процессы, которые уже существуют. Зачем? Чтобы очертить, обратить особое внимание на это явление. Потому что когда мы собираем что-то вместе, мы получаем новое знание. Его потом уже можно архивировать, систематизировать, на его счет рефлексировать. Разделение на творческие профессии и жанры — это то, что неприемлемо в ХМАТе. Контуры жанра сейчас размыты, в постижении одной профессии многие открывают в себе таланты другой.

Нужно начать с того, что мы сами до конца не знаем, что такое ХМАТ. Это нечто не существующее, а создаваемое в процессе. Нам важен процесс. Но важен и результат тоже. Мы будет показывать спектакли. Они будут фиксироваться, а фиксации будут обретать самостоятельную художественную жизнь. Документация произведения искусства — это тоже произведение искусства. Но ХМАТ — это не только репетиции и спектакли. Это могут быть и лекции, и кинопоказы, или все вместе.

Сейчас запланировано уже несколько хматовских постановок. Ближайшая — «Лесная пьеса» Константина Терентьева — уже запущена. Перед Новым годом — ХМАТ для детей, постановка Верены Казаровой (перформанс, костюмы, видео, объекты). Далее — Марина Алексеева (объектное искусство, анимация, видео), «МишМаш» и Шура Чернозатонская (пространственные инсталляции, перформативное искусство, живопись фотографии, видео), Анна Гарафеева (буто, контемпорари-дэнс и психотерапия, основанная на постулатах Юнга) и Протей Темен (нечто на границе всех жанров разом). Первоначально мы планируем развиваться в пространстве галереи-мастерской «ГРАУНД Ходынка», но в конце концов место реализации хматовских проектов может быть любым.

Я сейчас открываю две параллельные истории в «ГРАУНДе» — ХМАТ и искусство у микрофона. Они располагаются в соседних помещениях, и я уверена, что мы будем взаимодействовать. Какие-то постановки ХМАТа перейдут на радио, а может быть, и радио перейдет в ХМАТ.

Как записаться в ХМАТ? В принципе, в ХМАТ может войти кто угодно. Никто никого хматовцем не назначает. Человек просто может персонально почувствовать — там он или не там. Он может прийти, предложить свою работу, вступить во взаимодействие».

Алексей Трегубов
Куратор

«Задача куратора — предъявить художника. Случай с «Лесной пьесой» очень необычный, это не совсем выставка; хотя и выставка тоже. Художник Константин Терентьев, помещенный в окружение собственных работ, сочиняет в пространстве «ГРАУНД» свою пьесу. Я в этом участвую, по сути, как художник-постановщик, режиссер, который помогает проявить материал. С Константином я знаком давно — и лично, и в профессиональном плане. Выставлял его графику, видел его как участника перформансов и знал, что он пишет некий бесконечный текст. И вот, собственно, все это разом должно теперь уместиться в первую премьеру ХМАТа «Лесная пьеса» — и текст, и перформанс, и графика. Приходить можно в любое время работы галереи — действие не прерывается. При этом в ходе этого перформанса-марафона будет четыре мини-спектакля, предполагающих торжественное начало, представление на публику и финал: «Грибник» (28 и 29 октября, 19.00), «Лесоруб» (4 и 5 ноября, 19.00), «Охотник» (11 и 12 ноября, 19.00), «Потерянный» (18 и 19 ноября, 19.00)».

Константин Терентьев
Художник, автор и исполнитель «Лесной пьесы»

«В фильме «Общество мертвых поэтов» есть эпизод, в котором студенты колледжа устраивают спектакль. И я остро запомнил там одного персонажа, который ходил по сцене с ветвями на голове, изображая дуб. Потом в ГИТИСе, на факультете сценографии, мы сколачивали всякие конструкции из дерева, и вообще все пространство там — оно было до ремонта очевидно лесное. Примерно тогда же я впервые увидел АХЕ (театр художников Максима Исаева и Павла Семченко. — Прим. ред.), и это, конечно, не оставило сомнений в том, каким должен быть театр. Я уже заехал в галерею «ГРАУНД», у меня есть «Лесная пьеса» и почти месяц впереди. Вот только что я включил «Тихие песни» Сильвестрова в айфоне, направил микрофон, сижу, вставляю пластиковые игрушки в бревна. Представление началось, и продлится оно до 19 ноября. Будут стихи, песни и, может быть, танцы».

Лесная пьеса
Спектакль
Расскажите друзьям
Loading...
Читайте также
Интересное
Рекомендуем вам
На сайте используются cookies.
Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия