Режиссер, закончила театроведческий факультет ГИТИСа, училась в Московской школе нового кино
Любимые фильмы: «Прекрасная смоковница» Кристофа Оноре, «Окно во двор» Альфреда Хичкока, «Убийца» Дени Вильнёва
Что смотрит на YouTube: тьюториалы по программам для монтажа и обучающие видео
В 11-м классе я поняла, что хочу стать режиссером. Для меня это профессия фокусника, выдумщика, человека, который собирает особенности из разных областей и придумывает закрытый мир со своей инфраструктурой, законами и правилами. Поэтому сначала я отучилась на театрального критика в ГИТИСе, а затем поступила в Московскую школу нового кино.
Каждый день нужно учиться чему-то новому. Судя по интервью именитых мэтров, этот процесс не заканчивается никогда. Это касается и техники (выпуск новых камер, оптики, увеличение возможностей съемки и видеопоказа), и творчества. Неплохо иногда напоминать себе, что ты не гений. Очень важно сохранить способность рефлексировать. Это сложно, потому что некоторые работы можно пересматривать только через какое-то время после выпуска, чтобы воспринять картину критически.
Результат зависит от командной работы на 99,9%. Кино — это коллективное искусство. Когда я делала первые шаги, я еще не понимала, насколько важно рассказать другому человеку о картинке, которая есть у меня в голове. Над кино работает целая команда — все придуманное не может реализоваться одним только режиссером. Нужны актеры, операторская группа, звукорежиссеры и так далее. Работать в команде кажется чем-то простым, но на самом деле это тяжелая работа. Нужно понимать, как общаться с людьми на площадке, как коммуницировать так, чтобы тебя верно поняли и услышали.
Мы обязательно встречаемся с командой заранее до съемок и обсуждаем, что будет, — как творческие вопросы, так и организационные (сценарий, режиссерский сценарий, наше расписание, вызывные и т. д.). Уже во время съемочного периода проводим планерки, короткие встречи, для того чтобы напомнить или зафиксировать, что именно и как будем снимать сегодня. Люди должны понимать, как будет происходить весь процесс, потому что недопонимание — главный враг хорошей работы.
У каждого человека есть свои правила и потребности для плодотворной работы, но есть какие-то общие минимальные ресурсы, которые необходимы всей команде. Часто, по моему опыту, ими пренебрегают. Можно, конечно, заставить людей работать по 10 часов без перерыва, но продуктивности не будет. Нужно искать правильный тайминг: у человека должно быть время подготовиться к работе. Но не в ущерб съемкам. Сложная задача — найти баланс. Во многом это зависит от режиссера.
Режиссер Борис Хлебников в одном интервью говорил, что у каждого режиссера есть свой условный «громкоговоритель». Его слова были про идентичность стиля, а для меня это еще и классная метафора. Каждому режиссеру нужно найти свой метод высказывания. Искать свое — это самое важное и самое сложное. Свой стиль, свой язык, это, как и своя команда, — 99,9% фильма.
«Dasha/Дарья»
Будущий преподаватель МГУ с черным поясом
Это был мой первый опыт организации масштабной съемки и первый опыт работы с агентством. Вокруг меня было человек двадцать, с которыми надо было постоянно общаться, вести переписку, обсуждать рабочие моменты. Я научилась разговаривать с большим количеством людей одновременно. Эта работа проявила то, что я готова посоветовать всем молодым режиссерам, — попытаться найти способ коммуникации, организовать комфортную работу в условиях минимальных ресурсов.
В техническом плане у меня был приятный опыт работы с плейбэком — я ходила рядом с оператором и смотрела, как примерно все будет выглядеть в итоге на экране. Это, конечно, не всегда удобно для человека за камерой, но очень удобно для режиссера.
Я старалась придумать историю, опираясь на увлечения героини: ее страсти к айкидо, желанию поступить в магистратуру. До съемок я долго и дотошно расспрашивала Дашу про ее увлечения и интересы. Она сказала, что мечтает стать преподавателем МГУ с черным поясом. Мне эта фраза запомнилась. И идея фильма сама собой сложилась вокруг Дашиной мечты. Это история про ученика, который делает первый шаг, чтобы стать учителем. Меня вдохновила Дашина неиссякаемая энергия, которая ее поддерживает. Во время съемок у нас было очень много локаций, даже, наверное, больше, чем нужно. Но это тоже специфика героини: она неостановимый мотор. Я бы локализовала сценарий, но с такой разносторонней героиней это было бы очень сложно.
Документальная съемка — это удивительный процесс. Например, финальная сцена, где Даша танцует хастл на набережной. Прямо там я увидела молодого человека и поняла, что он идеально подойдет для нашей героини. Подошла, договорилась, и уже через секунду они с Дашей танцевали так, будто сто лет друг друга знают. Хотя они видели друг друга в первый раз в жизни. Они смогли довериться — партнеру, процессу, нам с оператором. Вокруг танцевало много людей, очень свободно, и все было по-настоящему. Нашей задачей было ухватить этот момент и передать его зрителю. Это была чистая импровизация, никакой постановки. И все на закате — очень красиво.
«Я искала работу, которую можно будет легко совмещать с учебой, и не ожидала, что именно эта работа позволит мне на практике освоить то, что очень важно в профессии журналиста. И уж точно я никак не могла предположить, что в «Макдоналдс» мне предложат сыграть главную роль в фильме о самой себе — ведь я тележурналист и привыкла сама рассказывать о других людях. Было бы проще, если бы мне написали сценарий и выдали роль, но гораздо сложнее показать перед камерами свое истинное лицо.
Увидеть себя со стороны — это как сходить к психологу. Режиссер раскрыла те моменты, которые меня задевают в реальной жизни. Мне казалось, что в кадре я вся нараспашку. У Наташи была концепция показать меня с двух сторон: сосредоточенная на тренировках и на работе и расслабленная на танцах и с друзьями. Я думала, что я везде одинаковая, но Наташа помогла мне понять, что это не так.
Что меня по-настоящему удивило в съемках — это работа звукорежиссера. Он выгонял нас со съемочной площадки и записывал, как звучит зал, когда нас там нет. Он записывал все звуки и создавал звуковые картины как художник. Еще меня очень удивило, как режиссер разложила вдохновение и творчество в очень понятные схемы и структуры: она систематизировала творческий процесс и смогла сформулировать все главные мысли четко и просто».
Фотографии со съемок фильма «ON Родион»
Родион и его девушка во время съемок фильма
Даша во время съемок фильма «Dasha/Дарья»
Даша и режиссер Наташа во время съемок фильма «Dasha/Дарья»
Режиссер, выпускник Московской школы кино
Любимые фильмы:«Легенда о пианисте» Джузеппе Торнаторе, «Великая красота» Паоло Соррентино, «Кэнди» Нила Армфилда
Что смотрит на YouTube: каналы о путешествиях и особенностях кино
Я никогда специально не учился на режиссера, но достаточно рано я начал снимать. Свой первый ролик — музыкальное видео — я снял в 16 лет. Очень быстро я понял, что это суперинтересная работа. Когда ты снимаешь, то оказываешься в параллельной реальности, в которой ты обладаешь удивительной способностью останавливать время. Для меня режиссура — это не работа, а огромный экспириенс и полное погружение, во время которого мне удается прожить очень много жизней.
Только практика поможет вам раскрыть себя в режиссуре. Нужно все время что-то снимать, помогать кому-то на съемках, пробовать разные техники и безостановочно что-то делать.
Режиссер — это человек за штурвалом, который всем говорит, куда нужно двигаться. Чтобы понимать, куда двигаться, нужно знать, кто чем занимается и как все работает. Я бы посоветовал уметь делать все, начиная от монтажа, заканчивая звуком, цветом и работой с камерой. Для начинающего самое важное пробовать себя и максимально погружаться в процесс, а если хочешь действительно погрузиться в процесс, ты должен понимать все ступени создания видеопродукта.
Важно понимать, с кем ты работаешь, и не делать того, чего не нужно делать. Не со всеми надо воевать.
Работа изматывает тебя морально и физически. К любому проекту нужно готовиться по две-три недели. А потом проводить монтаж, цветокоррекцию, работать с графикой и со звуком. В итоге получается волшебство, но на самом деле это бесконечная работа, которая начинается с первого синопсиса и продолжается до самого конца, — визуализация, освоение локаций, работа с художником и с командой. И это все делается до самой съемки.
Любой проект — это время преодоления себя. И побеждать усталость нужно от первой точки до последней. У тебя может быть шикарная творческая группа, гениальный сценарий и лучший оператор, но тебе может просто не хватить моральных или физических сил довести до ума проект на монтажном столе.
«ON Родион»
История влюбленного музыканта
Мне очень нравится, как мы поработали с композитором: мы вместе писали музыкальное сопровождение к ролику от начала до конца. То, что у нас точно получилось, — это через музыку передать смысл и настроение, рассказать цельную историю. У нас получился не совсем фильм, а целый клип или даже мюзикл.
Родион, главный герой фильма, вдохновил меня своей целеустремленностью, энергией и бесконечным стремлением двигаться вперед. Его положительные качества сформировали и главный посыл фильма — верить в свои силы и возможности и проецировать мысли и желания на реальную жизнь, не только мечтать, но и делать.
«Мне понравилось, что я мог рассказать о себе и поделиться своим взглядом на жизнь. Съемки фильма для меня стали, пожалуй, лучшей иллюстрацией того, что в «Макдоналдс» действительно каждое имя важно. Сценарий писался по моим целям, мечтам и планам, и профессиональный взгляд со стороны помог мне переосмыслить какие-то свои приоритеты. Мой любимый момент во время съемок и в самом ролике — это то, как мы с девушкой гуляем. Мы не обращали внимания на камеры и жили чувствами.
В итоге у нас получилась классная работа — не фильм, а настоящий видеоклип, который вместе с режиссером создал и звукорежиссер, писавший музыку».
Узнать подробнее о том, как молодые режиссеры снимали фильмы о сотрудниках «Макдоналдс», можно по ссылке.